Л. Н. Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». И с самых первых дней работы в школе я поняла, что это действительно так. Современные дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно!
В соответствии с современной государственной образовательной политикой, основными результатами деятельности являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор «ключевых компетентностей» [3].
У учащихся должны быть сформированы:
– Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем);
– Компетенции необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий);
– Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов);
– Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением);
– Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь) [5].
В последнее десятилетие произошли большие изменения в системе исторического образования:
– возросло значение исторического образования;
– усилено внимание при изучении духовной жизни общества и человека в истории и т. д.
Исходя из этих особенностей времени, сложилась моя система преподавания истории и обществознания в школе. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся.
В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, педагогических мастерских, критического мышления, проектные методы обучения, ИКТ, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Сегодня необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить.
Технология критического мышления предлагает разнообразный набор приемов и методов [1]. Основа технологии — трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Слайд № 1
Рис. 1. Стадия вызов
На этапе вызова использую методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали».
Слайд№ 2
Рис. 2.
Для этого делю доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагаю воспроизвести в тетради такую же таблицу. Затем называю тему и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию [6].
Одной из технологий, используемых на стадии вызова, являетсятехнология “Понятийное колесо».
Слайд № 3
Рис. 3.
Свое название она получила из — за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова — ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
Стадия вызова: предлагаю учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова — ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.
Стадия Реализация смысла
Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом.
Прием “Кластеры”.
Слайд № 4
Рис. 4.
Кластеры или “грозди” — графический способ организации учебного материала. Кластеры — рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним связанная. В центре — тема; вокруг нее — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы — свои черты, особенности [5].
Для активного восприятия, систематизации и оценки информации учитель использует приём «П»-«М»-«И» таблица «Плюс-минус-интересно».
Слайд№ 5
Рис. 5.
При чтении текста учащиеся фиксируют в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: — позитивный характер (графа «П»); негативный характер (графа «М»);-наиболее интересные и спорные факты (графа «И»).
Например, на уроке истории в 9 классе по теме «Экономическая политика красных и белых» учащиеся, используя параграф учебника, заполняют таблицу «Плюсы и минусы экономической политики белых и красных». Подобная форма организации работы с материалом позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Стадия рефлексии.
Эффективными для использования на стадии рефлексии являются прием синквейна.
Слайд № 6
Рис. 6.
Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.
Определенной эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные реформы, предполагающие формирование модели «нового человека».
Таким образом, применение современных методик и технологий на уроках истории позволяют осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
Я буду рада, еслиопытмоейработыпригодитсямоим коллегам и молодымучителям. Удачи!
Литература:
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. «Критическое мышление: технология развития»
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34–42.
- Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании.
- Г. К. Селевко. «Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств», М., НИИ школьных технологий, 2005г.
- mailto:festival@1september.ru
- https://infourok.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://kopilkaurokov.ru/