Приёмы эйдетики как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 27.05.2024

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Александрова, А. А. Приёмы эйдетики как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку / А. А. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 555-557. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114819/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, а также эйдетические приёмы в качестве способа формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку. Даётся характеристика эйдетики как образовательной методики и раскрывается сущность эйдетических приёмов в образовательном процессе.

Ключевые слова: эйдетика, эйдетические приёмы, методика преподавания иностранных языков, образовательная методика, лексические навыки, формирование лексических навыков, начальный этап.

Человеческая память и процесс обучения — это одна из основных проблем современной психологии и педагогики. Она является объектом особого внимания многих школ и направлений.

На ранних этапах развития цивилизации, когда не существовало письменности, люди запоминали явления и предметы при помощи зрительных образов, запоминали цвета и формы предметов. В процессе изучения участвовало не только зрение, но и другие анализаторы, такие как осязание, обоняние, зрение, слух и вкус.

Также для запоминания использовалось образное мышление — память, как воспроизведение изученной информации и накопленного ранее опыта. Позже, с появлением письменности, люди научились отражать и выражать образы в виде букв, знаков, цифр и чисел.

По мнению одних ученых, в процессе взросления, способность к образному мышлению ухудшается.

По мнению других, яркая образная память свойственна не только детям, но и взрослым, которые сохраняют способность к обучению и развитию памяти на протяжении всей жизни [2, с.179–180].

В современности эйдетика вызывает научный интерес и признана значимой в практическом плане при исследовании и объяснении развития и функционирования этой особой формы памяти как отдельного и специфического аспекта познания и личностного свойства обучающихся.

В греческом языке, «эйдос» означает «образ». Эйдетика или эйдетизм представляет собой особый вид образной памяти, которая сохраняет яркие и наглядные образы предметов после прекращения воздействия на органы чувств [5, с.238–242].

Для учителей одной из ключевых задач обучения является организация учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли запоминать учебный материал и успешно применять его на практике в реальных ситуациях.

В современном мире существует множество различных методик, которые помогают обучающимся развивать мышление, речь, память, воображение. Одной из таких методик является «эйдетика».

Эйдетика включает в себя систему/комплекс/серию упражнений, которые направлены на различные образовательные аспекты изучения английского языка.

Чаще всего в упражнениях применяются способности обучающихся к творческому мышлению, памяти и их собственному воображению.

Обучающиеся способны быстро взаимодействовать со своим воображением и фантазией, тем самым решать и выполнять сложные задачи.

На первый взгляд, может показаться, что все упражнения с применением эйдетических приёмов, носят только развлекательный характер, но они основаны на психолого-педагогических принципах и на современных научных представлениях о структуре внимания, воображения и памяти.

Суть эйдетических приёмов в том, чтобы с помощью, например, рисунка-ассоциации, слов-подсказок, изображений, мини-сказки воссоздать в воображении такой образ, чтобы вспомнить и применить изученное на практике без каких-либо затруднений. Следовательно, обучающиеся совершают минимум ошибок в применении знаний на практике, так как имеют особую опору, которые они придумали, вообразили и запомнили самостоятельно.

Всем известно, что одним из важнейших и основных аспектов изучения английского языка является большой объём изучения, распознавания и применения лексических единиц. При этом по мере взросления обучающихся лексический материал усложняется и усвоение новых слов становится для них затруднительным [3, с.15–19].

Трудности в изучении и освоении иностранного лексического материала связаны с отсутствием у них опыта в использовании приёмов произвольного запоминания.

Многие исследователи в области эйдетики и её приёмов отмечают, что нестандартные приёмы при формировании лексических навыков вызывают у обучающихся положительные эмоции, учат видеть образами, фантазировать и творчески мыслить.

В нашей работе мы рассматриваем формирование лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

В методическом словаре Э. Г. Азимова говорится о том, что лексический навык представляет собой автоматическое умение выбирать слова таким образом, чтобы они точно передавали идею и корректно сочетались с другими словами в устной речи, а также автоматическое понимание этих слов в письменной речи [1, с.121].

Лексическая единица — это часть языка, имеющая собственное значение и способная выполнять различные функции в речи. Это может быть слово, словосочетание или устойчивое выражение, которое имеет свою форму, значение и способы сочетания с другими словами.

По мнению многих психологов и педагогов, приёмы эйдетики могут служить способом формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку, но только в случае грамотного и правильного применения на уроках иностранного языка.

