В статье рассказывается о современных тенденциях и инновациях в сфере обучения и развития персонала.
Ключевые слова: развитие, обучение, персонал, инновации.
The article describes current trends and innovations in the field of personnel training and development.
Keywords: development, training, personnel, innovation.
В условиях экономики, которая все больше ориентируется на знания, огромное количество предприятий рассматривает обучение и развитие персонала в качестве важнейшего ресурса повышения конкурентоспособности и устойчивости. Вместе с тривиальными методами обучения, в настоящее время все больше значение приобретают также инновационные методы и формы обучения сотрудников.
Под инновационными методами обучения и развития можно понимать систему, процедуры, методы развития персонала, которые значительно отличаются от устоявшейся практики и пока не получили столь массового распространения.
На данный момент одной из самых перспективных технологий с точки зрения инноваций, которая набирает популярность, можно считать методы внеаудиторного, неформального обучения (informal, non-formal education, leaning).
Значительный вклад в развитие и становление данных технологий внесли исследования Марка Ноулза, Аллена Тача, Дэвида Ковера, Джея Кросса.
В контексте инновационного обучения неформальным можно назвать любую форму обучения сотрудников, которая выходит за рамки организованных программ формального характера. Под неформальным обучением подразумевается способ приобретения знаний в процессе общения с другими людьми (клиентами, коллегами и т. д.). Обычно, в данном случае применяются современные информационные технологии.
В ходе взаимодействия люди обмениваются своим опытом, знаниями, установками, формами поведения.
По оценкам исследователей примерно до 70 % всех форм корпоративного обучения занимает внеаудиторное обучение. Одновременно с этим издержки на него составляют порядка 20–30 % всего бюджета, которые выделяется организацией на развитие и обучение персонала (рисунок 1) [4, C. 55].
Технологии внеаудиторного обучения дают возможность получать знания более удобным способом, в любом месте, реализуя тем самым концепцию непрерывного развития и обучения.
К методам неформального обучения можно отнести: электронное обучение, коучинг, play-back театр, метафорическую игру, шедоуинг секондмент, кино-тренинги, социальны сети, виртуальные тренажеры, компьютерные игры, обучение в рабочих группах, анализ сетевого взаимодействий и др.
Рис. 1. Соотношение расходов на формальное и неформальное обучение
Особую роль в развитии внеаудиторного обучения можно отвести электронному (e-learning), которое подразумевает использование новых технологий мультимедиа и Интернета с целью повышения качества обучения за счет улучшения доступа к сервисам и ресурсам, а также удаленного обмена опытом. Кроме осуществления ключевой функции — получения знаний на расстоянии, e-leaning представляет из себя также средство повышения эффективности обычных методов обучения и может применяться в качестве дополнения к очным формам процесса обучения.
К числу преимуществ электронного обучения можно отнести:
– свободу доступа к ресурсам информационного характера;
– низкий уровень издержек на получение и доставку данных;
– возможность разделения содержания учебных курсов на блоки и модули в зависимости от специфики предмета и потребности обучающегося;
– осуществление преимуществ обучения на рабочем месте, без отрыва от работы;
– адаптацию курса под потребности и навыки обучаемого.
Базовые методы и технологии электронного обучения отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Основные методы электронного обучения
Появление новых стандартов связи привело к развитию мобильного обучения (мobile learning, m-learning) с помощью мобильных телефонов, устройств i-Pad, карманных ПК, планшетных персональных компьютеров (tablet PC) и так далее.
Обучение в стиле мobile learning получило широкое распространение в организациях за рубежом. Примерами применения подобного метода электронного обучения в российской практике являются: мобильный учебный курс «Продажа кредитных тарифных планов для физических лиц» (компания «Билайн», рис. 3), образовательный сайт «Школа мобильного обучения».
Рис. 3. Скриншоты учебного курса «Продажа кредитных тарифных планов» (компания «Билайн)
К числу важных составляющих мобильного обучения можно отнести:
– возможность учиться на любом устройстве,
– доступ к LMS даже вне корпоративной сети,
– контент в понятном и удобном виде,
– возможность доступа offline, в том числе прохождения тестирования с сохранением результатов.
