Торговая политика Таджикистана после вступления в ВТО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

LXXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2024)

Дата публикации: 26.06.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Субхониен, Мухаммадсаид Камолпур. Торговая политика Таджикистана после вступления в ВТО / Мухаммадсаид Камолпур Субхониен. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/519/18603/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



В статье сделана попытка раскрыть содержание торговой политики Таджикистана, показать изменения в торговой политике в связи со вступлением страны в ВТО.

Ключевые слова: торговля, торговая политика, внешняя торговля, тарифы, налоги, ВТО, таможенные пошлины.

Торговая политика — это совокупность мер и стратегий, которые государство использует для регулирования своих торговых отношений с другими странами. Основная цель торговой политики — управление внешнеэкономической деятельностью таким образом, чтобы она способствовала развитию национальной экономики, защите интересов отечественных производителей и потребителей, и обеспечению справедливых условий для торговли. Важно также обеспечить соблюдение международных договорённостей и стандартов. К числу ключевых аспектов торговой политики можно отнести: тарифное регулирование; нетарифные меры; субсидии и поддержка; торговые соглашения; валютная политика; экспортный контроль и импортные ограничения; защита интеллектуальной собственности; административные и юридические аспекты.

Торговая политика является ключевым элементом экономической стратегии страны, влияя на её конкурентоспособность, экономический рост и международное влияние.

По инициативе и с прямой поддержкой Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, после более чем 11 лет переговоров Таджикистан стал членом ВТО 2 марта 2013 года. После 7 лет членства Таджикистан подготовил Первый доклад по торговой политике Республики Таджикистан и представил его Секретариату ВТО, членам ВТО на заседании по обзору торговой политики ВТО, которое состоялось 22–24 апреля 2020 года. Основная цель доклада заключалась в отражении экономической ситуации в стране, достижений в торговой политике с 2013 года, а также в обсуждении стратегических направлений и приоритетов национальной политики в области торговли в ближайшем будущем. Вступление Таджикистана в ВТО, прежде всего, создало благоприятные условия для интеграции страны в мировую экономику, расширении взаимовыгодного сотрудничества и защиты экономических интересов страны.

Использование преимуществ мировой торговли играет важную роль в улучшении структуры управления и способности подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики и мировой торговли. Членство Таджикистана в этой организации предусматривает прозрачное и предсказуемое обращение с его товарами и услугами в соответствии с международными правилами и способствует повышению их конкурентоспособности. Для достижения этих целей Правительство страны и в дальнейшем будет продолжать использовать возможности членства в ВТО, включая улучшение международных правил торговли с учетом национальных интересов для достижения лучших и недискриминационных условий доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок, а также использовать механизм разрешения споров для обеспечения выполнения обязательств по ВТО, в том числе в отношении свободного и недискриминационного транзита его товаров через территории других членов ВТО.

Относительно таможенной политики с целью приведения текущего законодательства Таджикистана в соответствие с Соглашением о облегчении таможенных процедур ВТО и выполнения обязательств страны в категории А, Таможенный кодекс Республики Таджикистан был изменён. Для упрощения торговых процедур и снижения затрат на перевозку и транзит был принят план мер по сокращению времени и расходов участников внешнеэкономической деятельности при экспорте, импорте и транзите товаров Указом Правительства Республики Таджикистан от 31.05.2018 года № 286, и Таможенная служба при Правительстве страны была выделена в качестве национального координирующего органа по транзитным операциям.

8 ноября 2019 г. в Душанбе при поддержке Азиатского банка развития в рамках регионального проекта по улучшению деятельности таможенной службы в рамках Среднеазиатского регионального экономического сотрудничества была запущена система единого окна для экспорта, импорта и транзитных операций в Республике Таджикистан.

Основная цель введения системы единого окна для экспорта, импорта и транзитных операций в Таджикистане — упрощение торговых процедур, ликвидация административных барьеров, повышение прозрачности, сокращение времени и затрат компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, внедрение современных информационных технологий и, таким образом, увеличение внешнеторгового оборота и развитие соответствующих сфер экономики.

Для выполнения своих обязательств перед ВТО Таджикистан провел значительные реформы в области тарифного регулирования, включая утверждение Постановления Правительства Республики Таджикистан от 8 августа 2018 года № 399 «Ставки ввозных таможенных пошлин», согласно которому средняя ставка ввозных пошлин составляет 8,1 %. В соответствии с пунктом 2 данного Постановления режим свободной торговли и ставки ввозных таможенных пошлин равные нулю применяются к импортируемым товарам, происходящим из стран — участниц соглашений о свободной торговле с Таджикистаном. Также в соответствии с пунктом 4 данного Постановления предоставляются льготы для импорта товаров, происходящих из малоразвитых стран, и в таких случаях установленная ввозная пошлина составляет всего лишь пятьдесят процентов от обычного уровня.