По мнению И. Ю. Матюгина, существует ряд методов, которые способствуют эффективному изучению и запоминанию слов на иностранном языке. В процессе обучения важно не заострять свое внимание и не зацикливаться на одних и тех же приёмах и избегать монотонного повторения материала. Целью является создание увлекательного и полезного занятия, которое стимулирует процесс произвольного запоминания [4].

Произвольное запоминание представляет собой сложную умственную деятельность, включающую разнообразные действия, направленные на достижение определенной цели. Учитель ставит перед собой цель ознакомить обучающихся с учебным материалом, способствующим расширению и активизации словарного запаса на иностранном языке, а также применению изученных слов в различных ситуациях. У обучающихся же цель заключается в запоминании и грамотном воспроизведении полученной информации.

Для формирования лексических навыков на ранних этапах изучения английского языка можно использовать различные методы эйдетики.

1) Приём фонетических ассоциаций .

Данный приём предполагает подбор слов на родном языке, которые созвучны изучаемому слову на иностранном языке.

Стоит отметить, что в английском и русских языках существует большое количество лексических единиц, которые схожи по произношению и значению. Следовательно, обучающимся намного легче их запоминать.

Примеры созвучных слов в русском и английском языках: ресторан — restaurant; банан — banana; клоун — clown; компьютер — computer; планета — planet; паспорт — passport; проект — project; банк — bank.

2) Приём Цицерона.

Этот метод можно описать как «цепочка» или как игру «Снежный шар/ком». В процессе игры участники перечисляют изученные слова по порядку, каждый последующий участник повторяет все слова, названные ранее другими участниками, начиная с самого начала. Игра продолжается до тех пор, пока все слова не будут названы. Учитель может изменять правила по своему усмотрению, например, исключать участников, которые ошибаются в последовательности или произношении слов.

3) Приём визуализации.

Этот метод позволяет заменить реальные изображения визуализацией слова. Обучающиеся создают в уме образ, который связывается с определенным лексическим элементом. Путем ассоциирования слова с определенным зрительным образом данным методом можно запоминать новые слова с опорой на предполагаемое изображение.

4) Искусственные фонетические ассоциации.

При использовании данного метода у преподавателя стоит задача подобрать слова на родном языке, которые звучат как иностранное слово. Основное различие этого метода от приёма фонетических ассоциаций заключается в том, что здесь нужно создать неожиданные ассоциации, не имеющие прямого контекста.

Эффективность запоминания лексических единиц при использовании этого приёма во многом зависит от фантазии и творческого мышления как обучающихся, так и учителя. Например, обучающимся нужно запомнить следующие слова на английском языке:

– come in (заходите) ассоциируется с «КАМИНом»;

– puddle (лужа) напоминает слово «я ПАДАЛ», например, в лужу;

– look (смотреть) ассоциируется со словом «ЛУК»;

– sleep (спать) ассоциируется со словом «СЛИПаются»;

– eye (глаз) ассоциация как будто что-то попало в глаз «АЙ».

5) Приём физических реакций.

За счет этого метода обучающиеся могут изучать и запоминать новые лексические единицы, выполняя различные движения частями тела, которые ассоциируются со значением лексических единиц.

– «Hello» (обучающиеся машут рукой, как люди здороваются при встрече);

– «Run» (обучающиеся делают движение телом как будто они бегут куда-то);

– «Goodbye» (обучающиеся машут рукой, как люди это делают при прощании);

– «Kick» (обучающиеся совершают движение ногой, представляя себе, что они ударяют по мячу);

– «Jump» (обучающиеся подпрыгивают вверх).

6) Метод крокирования.

Этот подход включает в себя запоминание материала путем создания эскизов. Преподаватель и обучающиеся создают наброски слов, словосочетаний, фраз и даже небольших текстов, что способствует улучшению концентрации внимания на изображаемом материале.

7) Приём вхождения.

Название приёма характеризуется вовлечением обучающихся во внутрь представляемого изображения, рассказа, истории, сказки и т. д.

Этот приём интересен при разыгрывании сказки, когда у каждого обучающегося есть своя особая роль. Также его можно применять в различных диалогах, которые воссоздают настоящие жизненные ситуации.

8) Метод сопереживаний.

Этот прием позволяет одновременно включать несколько чувственных анализаторов (осязание, обоняние, слух, зрение и вкус). На уроках можно использовать различные анализаторы для более детального понимания и усвоения полученной информации.

