Данная статья посвящена определению значимости человеческого капитала и актуальности его развития в условиях цифровизации социально-экономических аспектов жизни населения. Необходимость реализации мер, направленных на приращение человеческого капитала, обусловлена ключевой ролью человека в рамках становления цифровой экономики и перехода к экономике знаний.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, экономика знаний, человеческий капитал.
Современные реалии общественной жизни, отраженные в социально-экономическом взаимодействии её субъектов, в течение последних лет связаны с возникновением новых форматов коммуникаций за счёт интенсивного освоения и использования прикладных цифровых технологий в процессах хозяйственной деятельности.
Ключевым производственным фактором становится информация, а результаты развития информационно-коммуникационных технологий, в виде аппаратных и программных средств, отвечающим разнообразным требованиям хозяйствующего субъекта, — наиболее гибким и эффективным инструментарием, способным хранить и обрабатывать разительные по объёмам массивы специализированной информации.
Тем самым, в совокупности все эти технологические прикладные достижения в области информационно-коммуникационных технологий создают условия для развития всех традиционных отраслей экономики и возникновения потенциально новых цифровых направлений деятельности, что в конечном итоге и определяет сущность цифровой экономики.
Тренд на увеличение масштабов цифровизации через популяризацию освоения её инструментария и принципов во всех проявлениях хозяйственной и социально направленной (государственной) деятельности, продолжающийся последние несколько лет, можно расценивать как одно из направлений перехода к экономике знаний, позволяющее эффективно использовать информацию как знания.
Однако, современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий не способен обеспечить полностью автоматизированный процесс интерпретации полученной информации и принятия на её основе управленческих решений, не говоря уже о создании самих ИК-систем. Иными словами, важность способностей человеческого мышления не умаляется в данных технологических условиях, а наоборот, становится ключевым фактором становления и развития цифровой экономики, и как следствие, экономики знаний.
Оценка уровня интеллектуальных способностей в купе с другими, влияющими на трудовой и творческий потенциалы людей, параметрами отражена в концепции человеческого капитала.
Именно с переходом от индустриального общества связано возникновение подхода к рассмотрению человеческого капитала не в качестве обременительных затрат для экономики, а как ключевого фактора развития социально-экономического благополучия и приращения национального богатства стран. В связи с этим, развитие человеческого капитала свойственно развитым и развивающимся странам, в том числе и Российской Федерации.
Принимая во внимание комплекс реализуемых правительством РФ национальных проектов, подготовленных в соответствии с указами президента страны, развитие национального человеческого капитала является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений его деятельности, в частности в рамках реализации проекта «Цифровая экономика» [3, 4, 5]. К тому же, стремительное, но несколько неравномерное в масштабах всех отраслей экономики, развитие цифровизации и продолжающиеся изменения в международных отношениях требуют безотлагательных мер, направленных на развитие человеческого капитала, учитывая в данном случае временной лаг отдачи от инвестиций в него.
В контексте мер по развитию человеческого капитала, стоит рассматривать как общий (национальный), так и специфический (корпоративный), как часть общего, человеческие капиталы [2].
Исходя из положения о том, что формирование человеческого капитала происходит за счёт инвестиций в повышение общего уровня образования, грамотности и качества жизни населения, комплекс мер по развитию общего человеческого капитала должен быть направлен на планомерное совершенствование образовательной, здравоохранительной, правовой и правоохранительной систем, а также экономических преобразований для обеспечения свободной конкуренции и высокого уровня инвестиционной и инновационной активности.
Вне всяких сомнений, лишь синергия вышеуказанных институциональных преобразований в рамках развития общего человеческого капитала позволяет добиться максимальной отдачи от инвестиций. Однако, предположив превалирование образования и грамотности среди остальных параметров человеческого капитала, наибольший объём усилий должен быть направлен на совершенствование образовательной системы страны, отвечающее современной парадигме научных достижений в области информационно-коммуникационных технологий и смежных с ней направлений научного знания.
К тому же потенциальные инициативы должны принимать во внимание стремительные темпы дифференциации научного знания в современном мире, особенно в области ИКТ, в виду её прикладной специфики.
