Ключевые слова: таможенное администрирование, международное таможенное сотрудничество, процедуры торговли, упрощение, Всемирная торговая организация, ЕАЭС.
В настоящее время под сотрудничеством чаще всего понимается совместно выгодная деятельность, направленная на достижение взаимных целей сторон, принимающих участие в сотрудничестве.
На мировой арене активно развивается сотрудничество в политической и экономической сферах. Наиболее развитой формой экономических отношений в мире выступает внешняя торговля. Торговые отношения составляют примерно 80% от общих международных отношений в экономическом плане. На современном этапе международные экономические отношения развиваются все более и более интенсивно. Их влияние на развитие национальной экономики страны, вовлеченной в международные экономические отношения очевидно и в большинстве случаев положительно.
Цель проводимого исследования заключается в попытке на основе сравнительного анализа дать характеристику положений Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) по упрощению процедур торговли и оценить влияние его на развитие системы таможенного администрирования.
Анализ стратегических инициатив ФТС России позволяет утверждать, что дальнейшее развитие сотрудничества с таможенными службами иностранных государств и международными организациями позволит расширить и укрепить договорную правовую базу таможенного сотрудничества в двустороннем и многостороннем формате, активизировать работу по взаимодействию таможенных служб государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также с другими странами СНГ и дальнего зарубежья, уделяя внимание сближению норм таможенного законодательства, развитию информационных технологий и упрощению порядка перемещения через таможенные и государственные границы товаров и транспортных средств.
Заметим, что международное таможенное сотрудничество представляет собой важное направление международного сотрудничества государств и международных организаций, заключающееся в совместной координации их усилий в сфере общественных отношений, связанных с обеспечением таможенными органами порядка и правил перемещения лицами через таможенные границы государств товаров и транспортных средств [4, с. 15].
Следуя логике указанного умозаключения, очевидна значительная роль международного таможенного сотрудничества в развитии не только таможенного дела отдельно взятого государства, но и в целом в рамках международных отношений [5, с. 40].
Естественно, что взаимовыгодное таможенное сотрудничество стран зависит от стадии или этапа развития интеграционных процессов между взаимодействующими странами. Отметим, что неоднократно сообщалось и о проблемах, возникающих на пути формирования общей концепции в сфере таможенного регулирования в рамках Таможенного союза [3, 35-36; 7, 160]. Однако, с подписанием Договора о ЕАЭС [2] страны, ранее формировавшие Таможенный союз ЕврАзЭС, с 1 января 2015 г. перешли к стадии формирования экономического союза, предполагающего изменение всего процесса таможенного регулирования. В связи с чем Евразийской экономической комиссией разработан проект Таможенного кодекса ЕАЭС.
В ходе подготовки проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, «помимо согласования его терминологии и норм с положениями Договора о ЕАЭС, а также имплементации в него положений международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, и нескольких проектов международных договоров, были решены многие другие задачи, в том числе устранение существующих в действующем таможенном законодательстве недочетов и коллизий» [8], модернизация таможенного администрирования с учетом современного уровня развития информационных технологий и положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО.
Всемирная торговая организация призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).
В рамках ВТО создан постоянно действующий форум государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих непосредственное влияние на их внешнеторговые отношения, а также для осуществления контроля по реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.
Известно, что главной задачей организации является либерализация мировой торговли путем управления ею преимущественно тарифными методами, а именно последовательным сокращением уровня импортных пошлин, а также устранения некоторых нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Другими словами, деятельность ВТО подразумевает политику свободной международной торговли, уменьшения барьеров и упрощение формальностей [6].
Заметим, что в деятельности ВТО в 2013 году произошло знаковое событие, а именно принятие Соглашения по упрощению процедур торговли [1], включившего в себя положения о более быстром и качественном выполнении таможенных процедур и формальностей за счет организации взаимодействия между таможенными и другими органами, на которые возлагается задача содействию и облегчению формальностей при осуществлении международной торговли. В нем также содержатся условия развития технического сотрудничества в данной области.
Структурно Соглашение состоит из трех разделов:
Раздел I – содержит набор упрощений процедур торговли с разной степенью обязательности;
Раздел II – содержит специальный и дифференцированный режимы, которые позволят развивающимся и наименее развитым странам самостоятельно определять, каким образом они будут реализовывать положения Соглашения;
Раздел III – содержит положения, согласно которым создается постоянный комитет по упрощению процедур торговли в рамках ВТО.
Анализ содержания первого раздела Соглашения позволил выделить следующие упрощения процедур торговли:
во-первых, транспарентность, прозрачность и открытость. То есть, публикацию законов и других актов, их доступность в Интернете, создание различных информационных центров для предоставления необходимых сведений участникам ВЭД, в том числе информации о новых законах и иных нормативных актах до вступления их в силу, а также проведение регулярных консультаций между органами, действующими на границе, и заинтересованными лицами;
во-вторых, стабильность действия правил, что означает предоставление предварительных решений, которые должны быть действительны в течение разумного периода времени после выдачи, если законы, факты или обстоятельства не изменились. Данное упрощение дает участникам ВЭД возможность заранее просчитать условия сделки;
в-третьих, защита прав и законных интересов участников ВЭД, например, право на обжалование любого административного решения в вышестоящий орган или суд, или право на проведение повторного испытания товара и др.;
в-четвертых, соглашение содержит набор процедур ускорения таможенных формальностей, определенных еще из Киотской конвенции. В частности, они включают предварительную подачу документов в электронном виде, применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля и некоторые другие;
в-пятых, сокращение требований к документации в целях ускорения процедуры таможенного контроля и товарооборота. К таким упрощениям можно отнести признание электронных копий, однократность предоставления сведений в электронном виде в рамках «единого окна» и др.;
в-шестых, развитие таможенного сотрудничества в части обмена информацией, взаимных запросов на предоставление информации.
