Развитие положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 16.03.2019

Статья просмотрена: 1927 раз

Библиографическое описание:

Татаева, И. Ю. Развитие положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур / И. Ю. Татаева, Е. В. Бабаш, С. И. Михайлович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57218/ (дата обращения: 22.12.2024).



Мировая торговля представляет собой огромный глобальный рынок, который с каждым годом вовлекает всё больше участников. С каждым годом происходит всё большее увеличение объемов торговли, в 2018 году, по оценкам ВТО, темпы роста объемов глобальной торговли составляют от 2,1 % до 4 %. При таком положительном прогнозе, в тоже время между государствами существует некоторая напряженность, которая приводит к увеличению рисков экономического спада, о которой говорит Кристин Лагард директор Международного валютного фонда на саммите «большой двадцатки» в Аргентине. При увеличении объемов мировой торговли, действенность таможенных служб государств остается неотъемлемой частью поддержания торгового равновесия, который состоит в надёжном и безопасном для страны рынке. В этом ключе, странам необходимо иметь такие действенные инструменты, которые позволят таможенным службам не только защищать внутренний рынок, но и делать его максимально адаптированным к возрастающей нагрузке, что невозможно без современных инструментов взаимодействия, опирающихся на межгосударственные соглашения.

С точки зрения стандартизации таможенного дела особое значение имеет Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. (далее — Киотская конвенция). Киотская конвенция оказала существенное влияние на развитие права Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), регулирующего таможенные правоотношения. Это связано с тем, что в рамках присоединения основных государств-членов ЕАЭС к Всемирной торговой организации приоритетным стал вопрос приведения союзного законодательства требованиям международных стандартов в сфере регулирования внешней торговли. Положения Таможенного кодекса ЕАЭС опираются на ключевые принципы Киотской конвенции. Так, при присоединении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Россия приняла Конвенцию в объеме Генерального приложения, Белоруссия и Казахстан — даже в большем объеме, хотя и с некоторыми оговорками. Киотская конвенция оказала существенное воздействие на развитие российского законодательства в области таможенного дела. Это в первую очередь связано с тем, что 70 % внешнеторгового оборота России приходится на страны, чье законодательство построено на принципах Конвенции.

Структурно последняя редакция Киотской конвенции состоит из 3 частей: основного текста Конвенции, Генерального приложения к ней и десяти специальных приложений [1]. Помимо этого, Конвенция включает в себя документы, которые не являются ее неотъемлемой частью (приложения 4 и 5). Имеется также Протокол об изменении Киотской конвенции, регулирующий процедуру присоединения к обновленной Конвенции.

Основной текст содержит преамбулу, определения общих терминов, положения об объеме обязательств и основных принципов присоединения к конвенции и выхода из нее, органов управления, условий применения Конвенции и ряд других общих положений.

Специальные приложения конкретизируют принципы применения различных таможенных правил и процедур. Они содержат стандартные и рекомендуемые правила по таможенной очистке и сферам деятельности таможенных администраций.

Основное отличие новой редакции Киотской конвенции от прежней состоит в том, что обязательным условием присоединения к Конвенции является принятие как минимум всех положений ее Генерального приложения и внедрение так называемых «стандартных правил». При этом присоединяющееся государство может принять одно или несколько специальных приложений или одну либо несколько их глав.

Присоединяющимся государствам предоставляется также право переходного периода, в течение которого они должны ввести стандартные правила (3 года), стандартные правила с переходным сроком (5 лет) и рекомендуемые правила (без ограничения сроков).

Следует отметить, что Киотская конвенция оставляет возможность для применения национального таможенного законодательства, исходя из экономических условий, специфики построения административной системы и других факторов, влияющих на законодательство.

Развитие таможенного законодательства, правовых основ в сфере регулирования таможенного дела требует системного представления не только в рамках одной Конвенции, а в пакете программных документов, повлиявших на становление законодательства в вышеуказанной сфере. Среди таких основополагающих документов, на наш взгляд, можно выделить положения Международной Конвенции об Упрощении и Гармонизации таможенных процедур, Международную Конвенцию о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли (СУПТ), Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE). В сравнении мы выделили необходимые критерии, по которым мы бы хотели показать разницу между документами. Сравнительный анализ основных положений вышеуказанных документов представлен в таблице.

Данные документы должны применяться скоординировано и единообразно, чтобы обеспечить эффективное управление границами и проведение таможенного контроля.

Постоянная трансформация глобальной торговой политики требует координации действий и корректирования курса развития таможенных администраций национальных экономик. В условиях цифровизации и перехода торговли в электронный формат, меняются и условия ее осуществления. Таможенным администрациям в этой связи, нельзя отставать от прогрессивных технологий, необходимо все время действовать согласно актуальным документам и регламентам. Документы, рассмотренные в таблице, представляют собой современные и адаптированные инструменты регулирования торговли. Однако в связи с реализацией положений СУПТ и бурным развитием электронной коммерции, положения Киотской конвенции требуют дополнительного пересмотра, о чем решил Совет ВТамО и подтвердил создание рабочей группы по пересмотру Киотской Конвенции. Первое заседание рабочей группы состоялось уже в сентябре 2018 года [5].

