Организация онлайн-трансляции вебинаров педагогических работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 13.07.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Трунова, Л. В. Организация онлайн-трансляции вебинаров педагогических работников / Л. В. Трунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116405/ (дата обращения: 17.07.2024).



Данная статья содержит основные этапы в области организации онлайн-трансляций вебинаров.

Сегодня у человека есть возможность обучаться и узнавать о новых продуктах в сфере образования в максимально комфортных с точки зрения психологии условиях. Ученые доказали, что привычные и даже бытовые условия благотворно влияют на усвоение материала и на общие решения. На фрилансе усваивается до 15 % больше информации, это важно для презентаций продуктов партнерам или клиентам и обучения. Здесь на помощь бизнесу и образованию приходят вебинары.

Подводя итоги теоретического исследования: вебинар — это онлайн-семинар, конференция, встреча или презентация, к которой участники подключаются с компьютера или другого гаджета. Ведущим встречи является спикер, рассказывающий участникам информацию по анонсированной теме. Преимущество вебинаров в мобильности: слушатели могут находиться в тысячах километров от спикера.

Из изложенного в статье материала делаем вывод, что в такой удобный формат как вебинар можно «упаковать» как классическое профессиональное образование, так и образовательные курсы и онлайн-университеты, а также решать корпоративные задачи бизнеса, такие как обучение сотрудников. Например, провести внутренние курсы повышения квалификации сотрудников и презентацию продукта для потенциальных клиентов.

Вебинары для педагогов — это возможность получить новый опыт, усовершенствовать знания, которые требуются для дальнейшей профессиональной деятельности дистанционно в онлайн-режиме.

Также в данной статье был аргументирован выбор Webinar — российского программного сервера для проведения вебинаров.

Согласно исследованию многопрофильного аналитического центра НАФИ, сегодня почти три четверти населения России уверено, что при помощи онлайн-обучения можно получить любую профессию. Такое мнение высказали респонденты от 25 до 35 лет (то есть 75 % от опрошенных). Речь идет не только о получении профессии с нуля, но и о перепрофориентации.

Чтобы разобраться, что такое вебинар рассмотрим два основных способа удалённого общения, которые часто миксуют, принимая, за аналоги друг друга — это видеоконференцсвязь и веб-конференция. Это похожие, но все же разные форматы.

В первую очередь рассмотрим основные понятия.

Видеоконференция — сеанс связи между двумя пользователями или группой пользователей, независимо от их месторасположения, при этом, участники видят и слышат друг друга согласно правилам, определяемым видом видеоконференции. Видеоконференции проводятся при условии использования специальных средств, которые могут быть реализованы как на основе аппаратных решений и систем, так и в виде программного обеспечения, Интернет-сервисов для ПК, мобильных устройств или браузеров.

Веб-конференция (англ. web conferencing) — технология и инструментарий для организации онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить онлайн-презентации, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своём рабочем месте за компьютером.

Веб-конференции, которые предполагают «одностороннее» вещание спикера и минимальную обратную связь от аудитории, называют вебинарами. [7].

По своей сути вебинар — это онлайн-трансляция образовательного мероприятия (лекции, воркшопа). Также в это понятие можно включить непосредственно урок, записанный для тех, кто учится дистанционно.

Главная цель вебинара — передача информации аудитории. В это время внимание сфокусировано на одном человеке (эксперте), однако формат предусматривает и возможность дискуссии. Участники могут задавать вопросы либо когда спикер дает такую возможность, либо после вебинара в специальном чате. [8].

Преимущества проведения вебинаров как вида веб-конференции: интерактивность; доступность; экономия средств; экономия времени; психологический комфорт; сохранение учебных материалов у участника.

Но у вебинаров есть несколько недостатков по сравнению с традиционным образованием: наличие скоростного Интернета; проблемы с выходом в Интернет в конкретное время. [4]

Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о вебинарах — это, конечно, образование. Чаще всего курс включает в себя серию вебинаров.

