Уполномоченный экономический оператор в Евразийском экономическом союзе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черненков, А. С. Уполномоченный экономический оператор в Евразийском экономическом союзе / А. С. Черненков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.1 (147.1). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41411/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, специальные упрощения, Евразийский экономический союз, проект ТК ЕАЭС, таможенные операции, реестр уполномоченных экономических операторов, свидетельство о включении в реестр.

Институт уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) был введен в 2010 году в интеграционном объединении союзных государств в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). Как известно, данный статус может быть предоставлен только таким участникам внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), которые соответствуют определенным критериям, установленным таможенным законодательством. При соответствии данным критериям добросовестные участники ВЭД получают соответствующие упроще­ния при помещении товаров под таможенную процедуру, ускоряется процесс совершения таможенных операций, что позволяет участникам ВЭД оптимизировать свои расходы, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенные органы, в свою очередь, имеют возможность исключения таких субъектов из сферы пристального внимания в связи с отнесением их к категории лиц низкого уровня риска, направить все имеющиеся в распоряжении ресурсы на субъекты, чья деятельность представляет высокий риск несоблюдения таможенного законодательства, тем самым повысив результативность таможенного контроля и эффективность организации его проведения.

В результате анализа таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) можно сделать вывод о том, что под уполномоченным экономическим оператором понимается декларант, имеющий статус юридического лица и получивший разрешение на пользование специальными упрощениями при совершении таможенных операций [1, с. 241].

Нельзя не согласиться с мнением Д. В. Некрасова, который под специальными упрощениями понимает преимущества в виде исключительного права на совершение отдельных действий лицами, получившими статус уполномоченного экономического оператора [2, с. 185]. К таким преимуществам относятся:

− временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках, а также иных территориях, принадлежащих уполномоченному экономическому оператору, при этом не требуется его включение в реестр владельцев складов временного хранения;

− выпуск товаров до подачи таможенной декларации;

− проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках, а также иных территориях, принадлежащих уполномоченному экономическому оператору, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию;

− иные специальные упрощения, такие как предварительное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование.

Очевидно, что уполномоченному экономическому оператору по сравнению с другими участниками внешнеэкономической деятельности предоставлена возможность совершать таможенные операции в упрощенном порядке. Однако необходимо понимать, что право использовать вышеуказанные упрощения зависит от выполнения этим лицом определенных условий и требований, установленных законодательно.

Необходимо отметить, что некоторые ошибочно называют уполномоченного экономического оператора лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела [3; 4, с. 15]. Опираясь на определение, предложенное А. Б. Новиковым, можно определить деятельность в сфере таможенного дела как специфическую деятельность, осуществляемую юридическими лицами, включенными таможенным органом в соответствующие реестры, и заключающуюся в оказании государственно-организованных таможенных услуг на конкурентной и коммерческой основе и в реализации государственно-частного партнерства в сфере таможенного дела. Часть указанных услуг, которые в силу своего содержания не вправе оказывать государственные органы, является посредническими таможенными услугами (например, услуги таможенных представителей, таможенных перевозчиков) по соблюдению (выполнению) таможенных операций и таможенных процедур [5, с. 10]. На сегодняшний день деятельность в сфере таможенного дела осуществляют таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада и владелец магазина беспошлинной торговли. Уполномоченный экономический оператор таким лицом не является. Он является участником внешнеэкономической деятельности, осуществляющим ввоз товаров в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров из Российской Федерации.

Регулирование отношений в области таможенного дела в Российской Федерации осуществляется на двух уровнях: на уровне Евразийского экономического союза и непосредственно на уровне национального законодательства Российской Федерации. В связи с этим условия присвоения статуса УЭО закреплены в статье 39 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (в соответствии со ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения), а также в статье 88 Федерального Закона от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В России статус уполномоченного экономического оператора может получить только юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статус уполномоченного экономического оператора присваивается таможенным органом путем внесения информации о юридическом лице в реестр уполномоченных экономических операторов и выдачи ему свидетельства о включении его в данный реестр. Статус УЭО признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус [6, ст. 38].

На практике институт уполномоченного экономического оператора пользуется большой популярностью. По данным Федеральной таможенной службы на сегодняшний день в России осуществляют свою деятельность 156 юридических лица, имеющих статус экономического оператора [7]. При этом за несколько лет существования такого института на практике был выявлен ряд недостатков, которые не позволяли раскрыть его потенциал полностью. Анализом этих недостатков, равно как и других недостатков таможенного законодательства ЕАЭС, в тесном сотрудничестве с бизнес-сообществом занимается Евразийская экономическая комиссия (далее − ЕЭК, Комиссия) − постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. В данной Комиссии представлены все государства-члены Союза: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Армения, Республика Казахстан и Кыргызская Республика.