На своей практике я в полной мере применяю эйдетические приёмы, так как на уроках обучающиеся учатся видеть, мыслить образами, следовательно, формируются и улучшаются их лексические навыки на английском языке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эйдетические приёмы разнообразны, они способствуют увлекательному введению нового учебного материала и его отработки, запоминанию и применению на практике в реальных жизненных ситуациях. Но учителю не стоит забывать о том, что перед ним стоит задача — тщательно отбирать материал и информацию для обучающихся, сделать процесс обучения более эффективным, разнообразным и интересным, благодаря применению различных эйдетических приёмов.

Литература:

  1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — Москва: Издательство Икар, 2009. — 448 c. — Текст: непосредственный.
  2. Выготский, Л. С. Эйдетика. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство МГУ, 1975. — 275–281 c. — Текст: непосредственный.
  3. Галяткина, Р. В. Созвучные слова в английском и русском языках / Р. В. Галяткина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 5. — С. 15–19. — URL: https://moluch.ru/young/archive/35/2034/ (дата обращения: 15.05.2024).
  4. Матюгин, М. Ю. Школа эйдетики / М. Ю. Матюгин. — Москва: Эйдос, 1995. — Текст: непосредственный.
  5. Петросян, В. С. Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. С. Петросян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15. — С. 238–242. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12557/ (дата обращения: 16.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, обучающийся, слово, иностранный язык, начальный этап обучения, навык, образ, произвольное запоминание, процесс обучения, учебный материал.


Ключевые слова

лексические навыки, начальный этап, методика преподавания иностранных языков, эйдетика, эйдетические приёмы, образовательная методика, формирование лексических навыков

Похожие статьи

Стихотворный текст как средство формирования языковых навыков на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение стихотворного текста на уроках английского языка, а также роль стихотворений в формировании языковых навыков (фонетических, лексических, грамматических).

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

В статье анализируется проблема развития спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Рассматриваются особенности подбора языкового материала и методов обучения, способствующих приближению студентов к условиям...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

В данной статье поднимается тема важности и приоритетности совершенствования навыков разговорной речи при обучении иностранным языкам. Рассматриваются этапы реализации речевой деятельности и необходимые условия на пути преодоления языкового барьера и...

Взаимосвязь внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку. Выделяются случаи направленности внимания на языковую форму. Приводятся рекомендации по отбору, организации и предъявлению иноязычного м...

Развитие коммуникативных навыков при обучении французскому языку: вызовы и решения

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития коммуникативных навыков при обучении французскому языку. Целью исследования является выявление вызовов, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели французского языка, а также предложе...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...

Арт-терапия в развитии художественных способностей слабовидящих детей

В статье раскрывается значение изобразительного искусства в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Даны понятия «арт-терапия», «художественные способности». Приведена классификация художественных способностей. Описаны особенности р...

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранных студентов русской лексике

Статья посвящена проблеме использования мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, в процессе обучения лексике. Рассматривается роль мультимедийных средств в повышении эффективности формирования лекси...

Похожие статьи

Стихотворный текст как средство формирования языковых навыков на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение стихотворного текста на уроках английского языка, а также роль стихотворений в формировании языковых навыков (фонетических, лексических, грамматических).

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

В статье анализируется проблема развития спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Рассматриваются особенности подбора языкового материала и методов обучения, способствующих приближению студентов к условиям...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

В данной статье поднимается тема важности и приоритетности совершенствования навыков разговорной речи при обучении иностранным языкам. Рассматриваются этапы реализации речевой деятельности и необходимые условия на пути преодоления языкового барьера и...

Взаимосвязь внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи внимания и понимания информации в процессе обучения иностранному языку. Выделяются случаи направленности внимания на языковую форму. Приводятся рекомендации по отбору, организации и предъявлению иноязычного м...

Развитие коммуникативных навыков при обучении французскому языку: вызовы и решения

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития коммуникативных навыков при обучении французскому языку. Целью исследования является выявление вызовов, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели французского языка, а также предложе...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...

Арт-терапия в развитии художественных способностей слабовидящих детей

В статье раскрывается значение изобразительного искусства в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Даны понятия «арт-терапия», «художественные способности». Приведена классификация художественных способностей. Описаны особенности р...

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранных студентов русской лексике

Статья посвящена проблеме использования мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, в процессе обучения лексике. Рассматривается роль мультимедийных средств в повышении эффективности формирования лекси...

Задать вопрос