  1. Образовательные курсы и онлайн-университеты проводят на широкую внешнюю аудиторию. Такая онлайн-конференция чаще всего платная. Но иногда есть гибридное решение: семинар «здесь и сейчас» стоит определенную сумму, но позже, через достаточно большой период времени, выступления спикеров выкладываются в открытом доступе на специализированных платформах.
  2. Обучение сотрудников. Вебинар как решение для корпоративного обучения появилось относительно недавно. В России оно активно развивается с середины 2000 годов. Пик развития пришелся на 2020, когда из-за коронавируса многие работники перешли на удаленку. И после пандемии удаленный формат стал неотъемлемым для большинства компаний.

Сегодня корпоративные вебинары — одно из приоритетных направлений внутренних процессов бизнеса. От них напрямую зависит развитие профессиональных качеств сотрудников, а значит и показателей компании. Кроме того, отмечают HR-специалисты (сотрудники отдела по управлению персоналом), проведение вебинаров и участие в них позволяют провести отличный тимбилдинг для команды. И спикер, и слушатели могут познакомиться поближе в более неформальной обстановке. Такой формат онлайн-обучения позволяет сэкономить средства на организации площадки для прокачки компетенций сотрудников без потерь в качестве. Это могут быть также онлайн-воркшопы (онлайн-мастерские) либо записи видео, которые комплектуются в базы знаний компании.

Особенности организации и проведения вебинара

Технически спикер находится перед своим компьютером или телефоном, транслируя на аудиторию занятие. Присоединиться к вебинару участники могут любым удобным способом — с помощью мобильного устройства или компьютера. Зритель переходит к трансляции по ссылке, которую спикер и организаторы направляют персонально либо в сообществе, рассчитанном на аудиторию вебинара.

Для проведения вебинара понадобится специальный сервис, который предусматривает большое количество единовременных подключений. Также будет полезен набор доступных инструментов для видеотрансляции: демонстрации презентаций и слайдов, групповой работы, коммуникации между участниками и спикером (в любых комбинациях). Выбор площадки зависит от того, какие функциональности пригодятся во время мероприятия.

Обычно на вебинаре видеосвязь односторонняя: лектор ведет занятие, а для обсуждения онлайн на многих популярных платформах есть чат. Лектор может заложить время, чтобы ответить на вопросы, или делать это по ходу мероприятия. Выделенное время на общение с публикой удобно для сохранения структуры вебинара. Спикеру не нужно отвлекаться на коммуникацию, общая мысль повествования не теряется, при этом интерактивность онлайн-семинара сохраняется. [4].

Перейдем к классификации вебинаров. Вебинары делятся на несколько видов, которые, по большому счету, дополняют друг друга. Рассмотрим, по каким критериям можно классифицировать вебинары.

  1. По тематике

Вебинары могут быть экспертными и личными.

Профессиональные (экспертные). Такие мероприятия проводятся, чтобы повысить профессиональный уровень слушателей либо обучить их профессии с нуля. Это могут быть полноценные большие курсы или единичные вебинары по конкретным, узким темам.

Личные. Эти вебинары популярны среди экспертов и блогеров, продвигающих свои продукты через личный бренд. Тематика вебинаров отличается от общего курса, чаще всего для пиара эксперта и его материала. С такими целями организаторы выбирают формат открытой коммуникации с аудиторией или лайф-контент.

  1. По типам доступа

Вебинары классифицируются по трем типам доступа: открытые, закрытые и платные.

Открытые: ссылка на них размещается в открытом доступе. Это может быть страница в социальных сетях спикера или сайт онлайн-школы.

Закрытые: этот тип свойственен корпоративному обучению либо презентации продукта. Вебинар проводится для конкретной аудитории, приглашение присылается адресно. Главное преимущество этого типа вебинара в том, что спикер точно понимает, перед кем он будет выступать и сколько будет зрителей.

Платные: по сути, это закрытые вебинары, доступ к которым открывается только после оплаты. Такой тип часто встречается при покупке продуктов отраслевых спикеров или онлайн-школ.

Отличие вебинара от других форматов

Часто в качестве синонима вебинару используют словосочетания «онлайн-семинар» и «онлайн-конференцию». Однако нужно отметить, что формат вебинара отличается от других. Это знание поможет детальнее проработать информацию для вебинара и продумать ход мероприятия.

