Ключевые слова: таможенное декларирование, электронное декларирование, автоматическая регистрация, декларация на товары, таможенный контроль.
Электронное декларирование успешно используется уже на протяжении нескольких лет, что указывает на об успешное внедрение данной технологии. Само по себе электронное декларирование – это представление (подача) декларации на товары и транспортные средства в таможенный орган в электронном виде по электронным каналам связи. Однако таможенные информационные технологии стремительно совершенствуются и новым этапом в их развитии является внедрение автоматической регистрации декларации, под которой следует понимать осуществление регистрации таможенной декларации без участия должностных лиц таможенного органа.
Актуальность исследования заключается в том, что таможенные технологии должны быть целостными, взаимообуславливающими и предполагающими их широкое применение на практике. Если осуществляется автоматическая регистрация, соответственно должна быть организована ее автоматическая проверка и автоматический выпуск товаров по данной декларации. При этом широкое применение указанных технологий предполагает задействование многих таможенных процедур, а не только экспорта или выпуска для внутреннего потребления.
В этой связи необходимо выделить достоинства и препятствия во внедрении автоматической регистрации декларации, разработать алгоритм действий при применении автоматического декларирования, а также предложить некоторые пути решения проблемных вопросов, связанных с использованием данного нововведения.
Электронное декларирование пользуется спросом у участников внешнеэкономической деятельности, набирает обороты популярности, на что указывают статистические данные: по состоянию на 9 сентября 2016 года подано 2 576 726 электронных таможенных деклараций, что на 76 тыс. деклараций больше по сравнению с 2015 годом. Данное количество составляет около 99,99% от общего количества поданных таможенных деклараций [6; 7].
Популярность электронного декларирования связана, прежде всего, с тем, что благодаря использованию этой информационной технологии упрощается и ускоряется процесс заявления таможенному органу необходимых сведений для выпуска товаров и помещения их под таможенную процедуру. После подачи таких сведений должностное лицо таможенного органа проверяет достоверность представленных сведений и регистрирует декларацию.
Одной из главных задач при осуществлении таможенных операций и проведении таможенного контроля является совершение необходимых операций в максимально короткое время в целях создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности. Достижению этой цели в перспективе будет способствовать введение автоматизации декларирования.
Введение автоматической регистрации деклараций связано с утверждением Стратегии развития таможенной службы до 2020 года, согласно которой ускорение таможенных операции будет достигнуто благодаря проведению работы в три этапа. Первый этап связан с введением непосредственно автоматической регистрации товаров. Второй – с внедрением технологии автоматического выпуска, в так называемых, пилотных зонах. Третий этап предполагает полномасштабное внедрение технологии автоматического выпуска в отношении товаров, по которым в автоматическом режиме не выявлены риски. Предполагается, что переход на автоматический выпуск завершится в 2018 году.
Из интервью заместителя главы Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России) следует, что современные информационные технологий, которые внедряет российская таможенная служба для совершенствования таможенного администрирования, содействуют повышению авторитета России в мировом сообществе. Автоматизация деятельности таможенных органов и решение всех вопросов в режиме реального времени будут способствовать тому, что Россия обеспечит себе лидерство в таможенной сфере. В частности, он заявил: «Если возьмем стратегический план Всемирной таможенной организации, то там значатся четыре основные цели:
упрощение и гармонизация таможенных процедур для улучшения условий ведения международной торговли и инвестиционного климата;
фискальная функция – полное, своевременное и правомерное взимание всех причитающихся платежей в государственный бюджет;
вопросы безопасности общества, здоровья граждан и охраны границ;
развитие инфраструктуры и институциональное развитие таможни.
В целом получается, что таможенные органы – это уравнение с четырьмя переменными, ключом к решению которого являются информационные технологии. На самом деле, информационные технологии сегодня – это ключ к решению всех четырех задач» [1].
Однако, несмотря на все вышеперечисленные достоинства такого внедрения, существуют и весомые препятствия для его полноценного использования:
нормы действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). Например, пункт 3 статьи 173 ТК ТС, устанавливает, что от имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, а пункт 5 статьи 190 ТК ТС определяет, что отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа.
в рамках действующего законодательства ответственность за принятие решения о выпуске товаров возложена на должностных лиц таможенных органов. При этом в рамках ТК ТС, а также проекта Кодекса ЕАЭС не урегулирован вопрос – на кого будет возложена ответственность за принятие решения при автоматической регистрации декларации [5].
Отметим, что алгоритм действий по осуществлению такого декларирования, приведен в Распоряжении ФТС России от 30.01.2015 № 32-р «Об утверждении алгоритма автоматической регистрации декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей вывоз товаров, и алгоритма автоматического выпуска декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой экспорта». При автоматической регистрации декларации появляются две новые категории: дискретные и непрерывные критерии. Что касается первых, то их выполнение безусловно обязательно для всех товаров (проверка кода товара, таможенной стоимости). В тоже время выполнение непрерывных критериев может быть частично, и они могут применяться не ко всем товарам (например, проверка объектов интеллектуальной собственности). На основании алгоритма можно сказать, что должностное лицо таможенного органа практически не будет задействовано в процессе регистрации деклараций. Оно будет включаться в процесс только в том случае, если сработает система управления рисками. Не стоит оставлять без внимания тот факт, что успешное применение авторегистрации тех деклараций, которые полностью подходят под условия алгоритма, напрямую зависит от качества заполнения участниками ВЭД деклараций на товары и электронных документов. Самая, казалось бы, незначительная орфографическая ошибка или, например, неточность в написании названия фирмы в декларации и документах, и декларация не проходит автоматическую регистрацию. После чего все переходит к инспектору таможенного поста [2, с. 32].
