Развитие цифровых технологий в строительстве влечет трансформацию в смежных отраслях. Согласно нормам Постановления Правительства РФ от 5 марта 2021 г. N 331 «Об установлении случаев, при которых застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства» и в соответствии с частью 1 статьи 57 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации развитие вышеуказанных технологий неизбежно.
Подготовка кадров в этот период обусловлена огромной нехваткой квалифицированных сотрудников, недопониманием происходящих процессов со стороны бизнес сообщества и слабой степенью мотивации всех участников рынка строительства и проектирования работать на результат.
Один из вариантов заполнить вакуум в этой сфере — создание интернет-ресурса (агрегатор 3-го уровня) для взаимодействия нескольких сторон: работник, работодатель, образовательные заведения, базы данных различных ведомств в части информации о работнике (наличие либо отсутствие судимости, болезни, наличие прав, переподготовка, наличие либо отсутствие ограничений). Будущий работник размещает резюме и пожелания о работе мечты — «инженер в Гостехнадзор». Работодатель видит все данные о потенциальном работнике и при согласии принять на работу, в случае необходимости просит пройти дополнительное обучение по актуальной специальности. Образовательное учреждение оказывает услугу по обучению (переподготовка, повышение квалификации, магистратура). Автоматически подписываются договора между всеми участниками площадки (работник, работодатель, образовательное учреждение). Работник видит, что его заработная плата зависит от нескольких факторов: обучение, переезд, здоровье, квалификация и т. д. может выбирать наилучшее предложение от нескольких работодателей. Аутентификация на ресурсе планируется организовать по номеру телефона, а система сама заполнит все необходимые данные о кандидате. В сферу образования ограничивается доступ лицам, имеющим судимость. Данные при заключении контракта отражаются в базе ИФНС, с целью учета информации о работодателе и работнике (дата договора, стоимость услуг, срок работы, и прочие существенные условия).
Один из путей решения кадрового вопроса — это внедрение новых современных методов обучения и переобучения работающих или будущих сотрудников. Рассмотрим некоторые инновационные методы обучения персонала в организации:
- Метод Buddying основан на предоставлении информации друг другу для достижения производственных целей. Иногда buddying рассматривают как неформальное наставничество. Чаще всего этот метод используют для обучения новичка при адаптации. Метод Buddying отличается от наставничества или коучинга тем, что участники этого процесса равноправны.
- Метод Job Shadowing (в переводе с английского «рабочая тень») очень распространен за рубежом. Сотрудник в течение нескольких дней становится «тенью» более опытного сотрудника. В процессе обучения сотрудниками обсуждаются различные рабочие ситуации, выявляются тонкости и особенности работы. Данный метод целесообразно применять для выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений, стажеров или кадрового резерва.
- Виртуальная реальность. Данный метод обучения используется для специальностей с высоким уровнем риска, например, пилоты, врачи. Мир, созданный техническими средствами, очень близок к реальному. При помощи возможностей виртуальной реальности обучаемый погружается в виртуальную среду, которая похожа на реальность, и таким образом получает профессиональный опыт и знания.
- Геймификация. Данный инструмент, используя игровые технологии, не только мотивирует, но и вовлекает персонал в процесс принятия решения. Идея геймификации заключается в том, что большая цель делится на мелкие. В результате обратной связи сотрудник отмечает даже небольшой прогресс в своей деятельности. Через созданные тесты и бизнес кейсы, которые сотрудники могут пройти онлайн, работодатель может оценить потенциал или профессиональную пригодность соискателя для работы в компании.
- Метафорическая игра. Этот метод обучения нацелен на раскрытие творческого потенциала сотрудника для поиска нестандартного решения проблемы. Реальная производственная ситуация перекладывается на метафорический сюжет. В качестве метафоры могут быть истории из фильмов, сказок и легенд, которые передают аналогичную проблематику.
- Мобильное обучение. Данное обучение стал одним из самых «крутых» трендов в области обучения персонала в 2018 году. Это было обусловлено тем, что большинство владеет либо смартфоном, либо планшетом. В среднем каждый человек проводит за своими устройствами около 3 часов ежедневно. Используя технологии мобильного обучения, компании получают возможность транслировать учебный контент через эти устройства, тем самым расширяя степень охвата пользователей. Кроме того, получение информации через мобильное устройство — это то, к чему привыкли представители поколения миллениалов и центениалов.