  1. Семинар и вебинар. У семинара и вебинара очень много общего по своей сути. Отличие в том, что вебинар, предполагает проведение онлайн. В случае с семинарами встречи проходят и оффлайн. Недостатком вебинаров часто называют снижение уровня эмпатичности и ослабление контакта со слушателями. Однако современные технологические и технические решения стирают грань между офлайн и онлайн. Высокое качество видео и звука, скорость их передачи и отличные инструменты сервисов ВКС делают виртуальное общение не менее, а то и более эффективным, чем реальное.

Основной плюс вебинара в свободе коммуникации: нет ограничения по месту проведения. Также важно, что эксперт сам управляет коммуникацией в процессе вебинара. Он может отключить агрессивного собеседника, исключить возможность спама или попытки срыва вебинара.

  1. Конференция и вебинар. Главное отличие вебинара от конференции — в формате диалога. Конференция подразумевает интерактив с аудиторией, общение «на равных». Роли модератора и спикера в конференции могут передаваться от одного к другому. Вебинар в этом плане структурирован по ролям: есть эксперт или эксперты и слушатели. Связь в вебинаре — односторонняя, коммуникация осуществляется только через чат. С одной стороны, это ограничивает возможности для общения, а с другой позволяет сделать обучение более эффективным.

Зачастую участие в вебинаре не требует установки специальных приложений. Достаточно компьютера или телефона, колонок или наушников, а подключиться к онлайн-обучению можно, просто перейдя по ссылке.

  1. Тренинг и вебинар. Вебинар отличается от тренинга не только форматом, но и результатом. Если обобщить, то вебинар — это теоретическое занятие. На нем слушатели получают информацию. Тренинг же предполагает навыковое обучение: это больше похоже на практические офлайн-занятия, где в процессе коммуникации тренер дает задачи, а участники находят решения. Обычно тренинги — это мероприятия с большой вовлеченностью и активной коммуникацией.
  2. Марафон и вебинар. Отличие марафона от вебинара — в количестве онлайн-встреч. Марафон предполагает серию прямых трансляций с практическими занятиями. Такой формат предусматривает обязательный интерактив и задания после каждой встречи. Кроме того, при участии в марафоне формируется сообщество, для которого онлайн общение — точка роста. В то же время на вебинаре развитие приоритетно происходит в процессе коммуникации со спикером и самостоятельного изучения дополнительных материалов.

Проведение вебинара требует серьезной подготовки не только в технической части, но и в плане контента, а также личной подготовки самого спикера. Основательная подготовка может дать максимальный эффект.

Что нужно для проведения вебинара

  1. Техника. Для того, чтобы вебинар прошел идеально, нужен набор качественной техники: камера с высоким разрешением, хороший микрофон, ноутбук или ПК. Важно, чтобы Интернет-соединение было надежным, не менее 2,5 Мбит/с.

Если вы планируете предоставить запись видео участникам после мероприятия, важно, чтобы она была качественной. Это напрямую влияет на то, придут ли зрители на ваш следующий вебинар. Также можно подготовить планшет, с которого спикер сможет читать текст при необходимости.

Обязательно протестируйте технику перед вебинаром. Желательно иметь «запасной комплект» на случай непредвиденных неисправностей.

  1. Контент. Даже самая надежная связь и высокое качество видео и звука не помогут, если информация не полезна аудитории. Большая ошибка спикера — считать, что к онлайн-лекции не нужно готовиться. Важно проработать выступление хотя бы тезисно, чтобы всегда была возможность подглядеть и не сбиться с мысли. Обязательно позаботьтесь о презентации: визуал хорошо воспринимается аудиторией и помогает лучше запомнить материал. Сделайте ее максимально понятной, дополните ее уместным юмором — не пытайтесь быть излишне серьезным, это может смутить аудиторию, и она не решится задавать вопросы.
  2. Личные качества спикера. Личный бренд играет большую роль в том, насколько успешно пройдет вебинар. Обратите внимание на внешний вид — он должен соответствовать тематике и аудитории. Чаще всего спикеры выбирают стиль casual. Он одновременно консервативен и расслаблен, что говорит о серьезном подходе к предмету, но располагает к беседе.