Подобные меры способны обеспечить в недалеком будущем условия для подготовки квалифицированных и научных кадров, в частности потенциально задействованных в развитии цифровой экономики и экономики знаний. Однако, в условиях напряженной внешнеполитической обстановки для нашей страны возникает социальная обеспокоенность среди населения. Поэтому, в целях предотвращения оттока человеческого капитала зарубеж государству необходимо позаботиться о создании социальных гарантий, по крайней мере, для квалифицированных кадров и занятых в, имеющих стратегическое значение для развития страны секторах экономики, в том числе в ИКТ-секторе и цифровизованных направлениях хозяйственной деятельности [1].
Также еще одним аргументом в пользу мер по сохранению имеющегося человеческого капитала служит сформировавшаяся недоброжелательность по отношению к РФ ранее партнерских стран и разрыв международных отношений, что привело к уходу с российского рынка крупных ИКТ-вендоров и ограничению импорта аппаратных и программных компьютерных средств. В связи с этим возникает необходимость своевременной разработки отечественных аналогов зарубежных ИТ-решений, для обеспечения бесперебойного функционирования цифровизованных отраслей экономики.
Мероприятиям по развитию специфического человеческого капитала не свойственно централизованное управление, так как они инициируются и реализуются в рамках одного хозяйствующего субъекта. Поэтому для специфического человеческого капитала характеры уникальные для конкретной организации особенности.
Однако, в условиях цифровизации становится всё более доступным и популярным онлайн-образование, в том числе и корпоративные университеты, позволяющее населению без отрыва от основной деятельности эффективно повышать свою квалификацию или же переквалифицироваться для освоения новой деятельности.
В связи с этим перед организациями возникает задача сохранения квалифицированного человеческого капитала, поскольку вышеописанные условия формируют возможности для межорганизационной и отраслевой мобильности кадров в сферу ИТ и смежные с ней сферы.
В частности, это связано с возрастающей привлекательностью карьеры ИТ-специалиста среди населения, во многом за счёт потенциальных перспектив самой сферы ИТ, относительно высоких доходов ИТ-специалистов и весьма актуальных социальных льгот.
Тем самым, это свидетельствует о высокой конкуренции среди ИТ и цифровизованных организаций за привлечение в свой штат квалифицированных кадров. К тому же такая конкуренция обостряется на фоне релокации ИТ-специалистов, в связи с чем организации, стремясь сохранить кадры, обеспечивают им возможность продолжать выполнять свои обязанности дистанционно.
Поэтому отличие специфического капитала от общего отражается не только в широте границ его формирования, но и в более острой необходимости его сохранения. В связи с этим, комплекс мер по формированию специфического человеческого капитала в условиях цифровизации должен быть нацелен на формирование имиджа организации с целью повышения её привлекательности для потенциальных работников, обеспечение качественного обучения на рабочем месте, предполагающего дальнейшие перспективы внутриорганизационной мобильности, изменение уровня дохода в соответствии с изменениями на рынке, способствование получению работниками всех, предоставленных государством, социальных льгот.
Резюмируя все вышесказанное, стоит сказать, что человеческий капитал является ключевым фактором развития современной экономики, потенциально обеспечивающий относительно высокую степень инновационной и инвестиционной активности, характерную для цифровой экономики и экономики знаний.
Развитие национального человеческого капитала в долгосрочной перспективе, как интенсивный процесс, предполагает комплекс институциональных изменений, направленных на увеличение величины различных показателей качества жизни населения (образование, здоровье, соблюдение правовой свободы, обеспечение социальной защищенности и т. п.). Заявляя о примате человеческого капитала в структуре национального богатства нашей страны, государство должно следовать планомерной реализации мер по созданию и совершенствованию драйверов его развития.
Наряду с этим перед государством остро стоит задача минимизации в относительно короткие сроки негативных эффектов, возникновение которых спровоцировано обострением внешнеполитической обстановки и представляющих угрозу сокращения уже имеющегося национального человеческого капитала.
Литература:
- Бухт, Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики / Р. Бухт, Р. Хикс. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2018. — № 2. — С. 143–172.
- Капелюшников, Р. И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе / Р. И. Капелюшников, А. Л. Лукьянова. — Москва: Фонд: «Либеральная миссия», 2010. — 196 c.
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.