Нельзя забывать и о таком ценном инструменте управления знаниями как корпоративная социальная сеть, которая является новой формой совместной работы современного предприятия.
Корпоративная социальная сеть представляет собой портал для определенной целевой аудитории организации, строящийся по принципу социальной сети и содержащий расширенный функционал для взаимодействия и общения между участниками. Корпоративную социальную сеть можно создать как для работников предприятия, так и для его внешней аудитории — клиентов, дилеров, партнеров и т. д.
При помощи корпоративной социальной сети решаются указанные ниже задачи:
– повышение уровня вовлеченности персонала;
– улучшение коммуникаций;
– развитие адаптационных процессов;
– социализация бизнес-порталов и приложений;
– коллективное принятие решений;
– ускорение процесса разработки и внедрения инновационных проектов;
– снижение временных и материальных издержек на коммуникации.
Уже сейчас такие российские компании как (напр., «Энвижн Групп», «Лето Банк», «Почта России», «МТС» — сеть «МТС Лайф 2», Национальный банк сбережений — сеть «34 этаж») начинают использовать социальные сети с целью повышения эффективности совместной работы сотрудников.
Современными средствами проведения презентаций, совещаний, семинаров в режиме реального времени являются онлайн-семинары, веб-конференции, онлайн-тренинги, вебинары.
Вебинар (веб-семинар, webinar) представляет собой онлайн мероприятие, на котором несколько или один спикер проводит презентации, совещания для группы от нескольких до нескольких тысяч участников в сети Интернет или корпоративной сети.
Эта технология дает возможность проводить видеоконференции, демонстрации презентаций, телеконференции, опросы в режиме онлайн, сейлс-митинги при участии любого количества спикеров и слушателей из любой точки мира.
Менеджмент отечественных компаний пока недостаточно внимания уделяет вопросам применения технологий и методов обучения при помощи инноваций. Как правило, электронное обучение на данный момент осуществляется в форме дистанционного образования.
К числу трудностей внедрения методов электронного обучения в процесс развития персонала можно отнести: непонимание менеджментом роли современных методов получения навыков и знаний, низкий уровень тех. оснащенности, отсутствие достаточного количества финансов.
2018 год обещает еще большее развитие экспериментальных методов обучения, рост числа комбинированных учебных и рабочих программ, learnerships (курсы, разработанные самими компаниями с содержанием теории и практики в пропорции 30/70 и присвоением квалификации). Все практики, начиная от внеучебных исследований и заканчивая обучением на рабочем месте, формируют совокупный опыт в области высшего образования.
В конечном итоге, применение инновационных форм развития и обучения персонала помогает достигать устойчивости и высокого уровня конкурентоспособности предприятия на рынке и открывает новые возможности для постоянного совершенствования.
Литература:
- Malcolm, S. K. Informal Adult Education: A Guide for Administrators, Leaders, and Teachers. — Association Press, 2005. — 272 p.
- Tough, A. The Adult’s Learning Projects. — Ontario: Institute for Studies in Education, 1971. — 207 p. ISBN-13: 978–0893840549 ISBN-10: 0893840548
- Cofer, D. Informal Workplace Learning // Practice Application Brief. U. S. Department of Education: Clearinghouse on Adult, Career, and Vocational.- 2006. — № 10.
- Мобильное обучение в образовательном процессе: тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа — https://elibrary.ru/item.asp?id=28977266.
- Титова, С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы / С. В. Титова // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2012. — № 1. — С. 9–23.
- Инновационные формы обучения персонала [Электронный ресурс].- Режим доступа — http://intertraining.org/innovatsionnyie-formyi-obucheniya-personala.html.
- Никулина, Ю. Н. Исследование уровня профессиональной подготовленности и конкурентоспособности молодых специалистов на региональном рынке труда / Ю. Н. Никулина // Креативная экономика. — 2014. — № 9 (93). — С. 167–175.