Эффективность действия данного соглашения видна на примере статистики. По данным ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), новое Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли может сократить торговые издержки почти на 14,5% для стран с низким уровнем дохода и на 10% для стран с высоким уровнем доходов. В Докладе Международного экономического форума содержатся еще более оптимистические цифры. Эта международная организация пришла к выводу, что сокращение барьеров в цепочке поставок за счет улучшения таможенного администрирования и транспортно-коммуникационной инфраструктуры может привести к росту мирового ВВП на 4,7%, а мирового экспорта – на 14,5%. При этом, по подсчетам МЭФ, полная отмена тарифов может дать гораздо меньший эффект – 0,7% роста мирового ВВП и 1,1% роста экспорта [9].
Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли в перспективе окажет большое влияние на внешнеторговые отношения, в том числе на международные экономические отношения стран и прохождение таможенных формальностей.
В настоящее время наблюдается тенденция глобализации и в таких условиях просто невозможно не ориентировать таможенную политику страны на международные стандарты и нормы администрирования. В связи с этим основными приоритетными направлениями совершенствования деятельности таможенных органов стали: внедрение в практику общепринятых принципов ВТО, упрощение процедур торговли в рамках этих принципов, в том числе совершенствование таможенного контроля и снижение барьеров в международной торговле. В соответствие с концепцией развития таможенных органов и федеральной целевой программой строятся современные пункты пропуска на границе России, совершенствуется организационная структура таможенных учреждений, растет финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение их деятельности.
Очевидно, что в условиях вступления в ВТО таможенная политика России будет направлена на ускорение таможенного декларирования, увеличения и упрощения торгового оборота, а также упрощения процедур прохождения таможенного контроля.
Исходя из содержания Соглашения об упрощении процедур торговли, развитие таможенного сотрудничества должно обусловливаться выполнением условий и требований, направленных и способствующих созданию схемы взаимодействия, согласно которой страны-участницы будут обязаны обмениваться информацией, необходимой для эффективной координации таможенного контроля с учетом требований к конфиденциальности имеющейся информации.
При этом важным положением для участников внешнеэкономической деятельности является то, что страны-участницы могут разрабатывать системы добровольного соблюдения требований, по которым импортеры смогут самостоятельно и без штрафных санкций вносить исправления, применяя, в то же время, более жесткие меры к субъектам торговли, нарушающим требования [1].
Таким образом, становится необходимым принятие использование в практике деятельности рекомендаций таможенных служб стран в рамках ЕАЭС, разрабатываемых международными организациями. В связи с этим проект Таможенного кодекса ЕАЭС в целях эффективного сотрудничества между таможенными службами или иными органами, занимающимися вопросами упрощения процедур торговли и соблюдения таможенного законодательства, прояснения и усовершенствования соответствующих аспектов статей V, VIII и X ГАТТ 1994, а также расширения технической помощи и поддержки, направляемой на повышение потенциала в сфере упрощения процедур торговли, включил в себя соответствующие положения, стандарты и передовой опыт.
Сотрудничество между таможенными службами на международном уровне в настоящее время направлено на улучшение контроля над торговыми потоками и на обеспечение исполнения соответствующих законов и регламентов путем обмена информацией по таможенным аспектам, таким как данные экспортных и импортных деклараций, информация об участниках торговой деятельности, информация о происхождении и таможенной оценке. Такой обмен информацией и данными является ключевым элементом упрощения процедур торговли. В свою очередь двусторонние и региональные соглашения о взаимной административной помощи продолжают оставаться для правительств и таможенных служб основным инструментом сотрудничества.
Литература:
- Agreement on Trade Facilitation [Электронный ресурс] URL: http://tfig.itcilo.org/RUS/pdf_files/931.pdf (дата обращения: 22.01.2017).
- Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 10.01.2017).
- Костин А.А. Актуальные проблемы и перспективы развития Таможенного союза ЕврАзЭС // Формирование евразийского социально-экономического и информационно-коммуникативного пространства: успехи, проблемы, перспективы: сборник научных статей / Науч. ред. Ю.М. Ипатов, А.Б. Звездова, М.С. Туровская. СПб., 2013. С 133-142.
- Костин А.А., Костина О.В., Москаленко О.А. Международное таможенное сотрудничество: учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. 472 с.
- Костин А.А., Костина О.В. Проблемы и перспективы развития международного таможенного сотрудничества России // Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wschodnie partnerstwo – 2013» Volume 1 Ekonomiczne nauki.: Przemyśl. Nauka I studia.
- Костин А.А. Торгово-экономические отношения России: Учебное пособие В 2-х ч. Белгород: Кооперативное образование, 2007. Ч. 1.
- Суздальцев А.И. Проблемы формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 2. / Отв. ред.: Е.Г. Ясин. Кн. 2. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
8. Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК В.Гошин рассказал о таможенных аспектах евразийской интеграции на V ежегодной международной научно-практической конференции «Тункинские чтения» [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/24-10-2014-2.aspx (дата обращения: 07.02.2017).
- Global trade costs could drop dramatically if countries implement WTO Trade Facilitation Agreement, OECD says [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/newsroom/global-trade-costs-could-drop-dramatically-if-countries-implement-wto-trade-facilitation-agreement.htm (дата обращения: 11.02.2017).