Для обеспечения прозрачности, вытекающей из различных соглашений ВТО, Республика Таджикистан подготовила и представила в ВТО более 40 уведомлений в различных областях, таких как интеллектуальная собственность, технические барьеры в торговле, лицензирование импорта, правила происхождения, упрощение торговых процедур, субсидии и компенсационные меры, сельское хозяйство, зоны свободной торговли, услуги и др.

Для обеспечения лучших бизнес-условий для отечественных предпринимателей за границей Республика Таджикистан присоединилась к рабочим группам по присоединению к ВТО Узбекистана, Ирана, Азербайджана и Беларуси. Республика Таджикистан является членом группы по статье XII и принимает участие в неформальных встречах по различным вопросам, таким как разница между применяемыми и привязанными ставками пошлин, поддержка сельского хозяйства, обязательства в торговле услугами и другие.

Также в декабре 2017 г. на 11-й министерской конференции ВТО в Буэнос-Айресе, Аргентина, Республика Таджикистан, вместе с другими государствами-участниками, присоединилась к Инициативе по облегчению инвестиций в развитие. Таджикистан стремится к эффективному использованию помощи в различных форматах и умножению результатов помощи. В этой связи предлагается, чтобы Секретариат ВТО и другие международные организации оказывали свою поддержку Республике Таджикистан в реализации инвестиционных проектов по облегчению торговли и цифровой торговле, обучению персонала, занимающегося регулированием внешней торговли, процедурам уведомления, торговым переговорам, таможенной оценке, торговле услугами, техническим барьерам и санитарным и фитосанитарным мерам.

В виду изменений в торговой политики и определенных запретов на экспорт и импорт продовольственных товаров в ряде стран мира, Таджикистан с января 2020 г. столкнулся с определенными угрозами, связанными с:

— неблагоприятной конъюнктурой мирового рынка, которая ограничила возможности внешнеторговых операций;

— повышением курса доллара США к национальной валюте;

— снижением прироста продовольственных товаров на душу населения;

— уменьшением объёма предложения продовольственных товаров;

— стабильным ростом цен на сельхозпродукцию и продовольственные товары;

— относительно высокими темпами инфляционных процессов в потребительском секторе и нестабильностью объема отечественного производства;

— несоответствием качественных и количественных параметров среднедушевого фактического потребления продовольствия нормативным параметрам, особенно для уязвимых слоев населения страны и т. п.

18.12.2020 Таджикистан присоединился к Системе регистрации экспорта ЕС (REX). Система REX упрощает торговые процедуры, включая документирование экспортных операций, и обеспечивает основу для доступа к программе GSP+. Эта система предусматривает различные скидки при экспорте продукции на территорию Европы и отменяет большинство соответствующих документов [1].

Агентством по экспорту при Правительстве страны в 2020 г. подготовлен реестр экспортируемой продукции, а также реестр субъектов производителей экспортируемой продукции. При поддержке Международного торгового центра (ITC) в Таджикистане создано Национальное Сервисное бюро при Торгово-промышленной палате Республики Таджикистан, которое предоставляет свои услуги в сфере внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации о требованиях на экспортно-импортных рынках; оказывает помощь отечественным экспортерам в получении информации о нормах технического регулирования, процедурах оценки соответствия, санитарных и фитосанитарных мерах на зарубежных рынках; продвигает экспортный потенциал товаров происходящих из Республики Таджикистан востребованных на международном рынке; занимается поиском зарубежных партнеров, потенциальных покупателей продукции; распространяет информацию, рекламу продукции за рубежом, во взаимодействие со всеми торгово-промышленными палатами мира; проводит семинары, круглые столы, конференции в области экспортной политики, взаимного обмена информацией и обмена опытом работы бизнес структур.

Таким образом Таджикистан выполняет требования ВТО и гармонизирует своё законодательство в соответствии с требованиями ВТО.

Литература:

  1. Каримова М. Т. Таджикистан. // Обзор агропродовольственной торговой политики в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, 2019–2020”, ФАО. Рим. 2022. -С.102–108. https://www.fao.org/3/cc0064ru/cc0064ru.pdf
  2. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 апрели 2021 года, № 169 «Государственная программа развития экспорта в Республике Таджикистан на 2021–2025 годы».
  3. Межецкая Т. А., Межецский А. Н. Сущность и содержание промышленной и торговой политики// https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-promyshlennoy-i-torgovoy-politiki.