Направления совершенствования, на наш взгляд, будут направлены на выявление узких мест и пробелов, которые в настоящей редакции недостаточно освещены, а также включение последних изменений в отношении инструментов и применения наилучшей практики стран-членов. ВТамО стремится к нахождению правильного применения современных и эффективных таможенных процедур при одновременном поддержании правильного баланса между упрощением процедур торговли и обеспечением безопасности, отражения широкого использования электронного представления данных, а также с привлечением юридической помощи от правовых подразделений таможенных администраций стран для разработки соответствующих предложений.


Таблица 1

Сравнительный анализ основных положений документов

Характеристики

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено вКиото 18 мая 1973г.) (в ред. Протокола от 26 июня 1999г.)

Международная Конвенция осогласовании условий проведения контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982г.)

Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли (СУПТ) (Бали,2017г.)

Рамочные стандарты безопасности иоблегчения мировой торговли (SAFE 2018г.)

Общая сфера регулирования

Универсальный кодифицированный международно-правовой акт в области таможенного дела.

Положения распространяются на все импортируемые, экспортируемые и следующие транзитом товары при пересечении одной или нескольких морских, воздушных или сухопутных границ.

Многосторонние правила по упрощению процедур торговли, главным образом, связанные с таможенными режимами.

Набор принципов и стандартов и предлагаются для принятия в качестве минимума того, что должно быть сделано членами ВТО.

Цели

Устранение расхождений в таможенных процедурах государств-участников, упрощение и облегчение международной торговли

Сокращение требований в отношении соблюдения формальностей, а также видов и продолжительности контроля

Создание возможности для повышения эффективности и ускорения прохождения таможенных процедур

Гармонизация требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках.

Способы достижения целей

Универсальное и гармонизированное законодательство в области таможенного дела

Сокращение требований к осуществлению формальностей, национальной и международной координации процедур контроля и методов их применения

Применение информационно-коммуникационных технологий при упрощении процедур торговли

Предоставление льгот, для компаний, соблюдающих минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующих эффективные методы работы

Состав участников

101 государство-участник по всему миру и одна международная организация

56 государств-участников по всему миру и одна международная организации.

Более 110 стран государств по всему миру

Они были единогласно приняты странами-членами ВТамО в июне 2005 г.

Применение новых технологий и лучших практик

Установление принципа применения современных методов таможенного контроля, а также максимально широкое использование информационных технологий.

Выполнение установленных двухсторонними соглашениями нормативов времени на выполнение технологических операций по приёму и передаче поездов на пограничных

станциях.

Сотрудничество в сфере оказания технических рекомендаций или поддержки создания механизмов для целей администрирования мер по соблюдению требований и повышения их эффективности.

Совершенствование информационно-технологических систем.


Литература:

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/
  2. Международная Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах(Совершено в Женеве 21 октября 1982 года) // КонсорциумКодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/551160441
  3. Соглашение об упрощении процедур торговли.ПРОТОКОЛ о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации // КонсорциумКодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/542600777
  4. Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТамО (Рамочные стандарты безопасности) // Практическое руководство по упрощению процедур торговли. URL: http://tfig.unece.org/RUS/contents/wco-safe.htm
  5. Официальный сайт Всемирной Таможенной Организации. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2018/september/wco-working-group-on-the-comprehensive-review-of-the-rkc-holds-its-first-meeting.aspx
Основные термины (генерируются автоматически): Киотская Конвенция, международная Конвенция, упрощение процедур торговли, SAFE, мировая торговля, Генеральное приложение, документ, положение, международная организация, рабочая группа.


Похожие статьи

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Направления совершенствования современных форм налогового контроля, повышение их эффективности

Анализ экономических и правовых аспектов участия стран ЕАЭС в ВТО

Активизация мер и механизмов инвестиционного климата в Республике Узбекистан

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как неотъемлемое условие эффективной работы органов местного самоуправления

Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе

Развитие кредитной инфраструктуры субъектов малого бизнеса Российской Федерации

Совершенствование системы регионального управления экономикой и агропромышленным комплексом республики Казахстан

Практическая реализация устойчивого развития экологического образования на дошкольном уровне

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Похожие статьи

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Направления совершенствования современных форм налогового контроля, повышение их эффективности

Анализ экономических и правовых аспектов участия стран ЕАЭС в ВТО

Активизация мер и механизмов инвестиционного климата в Республике Узбекистан

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как неотъемлемое условие эффективной работы органов местного самоуправления

Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе

Развитие кредитной инфраструктуры субъектов малого бизнеса Российской Федерации

Совершенствование системы регионального управления экономикой и агропромышленным комплексом республики Казахстан

Практическая реализация устойчивого развития экологического образования на дошкольном уровне

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Задать вопрос