Комиссия сочла необходимым ввести систему категорирования уполномоченных экономических операторов в соответствии с их непосредственным характером деятельности. Соответственно, разделению в соответствии с типами УЭО подлежат требования и условия, предъявляемые к участникам внешнеэкономической деятельности, желающим быть включенными в реестр уполномоченных экономических операторов. Кроме того, в зависимости от характера деятельности уполномоченного оператора расширению подлежали предоставляемые упрощения и преимущества.

Существенным недостатком также является отсутствие механизма взаимного предоставления и признания статуса уполномоченного экономического оператора государствами-членами ЕАЭС: участник ВЭД, включенный в Реестр УЭО в Российской Федерации, не может претендовать на упрощения в Республике Казахстан, и так далее. Это существенно затрудняет возможность осуществления своей деятельности уполномоченными экономическими операторами в ЕАЭС, а также тормозит развитие общей экономики Союза.

Данные проблемные вопросы нашли отражение в проекте Таможенного Кодекса ЕАЭС (далее − ТК ЕАЭС, Кодекс) [8]. Так, разработчики данного Кодекса переняли положительный опыт Европейского Союза в вопросе разделения свидетельств, выдаваемых уполномоченным экономическим операторам в зависимости от их непосредственного характера деятельности. В Европе существует три типа свидетельства УЭО:

1) «Безопасность и сохранность»;

2) «Таможенные льготы»;

3) «Безопасность и сохранность / Таможенные льготы».

В проекте ТК ЕАЭС также предусматривается разделение свидетельств: теперь уполномоченные экономические операторы будут получать на выбор свидетельство первого, второго или третьего типа. Кроме того, разделение коснулось требований и условий получения статуса УЭО, закрепленных в статье 433 проекта ТК ЕАЭС, а также предоставляемых уполномоченным операторам преимуществ. Свидетельство первого типа предполагает 7 преимуществ, второго типа − 6, третьего типа − 13 [8, ст. 437], тогда как ТК ТС предусматривалось лишь 4 специальных упрощения. Следует отметить, что третий тип УЭО аккумулирует в себя требования, условия и преимущества двух других типов, а также выдается лишь при условии осуществления деятельности в качестве уполномоченного экономического оператора с выдачей свидетельства первого или второго типа в течение не менее 2 лет. С момента вступления в силу свидетельства о включении в реестр уполномоченный экономический оператор будет относиться к категории низкого уровня риска.

В проекте ТК ЕАЭС предусмотрено расширение перечня субъектов, которым может быть предоставлен статус УЭО: согласно действующему ТК ТС статус УЭО может получить только декларант, т.е. импортер или экспортер товаров. В проекте ТК ЕАЭС этот статус может быть предоставлен так же таможенным представителям, таможенным перевозчикам, владельцам складов временного хранения и владельцам таможенных складов.

Проект Кодекса предусматривает взаимное признание статуса УЭО государствами-членами Союза: теперь уполномоченные экономические операторы получат возможность осуществлять свою деятельность с меньшими временными и материальными затратами на всей территории Евразийского экономического союза. Кроме того, отдельные специальные упрощения могут быть предоставлены уполномоченным экономическим операторам из не являющихся членами Союза государств на взаимной основе. При этом такие специальные упрощения могут применяться только на территории государства-члена, являющегося стороной таких международных договоров.

Следует отметить, что с каждым годом число юридических лиц, желающих получить статус уполномоченного экономического оператора в ЕАЭС, становится все больше. Это связано с предоставлением выгодных условий для таких участников внешнеэкономической деятельности, предусмотренных в законодательстве государств-членов Союза о таможенном регулировании. За несколько лет функционирования этого института были выявлены проблемы, решение которых найдено и оформлено в проекте ТК ЕАЭС. Межгосударственные органы Союза, занимающиеся разработкой данного Кодекса, приняли во внимание опыт других стран, не входящих в ЕАЭС, а также учли мнение представителей бизнес-сообщества. Таким образом, институт уполномоченного экономического оператора продолжает развиваться и модернизироваться.

Литература:

  1. Шевченко Ж. Д. Сравнительный анализ правового регулирования института уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе ЕврАзЭС и Европейском союзе // Основные направления развития таможенного дела в условиях членства России во Всемирной торговой организации. Материалы VI Международной молодежной научно-практической конференции. Российская таможенная академия; редколлегия: В. С. Чечеватов, А. Я. Черныш, Е. Г. Анисимов, Н. П. Багмет, С. В. Барамзин, Н. И. Волкова, К. А. Корняков, Н. М. Кожуханов, Н. Г. