Использование технологии ТРИЗ в обучении иностранному языку в начальных классах
Автор: Никитина Ольга Владимировна
Научный руководитель: Каримова Римма Хатиповна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2024)
Дата публикации: 25.12.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Никитина, О. В. Использование технологии ТРИЗ в обучении иностранному языку в начальных классах / О. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 85-93. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/527/18799/ (дата обращения: 16.01.2025).
В статье рассматривается использование технологии ТРИЗ в обучении иностранным языкам в начальной школе. Описаны принципы и методические приёмы ТРИЗ, их влияние на развитие критического и творческого мышления, а также на формирование языковой компетенции у младших школьников. Представлены примеры упражнений, преимущества метода и рекомендации по его внедрению в учебный процесс.
Ключевые слова: ТРИЗ, обучение иностранным языкам, начальная школа, критическое мышление, творческое мышление, языковая компетенция, методика обучения.
Обучение иностранным языкам с раннего возраста становится всё более актуальным, так как современный мир требует высокой языковой компетенции. Начальная школа — это важный этап, на котором закладываются основы будущего языкового развития, и в этот период особенно важно применять методики, способствующие быстрому и эффективному освоению материала. Инновационные подходы в образовании помогают увлечь детей процессом обучения, повысить их интерес и мотивацию, что особенно важно в условиях увеличивающейся конкуренции за внимание младших школьников.
Одним из таких инновационных методов является технология ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач. Изначально разработанная для технической сферы, ТРИЗ показала высокую эффективность и в педагогике, позволяя применять её для развития творческого и аналитического мышления у детей. Технология ТРИЗ может быть адаптирована для образовательных целей, в том числе для обучения иностранным языкам, предлагая нестандартные способы решения учебных задач и стимулируя учащихся к поиску оригинальных решений в процессе изучения языка [11, с. 255].
ТРИЗ базируется на нескольких ключевых принципах и инструментах, включая анализ проблемных ситуаций, поиск противоречий, использование ресурсов системы, и выявление алгоритмов решения задач. Эти принципы позволяют находить новые подходы к решению разнообразных задач, стимулируя творческий и аналитический подход. В контексте педагогики ТРИЗ адаптируется через специальные методики, ориентированные на детское восприятие, такие как игровые упражнения, моделирование ситуаций, и использование ассоциативного мышления [1, с. 91–95].
Применение ТРИЗ в начальной школе помогает развивать у детей творческое мышление, учит их рассматривать задачи с разных сторон и искать нестандартные решения. Такие способности не только полезны для изучения иностранного языка, но и способствуют общему развитию, формируя навыки критического анализа, креативности и логического мышления, которые пригодятся им в дальнейшем обучении.
Технология ТРИЗ в обучении иностранному языку помогает развивать языковую компетенцию младших школьников за счёт решения языковых задач, моделирования жизненных ситуаций и стимулирования ассоциативного мышления. Применение ТРИЗ позволяет детям легче запоминать новые слова и грамматические структуры, а также учит использовать язык в разнообразных контекстах. Например, для расширения словарного запаса можно предложить задания, в которых учащиеся анализируют слова по их значению, происхождению или создают ассоциативные ряды. Такие упражнения способствуют не только запоминанию слов, но и пониманию их применения в речи [4, с. 256].
Для развития грамматических навыков подходят задания на выявление и преодоление языковых противоречий, где дети анализируют грамматические конструкции и предлагают альтернативные способы их выражения. Коммуникативная компетенция развивается через моделирование ситуаций: дети разыгрывают роли, придумывают диалоги или обсуждают предложенные темы, используя изученные фразы и конструкции. Подобные упражнения стимулируют интерес к языку, помогают развивать навыки общения и закрепляют пройденный материал в активной речевой практике.
Урок иностранного языка с использованием технологии ТРИЗ строится вокруг активного вовлечения учеников в процесс решения языковых задач, стимулируя их интерес и мотивацию через использование творческих и аналитических методов. Структура такого урока начинается с постановки проблемы или вводной ситуации, которая требует осмысления и поиска решения. Это может быть обсуждение некой жизненной ситуации или поиск альтернативных способов выразить определённую мысль на иностранном языке. Далее, ученики привлекаются к анализу, где с помощью креативных вопросов выявляются противоречия и ограничения, которые нужно преодолеть [2].
Для демонстрации использования технологии ТРИЗ в обучении иностранному языку в начальных классах рассмотрим пример задания из УМК «Английский в фокусе» «Spotlight» для 2 класса. Этот учебно-методический комплект широко применяется в начальной школе для изучения английского языка и содержит упражнения, которые можно адаптировать под креативные подходы, характерные для ТРИЗ [8, с. 128].
Пример задания из УМК «Spotlight» для 2 класса:
Unit 4. My House (Мой дом).
Задание: Составьте описание комнаты, используя слова и фразы из текста.
Преобразование задания с использованием технологии ТРИЗ:
Анализ проблемной ситуации: Учителю предлагается задать вопрос: «Как бы вы описали эту комнату, если бы вы не могли использовать привычные слова, например, chair или table?». Это побуждает учащихся искать синонимы или объяснять понятие описательно (например, a thing you sit on вместо chair).
Креативные вопросы:
— «Какие другие слова вы можете использовать, чтобы описать big bed?».
— «Что общего у слов room и place? Как их можно связать?».
Создание ассоциативных цепочек: Ученики делят слова из задания на категории (мебель, цвет, размер) и строят ассоциации. Например:
— Мебель: chair → comfortable → relax → home.
— Цвет: red → apple → bright → happy.
Групповая работа с задачей: Ученикам предлагается создать карту ассоциаций по теме «Моя комната» (например, с помощью бумажных карточек или интерактивной доски). Затем они объединяют свои цепочки, создавая коллективное описание комнаты, используя как можно больше нестандартных решений.
Конкретный пример выполнения упражнения:
Исходное задание: «Write a short description of your room».
Переделанное задание: «Imagine your room is in a spaceship. What items would you describe differently and why?».
Учащиеся могут описать комнату, используя новые слова и фразы, а также нестандартные подходы. Например:
— «A big round bed that looks like a cloud».
— «A shiny chair that makes me feel like a star».
Использование технологии ТРИЗ позволяет развивать у детей креативное мышление, помогает легче запоминать новые слова и фразы, а также улучшает навыки описательной речи, делая процесс обучения увлекательным и продуктивным.
Примеры упражнений могут включать игровые задачи, где учащиеся должны составить рассказ или диалог, используя заданные слова, или найти новые способы выразить простую фразу, применяя изученные грамматические структуры. Задания не только развивают интерес к изучению иностранного языка, но и способствуют погружению в языковую среду, поддерживают мотивацию к дальнейшему обучению и расширяют кругозор учеников, помогая им стать активными участниками процесса обучения.
Метод ТРИЗ в обучении иностранному языку в начальных классах обладает значительными преимуществами. Он способствует развитию критического мышления у детей, побуждая их подходить к языковым задачам аналитически и креативно. Также он поддерживает интерес к языку, делая процесс обучения более увлекательным и насыщенным разнообразными заданиями, которые вовлекают и стимулируют любознательность. Применение ТРИЗ помогает развивать когнитивные навыки учеников, такие как логическое мышление, способность к обобщению и гибкость мышления, что положительно влияет на общие учебные успехи [7, с. 196].
Внедрение метода ТРИЗ в учебную программу начальной школы может сталкиваться с определёнными трудностями. Во-первых, метод требует гибкости и творческого подхода от учителя, а также умения адаптировать задачи под уровень младших школьников, что может быть непросто без должной подготовки. Во-вторых, ученикам может потребоваться время, чтобы привыкнуть к новому формату уроков, где они не только запоминают информацию, но и активно её анализируют. Рекомендуется постепенно вводить элементы ТРИЗ, начиная с простых упражнений и постепенно повышая уровень сложности. Учителям стоит регулярно использовать игровые и наглядные элементы, чтобы удерживать внимание младших школьников и сделать процесс обучения максимально понятным [3, с. 125–136].
В начальной школе принципы ТРИЗ можно адаптировать для развития творческого и критического мышления учащихся. Основной акцент делается на обучение детей умению определять и формулировать проблемы, что является первым шагом в любом процессе изобретения. Ученики учатся видеть не только очевидные, но и скрытые возможности в обыденных предметах и явлениях, что развивает их способность к аналитическому мышлению.
Далее, ТРИЗ предлагает детям освоить принципы нахождения нестандартных решений проблем, включая преодоление технических и логических противоречий.
Кроме того, ТРИЗ в начальной школе акцентирует внимание на использовании существующих ресурсов для создания новых продуктов или решений. Дети учатся видеть ценность в повторном использовании материалов и идей, что способствует формированию осознанного подхода к потреблению и инновациям [6, с. 25–31].
Принцип идеального конечного результата в ТРИЗ обучает детей стремиться к созданию таких решений, которые не только удовлетворяют текущие потребности, но и предвосхищают возможные будущие запросы.
Эти принципы ТРИЗ, объединённые в учебный процесс начальной школы, обеспечивают мощную основу для формирования у детей устойчивых навыков решения проблем, стимулируют их креативность и помогают развить потенциал каждого ученика как будущего инноватора.
Применение технологии ТРИЗ на уроках иностранного языка в начальной школе может значительно обогатить процесс обучения, сделать его более интерактивным и способствовать глубокому усвоению материала. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать на уроках иностранного языка [5, с. 45–52].
1. Создание новых слов
Задание: Попросите учеников создать новые слова для описания предметов или действий, для которых в изучаемом языке нет точного соответствия. Реализация: Учащиеся могут работать в группах, чтобы придумать слова, объединяя элементы известных слов или используя их части. Например, они могут создать слово snowman (снеговик) из слов snow (снег) и man (человек), или, например, sunrain (солнечный дождь) из слов sun (солнце) и rain (дождь).
2. Расширение словарного запаса
Задание: Учитель предлагает ученикам придумать как можно больше синонимов к слову happy (счастливый). Реализация: Учитель называет слово happy, а учащиеся по очереди предлагают синонимы, записывая их на доске. После завершения мозгового штурма, каждый ученик выбирает одно из предложенных слов и составляет с ним предложение. Например, синонимы: joyful, cheerful, content, предложение: «She feels joyful when she plays with her friends».
3. Исправление историй
Задание: Ученикам предлагается исправить логические ошибки или недоразумения в коротких текстах на иностранном языке, используя принципы ТРИЗ. Реализация: Подготовьте тексты с ошибками или несоответствиями. Например, в тексте говорится, что человек одновременно находится дома и в магазине. Ученики должны обнаружить ошибку и предложить логичное объяснение, изменяя текст так, чтобы он стал последовательным.
4. Противоречивые диалоги
Задание: Учащиеся создают диалоги на иностранном языке, где персонажи изначально находятся в противоречии, но находят решение. Реализация: Ученики пишут короткие диалоги, где два персонажа спорят из-за разного понимания одного и того же термина или культурной концепции. Задача учеников — разрешить спор, прийти к общему пониманию.
5. Освоение времен глаголов
Задание: Используя метод «Альтернатив» из ТРИЗ, учитель предлагает ученикам преобразовать предложения из настоящего времени в прошедшее и будущее время. Реализация: Учитель предоставляет несколько предложений в настоящем времени. Учащиеся работают в парах, преобразуя каждое предложение в прошедшее и будущее время. Затем каждая пара представляет свои преобразованные предложения классу. Например, Настоящее: «I play soccer», прошедшее: «I played soccer», будущее: «I will play soccer».
6. Разгадывание загадок
Задание: Создание и решение загадок, связанных с культурными особенностями страны изучаемого языка, используя принципы ТРИЗ. Реализация: Ученики могут изучать фразеологизмы или идиомы и создавать загадки, основанные на буквальном и переносном значении. Например, загадка на английском: «What has keys but can’t open locks?» (У этого есть ключи, но оно не может открыть замок?). Ответ: piano (пианино).
7. Развитие навыков чтения и понимания текста
Задание: Используя метод из ТРИЗ, учитель предлагает ученикам прочитать короткий рассказ и определить, какие действия героев были необходимыми для достижения цели. Реализация: Учитель выбирает простой рассказ на английском языке (например, «The Tortoise and the Hare»). Учащиеся читают текст и обсуждают в группах, какие действия героев были ключевыми для развития сюжета. Каждая группа представляет свои выводы классу. Например, действия: «The tortoise was slow but persistent, while the hare was fast but overconfident».
Упражнения, основанные на принципах ТРИЗ, не только стимулируют лингвистическое и креативное развитие учащихся, но и улучшают их способность адаптироваться и находить решения в нестандартных ситуациях, что крайне важно при изучении нового языка [10, с. 359].
Перспективы дальнейшего применения ТРИЗ в начальных классах включают расширение методик и разработку новых упражнений, учитывающих специфику возрастного восприятия и уровня владения языком. Будущие исследования могут быть направлены на изучение влияния метода на разные аспекты языковой компетенции, выявление наиболее эффективных подходов для разных категорий учащихся и адаптацию технологии ТРИЗ для онлайн-формата [9, с. 256].
В заключение, использование технологии ТРИЗ в обучении иностранным языкам в начальной школе открывает перед учителями и учениками новые возможности. Этот метод способствует развитию критического и творческого мышления, поддерживает интерес к языку и делает учебный процесс более увлекательным и осмысленным. ТРИЗ помогает младшим школьникам не только усваивать языковой материал, но и учит их решать проблемы и искать нестандартные решения, что положительно сказывается на их общем развитии. Перспективы дальнейшего внедрения ТРИЗ в начальных классах обещают ещё более высокие результаты, помогая сформировать у детей прочные языковые и когнитивные навыки, которые будут полезны на протяжении всей жизни.
Литература:
- Ласукова Н. А. Использование приемов и методов ТРИЗ на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 38. — С. 91–95. — URL: http://e-koncept.ru/2015/45126.htm.
- Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1.–Концепт. –2013. –ART 53572. –URL: http://e-koncept.ru/article/964/ –Гос. рег. Эл No ФС 77–49965. –ISSN 2304–120X. Рубрика «ТРИЗ и технологии образования» –http://www.trizminsk.org/e/index.htm (Дата обращения: 12.11.2024).
- Гин А. А. Приемы педагогической техники [Текст]: пособие для учителя. Изд.5 / Под общ. ред. А. В. Хмелева. — М.: Вита — пресс, 2004.– С.125–136.
- Алтшуллер Г. С. Найти идею: введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / Г. С. Алтшуллер. — Москва: Альпина, 2018. — 256 с.
- Иванова Н. В. Методика использования технологии ТРИЗ в обучении иностранным языкам в начальной школе / Н. В. Иванова. — Вестник педагогических инноваций. — 2021. — № 3. — С. 45–52.
- Миронова Е. А. Развитие креативного мышления у младших школьников через применение ТРИЗ в процессе изучения иностранного языка / Е. А. Миронова. — Современные образовательные технологии. — 2020. — № 2. — С. 25–31.
- Петрова Л. А. Креативные технологии в обучении иностранным языкам младших школьников: теоретический и практический аспекты / Л. А. Петрова. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2019. — 196 с.
- Дули Дж., Эванс, В. Spotlight. Английский язык. 2 класс. Учебник / Дж. Дули, В. Эванс. — Москва: Просвещение, 2020. — 128 с.
- Савенков А. И. Развитие творческих способностей младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Просвещение, 2008. — 256 с.
- Трубицина О. И. и др. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 359 с.
- Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Михальчук Е. Л. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Высшая школа, 2022. — 255 с.