Ключевые слова: таможенное декларирование, Евразийский экономический союз, ТК ЕАЭС, таможенные операции, электронная форма декларирования, отказ в регистрации таможенной декларации.
Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, Союз) начал функционировать с 1 января 2015 года. 26 декабря 2016 года главы государств-членов ЕАЭС подписали Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Кодекс). Вступление его в силу планируется не ранее 1 июля 2017 года. Однако уже сейчас в результате анализа норм утвержденного проекта ТК ЕАЭС видны существенные отличия от действующего Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС, Таможенный кодекс).
Значимые нововведения затронули область декларирования товаров. В первую очередь, расширился список сведений, которые должны содержаться в декларации на товары [1, ст. 106]. К новым обязательным сведениям относятся: информация о товарном знаке, наименовании места происхождения товара, являющемся объектом интеллектуальной собственности, цене в соответствии с коммерческими документами. Кроме этого необходимо указывать сведения не только о декларанте, таможенном представителе, отправителе и получателе товаров, но и о продавце и покупателе товаров. Что касается сведений, указываемых в транзитной декларации, то они останутся неизменными.
В действующем ТК ТС в пункте 3 статьи 179 указано, что таможенное декларирование может производиться как в письменной, так и в электронной формах [2]. Однако письменная форма все же являлась продолжительное время обязательной, а электронная – некой альтернативой, выбор которой осуществлял декларант [3, п. 4 ст. 322]. Но с 1 января 2014 года таможенное декларирование товаров стало в основном проводиться в электронной форме. Так, доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях, в 2016 году составила 99,95 % [4]. С вступлением в силу ТК ЕАЭС таможенное декларирование будет осуществляться декларантом или таможенным представителем лишь в электронной форме [1, ст. 104].
Применение письменной формы возможно только в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в случае помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита, а также при использовании транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве таможенной декларации и в других случаях, установленных Евразийской экономической комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании [1, п. 4 ст. 104]. Однако нельзя лишить декларанта возможности подачи декларации, поэтому при невозможности использования электронной формы в связи с техническими проблемами, у него есть право на подачу таможенной декларации в письменной форме [5, с. 45-48].
Применение электронного декларирования стало основой для внедрения новых перспективных таможенных технологий. Необходимо подчеркнуть, что в новом Кодексе содержится положение о возможности совершения отдельных таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов [1, ст. 82]. Данная норма позволяет применять технологию автоматической регистрации таможенной декларации, поданной в виде электронного документа, без участия должностного лица таможенного органа, что, безусловно, позволит сократить время совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием. Так уже в 2016 году было автоматически зарегистрировано более 520 тысяч деклараций на товары (далее – ДТ) (в 2015 году – около 110 тысяч ДТ), в том числе 478,6 тысячи ДТ – поданных в соответствии с таможенной процедурой экспорта, 36,9 тысячи ДТ – в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления и 4,8 тысячи ДТ – в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (в части Калининградской области) [4].
Также усовершенствованы положения, касающиеся порядка изменения и дополнения заявленных сведений и отзыва таможенной декларации. Для этих целей в статьях 112 и 113 ТК ЕАЭС предлагается использовать как письменный, так и электронный вариант подачи мотивированного обращения декларанта.
В статье 183 ТК ТС установлено, что при подаче таможенной декларации необходимо представить таможенному органу все имеющиеся у декларанта документы, на основании которых она заполнена. Перечень этих документов также определяется Таможенным кодексом, однако указано, что при применении электронного декларирования их число может сократиться [2, п. 2 ст. 183].
Нововведением в ТК ЕАЭС является то, что при подаче декларации на товары теперь не нужно представлять документы, подтверждающие заявленные в ней сведения [1, п. 5 ст. 109]. Однако на момент подачи таможенной декларации такие документы должны быть в наличии у декларанта, за исключением случаев, установленных правом ЕАЭС. В связи с этим в литературе высказывается мнение о том, что с точки зрения временных и трудозатрат при подготовке к процессу помещения товара под таможенную процедуру «мало что изменится», так как в любом случае придется подготавливать пакет документов, сопровождающих подачу декларации [6, с. 4-5].
Следует отметить, что вступление нового Кодекса в силу влечет за собой изменение срока регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации таможенным органом. Ранее этот срок составлял максимум 2 часа с момента подачи таможенной декларации. С момента вступления в силу ТК ЕАЭС он сократится до 1 часа. В ТК ЕАЭС также уточнены основания для отказа в регистрации таможенной декларации: не соблюдена форма таможенного декларирования; структура и формат электронной таможенной декларации или электронного вида письменной таможенной декларации не соответствуют установленной форме; не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров. В ТК ЕАЭС правовая норма об оформлении отказа в регистрации таможенной декларации, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, дополняется обязательством таможенного органа указать рекомендации по устранению причин, послуживших основанием для отказа [1, п. 6 ст. 111].
В статье 194 ТК ТС установлены особенности таможенного декларирования товаров в исключительных случаях. Однако подробная информация в 27 главе Таможенного кодекса имеется лишь о предварительном таможенном декларировании. Иные особенности установлены на уровне национального законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании [3], которые теперь будут раскрыты в новом Кодексе:
− статья 114. Предварительное таможенное декларирование;
− статья 115. Неполное таможенное декларирование;
− статья 116. Периодическое таможенное декларирования;
− статья 117. Особенности таможенного декларирования товара, перемещаемого через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.
В заключение следует выделить основные нововведения проекта ТК ЕАЭС, касающиеся таможенного декларирования товаров и таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией и отзывом таможенной декларации, изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации:
1) оптимизация перечня сведений, которые указываются в декларации на товары;
2) приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования лишь в исключительных случаях;
3) закрепление возможности совершения отдельных таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, посредством информационной системы таможенных органов без непосредственного участия должностных лиц;
4) возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;
5) уменьшение срока регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации таможенным органом;
6) унификация подходов к неполному и периодическому таможенному декларированию [8, с. 202].
Данные положения, закрепленные в ТК ЕАЭС, являются новыми в правовом регулировании порядка совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров, но они частично уже были реализованы таможенными органами государств-членов Союза на практике, поэтому результат от вступления их в силу должен быть положительным.
Литература:
- Распоряжение от 12.08.2016 № 13 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01411004/ico_15082016_13 (дата обращения: 21.03.2017).
- Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 50. Ст. 6615.
- Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 48. Ст. 6252.
- Отчет об исполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации за IV квартал и 2016 год // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Сведения о деятельности ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24823:-iv-2016-&catid=565:2016-&Itemid=2677 (дата обращения: 22.03.2017).
- Искоскова М.В. Электронное декларирование в новом кодексе // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2015. №1-2. С. 45-57.
- Баландина Г.В. Кодекс возможностей // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2017. № 2. С. 3-18.
- Гревцева Л.Г., Аносов А.В. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: возможности и перспективы // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2015. №5. С. 198-203.
- Moskalenko O.A., Kostin A.A., Kostina O.V. Transformation of Russian Customs Policy in modern conditions / Science, Technology and Higher Education: Materials of the III international research and practice conference. Westwood, 2013. С. 245-251.