Дополнительно хотелось бы выделить несколько ключевых трендов для корпоративного сектора, которые представляют наибольший интерес для сферы обучения и развития персонала.
Тренд 1. Новые возможности благодаря ИИ. Возможно, кому-то уже надоел этот тренд, ведь о нём говорят все вокруг, но использование искусственного интеллекта, особенно генеративного, в обучении стало неизбежным.
Тренд 2. Мультимодальное обучение. Мультимодальное обучение, представляющее учебный контент в различных форматах, таких как видео, тексты, подкасты, иллюстрации и интерактивные элементы, не является новым явлением. Однако его значимость начинает осознаваться только сейчас, в связи с бурным развитием технологий и глобальными социальными изменениями.
Тренд 3. Инклюзивность. В современных международных компаниях осознают, что сотрудники представляют собой не однородную массу, а многообразие личностей, включающее представителей различных национальностей, культур и лиц с особенностями здоровья и развития.
Тренд 4. Метавселенные. В отличие от генеративного ИИ, метавселенные представляют собой не актуальную, а будущую тенденцию. Сегодня не все технологии, необходимые для их массового внедрения, являются достаточно развитыми и доступными. Направление имеет значительный потенциал, и его популярность ожидается в ближайшие годы — возможно, так же быстро, как и прогресс ИИ. В корпоративной среде уже активно обсуждают возможные применения метавселенных, а крупные компании успешно внедряют технологии виртуальной реальности.
Тренд 5. Обучение предпринимательству. Этот подход направлен на формирование у сотрудников ключевых навыков, необходимых для бизнеса, таких как креативность, критическое мышление и командная работа. Современные компании нуждаются не только в исполнителях, но и в сотрудниках с предпринимательским мышлением, способными принимать решения и действовать независимо. Такой подход также способствует выявлению лидеров в команде, обучая всех сотрудников для поиска талантов. Существуют различные методы для внедрения этого обучения, включая дизайн-мышление, менторинг и симуляции реальных задач. Нужно создать соответствующую рабочую атмосферу, способствующую креативности. Для этого компаниям стоит развивать обучающую культуру и проводить аудит навыков, чтобы скорректировать планы обучения. Важно также поощрять сотрудников заниматься образовательной деятельностью в свободное время и в соответствии с их интересами.
Тренд 6. Обучение через вызовы . Challenge Based Learning (CBL) представляет собой новый подход в образовании, сосредотачиваясь на активном поиске решений сложных задач. Этот метод включает три основных этапа: вовлечение, исследование и действия. CBL успешно используется в школах и корпоративном обучении для развития гибких навыков. Однако внедрение CBL в рабочую среду может столкнуться с трудностями из-за необходимости значительных временных и умственных ресурсов.
С появлением онлайн-обучения Excel-таблицы для учета образовательных мероприятий сотрудников уступили место LMS-платформам (системам управления обучением), предназначенным для дистанционного обучения. Вскоре к ним добавилась новая категория инструментов — LXP (платформы образовательного опыта).
Платформа LXP — это программное обеспечение, которое позволяет создавать и управлять обучающим контентом, а также содействовать процессу обучения сотрудников. Главное отличие LXP от LMS заключается в акценте на пользовательском опыте и индивидуализированном подходе к обучению. С помощью платформы Learning eXPerience обучение становится более персонализированным и интерактивным. Именно такой стиль ожидает большинство современных пользователей онлайн-сервисов, стремящихся к более глубокому взаимодействию и адаптации учебного процесса под свои нужды.
В настоящей статье автором рассмотрены актуальные тенденции в области корпоративного обучения и образования в целом. В исследовании анализируется неполный перечень инновационных методов и методик. Часть методов в настоящее время применяется на практике, а часть ожидает своего внедрения в ближайшем будущем.
Автор считает необходимым ускорение темпов апробации и внедрения в экономику РФ наиболее эффективных методов подготовки кадров для строительной отрасли с учетом специфики самой отрасли и социально-культурных связей смежных отраслей.