В статье рассмотрены основные изменения в сфере корпоративного обучения. Приведены примеры успешных инновационных решений в бизнес-среде и внедрения новых образовательных технологий. Определены преимущества дистанционного формата и актуальность переподготовки кадров.
Ключевые слова: корпоративное обучение, пандемия, бизнес, технологии, дистанционный формат.
«Постпандемийная» реальность диктует новые условия для ведения бизнеса. Ограничительные меры стали причиной сокращения доходов и иных кризисных моментов для многих участников малого и среднего бизнеса, однако, положительные стороны во многом ощутимы. В первую очередь, дистанционный формат работы стал для многих перспективным направлением и ключевым инновационным решением. Руководители увидели плюсы дистанционного режима работы. Это и сокращение расходов на электроэнергию, и стабилизация психологического состояния сотрудников, и отсутствие вездесущих «пробок» в качестве основного аргумента непунктуальных подчиненных, и оперативность принятия решений. Ключевой момент данной мысли — компании научились адаптировать организационные процессы в условиях пандемии и использовали ограничения как способ для внедрения новых инновационных решений.
Корпоративное обучение, являясь важным аспектом профессионального роста, также было адаптировано под дистанционный формат и это имело определенный успех. Во многом, обучение, как процесс не можем обходиться без использования новейших технологий. Ставшие популярными видеоконференции в Zoom обозначили преимущество и доступность данной технологии для многих мероприятий. Дистанционное образование стало определяющим аспектом всей образовательной системы нашей страны и не только корпоративного назначения.
Сбербанк во втором квартале 2020 года перевел свой корпоративный университет на программы дистанционного образования в виде вебинаров и групповых занятий в режиме онлайн. И этим увеличил количество завершенных программ на 40 % по сравнению с первым кварталом года [1].
Именно сейчас многие компании начинают инвестировать в технологии и сотрудников.
Ограничительные меры позволили людям уделить массу времени на саморазвитие и обучение навыкам. В связи с этим в условиях пандемии резко возросло количество онлайн-школ. Широкий выбор на рынке позволяет человеку выбрать продукт по приемлемой цене, однако, качество знаний варьируется. Для руководителя, несомненно, важно, чтобы сотрудник получал качественное образование, осваивал цифровые технологии, и при этом «прокачивал» навыки, соответствующие профессиональной компетенции.
Но даже учитывая все плюсы дистанционного образования, многие сотрудники продолжают выражать доверие к прежнему очному формату обучения. Многим важен именно личный контакт с преподавателем и коммуникация. Корпоративные тренинги построены по принципу формирования коммуникационных навыков, т. е. учат ко всему прочему быть командой, принимать решения, иметь системный подход к решению проблем. Приглашенный коуч выступает в роли мотиватора и заряжает коллектив новыми идеями посредством различных игр и мастер-классов. При это важно именно личное присутствие, что доступно только при очном формате.
Опыт онлайн-школ показывает, что многие дистанционные курсы отличаются низким процентом дошедших до конца программы — только 10–15 % учащихся получают сертификаты об окончании [3].
Для эффективного корпоративного обучения требуется соответствующая инфраструктура. И здесь ключевую роль приобретают автоматизированные решения. Платформы для обучения стали основными продуктами образовательной среды новой реальности. Для их разработки потребовалось привлечение бюджетных средств, а также специалистов, которые смогли бы интегрировать образовательные процессы в график сотрудников. Более того, платформа должна постоянно развиваться, что создает спрос на обучение новых сотрудников в сфере цифровых технологий. Получается, что платформа обслуживается внутри предприятия, инновации не требуют привлечения дорогих специалистов.
Такой подход сокращает расходы на корпоративное обучение. Металлургическая компания «ТМК» не только достигла поставленных задач, но и сократила расходы на корпоративное обучение в 2000 раз.
Важным показателем эффективности корпоративного обучения является срок адаптации сотрудника. Имеется ввиду, как быстро сотрудник освоит технологии и сможет получать знания на новой для него платформе. Обучение в режиме онлайн — это еще и возможность выстраивать индивидуальную систему получения знаний. Например, компании разрабатывают тесты, которые определяют, в каких областях сотруднику требуется улучшить навыки. Это облегчает задачу руководителю, которому важна автоматизация на всех уровнях бизнес-процесса. В Deloitte, например, прибегают к коучингу на рабочем месте и используют онлайн-платформу, которая обеспечивает персонализированное развитие для всех сотрудников с учетом их индивидуального графика.