Следует сказать, что за результатами внедрения в процесс таможенного контроля автоматических алгоритмов стоит колоссальная работа таможенных органов вех уровней (от ФТС России до таможенного поста) и участников ВЭД. Это касается и проведения аналитической работы, позволяющей увидеть возможные недоработки и, конечно, варианты дальнейшего развития перспективных технологий.
Логично, что на основании сведений, полученных в ходе автоматического декларирования, будут далее использованы в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
Такой контроль имеет ряд целей:
подтверждение правильности заявленной таможенной стоимости;
проведение мероприятий, направленных на выявление фактов уклонения от таможенных платежей;
осуществление проверки соблюдения запретов и ограничений;
выявление признаков преступлений и административных правонарушений в области таможенного дела.
Вместе с тем проведенный анализ деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров позволяет сделать вывод о том, что одной из приоритетных задач по повышению результативности контроля после выпуска товаров является в первую очередь развитие системы таможенного, объединяемой применением информационных и таможенных технологий.
В рамках данного направления можно выделить проблемные вопросы, «касающиеся нормативного регулирования порядка проведения пост-контроля, организационного характера, которые, в свою очередь, влекут за собой невозможность взыскания доначисленных сумм в бюджет, несмотря на выявленные и доказанные в ходе проверки нарушения таможенного законодательства, затягивание проведения проверочных мероприятий, а также отсутствие достаточной информации, необходимой для завершения таможенных проверок» [3, с. 13].
Таким образом, ускорение и упрощение совершения таможенных операций с учетом применения автоматической регистрации декларации является важным вопросом повышения уровня экономической безопасности, выступающего основным ориентиром Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года. Представляется обоснованным развитие результативного таможенного контроля после выпуска товаров в качестве одного из взаимосвязанных элементов системы таможенного контроля, способного обеспечить необходимый уровень экономической безопасности.
Информационные технологии очень важны для развития таможенной службы, так как они, совершенствуясь в качестве, способствуют ускорению процесса выпуска товаров, создают благоприятные условия для осуществления деятельности в сфере таможенного дела.
Задачи, поставленные Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 года в области повышения качества таможенного администрирования и ускорения прохождения контроля товаров, успешно решаются. Это мы можем видеть на примере совершенствования информационных таможенных технологий, а именно, смена электронного декларирования автоматической регистрацией деклараций. Указанная технология имеет свои преимущества: во-первых, заметно сократится время, потраченное, на проверку документов и сведений и, следовательно, на выпуск товаров; во-вторых, преимуществом применения данной технологии является исключение человеческого фактора, что постепенно будет сводить к минимуму случаи, связанные с коррупцией.
Однако, наряду с любыми преимуществами есть свои недостатки и проблемы. Одной из таких проблем, связанных с внедрением автоматической регистрации деклараций, является то, что на данный момент этот процесс идет в разрез с действующим таможенным законодательством. По нашему мнению, самым важным шагом в урегулировании процесса автоматической регистрации декларации будет более глубокая конкретизация таможенного законодательства Евразийского экономического союза, а именно, необходимо определить, кто будет нести ответственность за принятое решение о выпуске товаров.
Представляется, логично будет назначить ответственным весь таможенный орган, а не конкретное должностное лицо. На стадии проекта Таможенного кодекса ЕАЭС данная проблема, на наш взгляд, не решена. В статье 82 проекта Кодекса упомянуто лишь только то, что отдельные таможенные операции могут совершаться без участия должностных лиц таможенных органов, а с применением информационных технологий. В свою очередь, в пункте 2 статьи 118 закреплено, что выпуск товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа. Как видно, в законодательстве не приведено статей, связанных с конкретизацией данного процесса.
Следующим немаловажным моментом для успешного функционирования автоматического декларирования является, на наш взгляд, обеспечение бесперебойного функционирования сети Интернет в таможенных органах во избежание неудобств для участников внешнеэкономической деятельности. Помимо всего вышеназванного необходима установка такой защиты на таможенные интернет-ресурсы, чтобы была гарантия обеспеченности конфиденциальности информации, поданной участником ВЭД.
Литература:
- Давыдов Р. Уже в ближайшем будущем российская таможня изменится в сторону автоматизации [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24208:-l-r&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения 18.11.2016).
- Звонилова М. Только две минуты // Таможня. 2016. №6 [389]. С.32-33.
- Кокнаева М.Д. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Академический вестник ростовского филиала Российской таможенной академии. 2013. № 2. C. 10-13.
- Курцева Г.Р., Малахова Л.А. Перспективные направления совершенствования таможенного администрирования: технология автоматического выпуска товара // Научное обозрение. 2016. № 9. С. 140-143.
- Разработка научно-методических подходов и методических рекомендаций по реализации технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/SiteAssets/ДТИ%20(НИР.Отчёт).pdf (дата обращения: 08.10.2016).
- Сведения о количестве деклараций на товары, поданных в электронной форме [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=24343:-2016-&catid=419:2014-04-15-11-04-08&Itemid=1830&Item id=2467 (дата обращения 18.10.2016).
- Таможня в цифрах: результаты постконтроля за 9 месяцев 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=24272:-9-2016-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения 18.11.2016).
- Шевченко Ж.Д. Теоретико-правовые аспекты таможенного регулирования таможенных операций, связанных с выпуском товаров // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 2 (35). С. 168-173.