На вебинаре спикер часто играет только одну роль и не успевает модерировать процессы. Особенно это касается трансляций на большую аудиторию: есть ряд технических задач, которые необходимо решать оперативно (смена слайда, контроль работы оборудования и пр.), нужно следить за вопросами в чате и управлять диалогом спикера и аудитории. Здесь не обойтись без модератора. Он решает большинство организационных вопросов, облегчая работу спикера и делая обучение более комфортным для слушателей.

Функции модератора: предварительно проверяет оборудование и подготавливает страховочные варианты (дополнительные микрофон, камера, свет и пр.); загружает материалы, спикеров в вебинарную комнату; рассылает приглашения участникам и контролирует список присутствующих; общается с техподдержкой сервиса ВКС при необходимости; модерирует вопросы во время вебинара, структурирует их и передает спикеру; публикует ссылки в чате во время трансляции; рассылает материалы участникам после вебинара.

Чтобы вебинар прошел успешно, необходимо выбрать Интернет — сервис. Вот какие требования нужно учесть:

– Интернет-сервис должен работать стабильно. Если во время вебинара у оратора или зрителей будет постоянно прерываться связь, пропадать звук, то люди просто выйдут из вебинарной комнаты;

– наличие техподдержки на случай, если возникнут такие проблемы, которые не получается решить самостоятельно;

– соответствие заложенному бюджету. Важно проверить, есть ли у площадки подходящий тариф;

– наличие всего необходимого функционала. В зависимости от темы вебинара, спикеру может потребоваться видеозапись с экрана, модерация, показ расписания на экране, переключение на трансляцию рабочего стола и прочие функции.

Сервисы для вебинара могут включать следующие возможности и инструменты: совместный доступ к экрану или отдельным приложениям (screen sharing); интерактивная доска (whiteboard); демонстрация презентаций; синхронный просмотр веб-страниц (co-browsing); аннотация экрана; мониторинг присутствия участников; текстовый чат; интегрированная VoIP-связь; видеоконференцсвязь; возможность менять ведущего; возможность отдавать контроль над мышью и клавиатурой; модерация онлайн-встреч; обратная связь (например, опросы или оценки); планирование встреч и приглашение участников; запись хода веб-конференции.

Исходя из анализа платформ, таких как: Webinar; Zoom; Skype; iMind; Discord; Telegram для проведения вебинаров и онлайн-мероприятий, сервис Webinar оказывается лучшим, так как состоит в реестре отечественного ПО и выполняет надежное шифрование данных с гарантией безопасности. Для запуска вебинара достаточно перейти по ссылке, все функции доступны из браузера, интерфейс интуитивно понятен с первой секунды.

В нашем ГБПОУ «Котовском промышленно — экономическом техникуме» используется платформа Webinar. Вебинар для педагогических работников был проведен в рамках XIV межрегионального конкурса IT- проектов для учащихся общеобразовательных учреждений и студентов среднего профессионального образования.

Тема вебинара: Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях.

Модератор: студент группы КС 9 Соколов В. С.

Спикер: преподаватель Трунова Л. В.

Участники: методист Давид А.И, преподаватели.

Вывод. В ходе проведения исследовательской работы был аргументирован выбор Webinar, российского программного сервера для проведения вебинаров.

Литература:

  1. Площадка для вебинаров ClickMeeting [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clickmeeting.com/ru
  2. Сервис видеоконференций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: webinar.ru
  3. Сервис для проведения вебинаров и конференций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://myownconference.ru/
  4. Контур.Толк. Что такое вебинар [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://kontur.ru/talk/spravka/37989-chto_takoe_vebinar
  5. Видеоконференции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://trueconf.ru/videokonferenciya.html
  6. Видео коммуникации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zoom.us/
  7. ROI4CIO. Веб-конференция [Электронный ресурс] — Режим доступа https://roi4cio.com/categories/category/veb-konferencii/
  8. Видеоконференцсвязь и веб-конференция [Электронный ресурс] — Режим доступа — различия https://mts-link.ru/blog/videokonferencsvyaz-i-veb-konferenciya-razlichiya/
  9. Видеоконференцсвязь и веб-конференция — различия [Электронный ресурс] — Режим доступа https://webinar.ru/blog/videokonferencsvyaz-i-veb-konferenciya-razlichiya/


Задать вопрос