У корпоративного обучения поменялись также задачи. Если раньше бизнес-модель не претерпевала существенных изменений ввиду отсутствия внешних катализаторов, то в 2020 году коррективы вынудили многие предприятия не только менять график и режим труда, но и перестраивать деятельность компании. Это более наглядно видно на примере доставок продуктов и блюд на дом. Для того, чтобы реорганизовать бизнес-модель, необходимо включение новых сотрудников, а, следовательно, их дальнейшее корпоративное развитие.
В связи с тем, что удаленный формат стал повседневностью для многих компаний, появилась потребность в овладении новыми навыками. Директор по развитию персонала «Ростелеком» Екатерина Барабанова рассказывает о том, что в компании появились новые тренинг-программы: по управлению распределенными командами, управлению личной эффективностью на удаленке, стресс-менеджменту, well-being (благополучие сотрудников) и ментальному здоровью, программы по работе в рамках COVID-19 и обучению инструментам удаленного взаимодействия [4]. Это наглядно показывает, как внешние обстоятельства меняют корпоративное обучение и заставляют адаптироваться сотрудников к условиям новой реальности. Это время, когда нужно учитывать не только потребности и запросы населения, но и учитывать ментальное здоровье и уметь работать с командой по «удаленке».
Знание технологий предельно важно для сотрудников 21 века. Это понимают и руководители больших компаний, в которых работают несколько тысяч сотрудников по всей России. Увеличение цифровых технологий приводит к тому, что на их тестирование и разработку нужны новые сотрудники. Чтобы новые тренды и технологии, например, искусственный интеллект, работали внутри компании и улучшали бизнес, нужно совместить знания бизнеса со знанием этих технологий.
«Школа 21», запущенная Сбербанком, позволяет своим взрослым сотрудникам переобучиться и стать разработчиками, тестировщиками и внести новый вклад в развитие предприятия [5]. Подобный опыт наблюдается и у «Ростелекома» — «Биржа талантов» позволяет прокачивать новые навыки в работе над реальными бизнес-проектами и переходить сотрудникам на новые должности внутри компании.
Отдельно стоит сказать, что дистанционный формат работы и обучения многих сотрудников по всему миру спровоцировал рост киберпреступности. Хакерские взломы и утечки данных стали частыми «гостями» в новостных хрониках. Это в свою очередь определило увеличение запросов на специалистов в области информационной безопасности. Вместе с этим увеличилось и количество образовательных продуктов, которые обучают информационной безопасности. Стоит сказать, что «тренд» на таких специалистов будет только расти, ведь сейчас практически все бизнес-процессы построены на цифровом формате и работе с базами данных [2].
Примечателен опыт бизнес-школы «Сколково» — они проводят свои открытые и корпоративные программы в виртуальном классе. Профессор этой школы Андрей Шапенко уверяет, что спикеру в такой аудитории «проще, чем в реальном классе с таким же количеством людей». Виртуальный класс позволяет комбинировать офлайн и онлайн форматы, обладает 27 телевизорами, а участникам доступна видеозапись и синхронный перевод.
Таким образом, корпоративное обучение не только сохраняет устойчивость и актуальность, но и развивается вместе с технологиями. Многие люди, потеряв рабочие места, тем не менее имеют доступ к получению знаний и освоению новых технологий. Компании могут обучать своих сотрудников прямо на месте и в сравнительно короткие сроки. Переподготовка и переобучение теперь стали ключевыми аспектами корпоративного обучения.
Литература:
- Новый взгляд на корпоративное обучение: какие тренды появились во время пандемии 2020. [электронный ресурс] URL: https://www.mirapolis.ru/blog/noviy-vzglyad-na-korpporativnoe-obuchenie/.
- Крылова Т. Вызовы пандемии: как изменился рынок корпоративного обучения в новых условиях. 2020. [электронный ресурс] URL: https://spark.ru/user/97045/blog/66579/vizovi-pandemii-kak-izmenilsya-rinok-korporativnogo-obucheniya-v-novih-usloviyah.
- Шикова Ю. Как изменилось корпоративное обучение в период пандемии. 2020. [электронный ресурс] URL: https://www.lanit.ru/press/smi/kak-izmenilos-korporativnoe-obuchenie-v-period-pandemii-/.
- Барабанова Е. Каких изменений ждать в корпоративном обучении в 2021 году. 2021. [электронный ресурс] URL: https://rb.ru/opinion/korporativnoe-obuchenie-2021/.
- Персианинов Р. Сбербанк открывает бесплатную школу кодинга без учителей. В чём её отличия от вузов и как туда попасть. [электронный ресурс] URL: https://tjournal.ru/science/71269-sberbank-otkryvaet-besplatnuyu-shkolu-kodinga-bez-uchiteley-v-chem-ee-otlichiya-ot-vuzov-i-kak-tuda-popast.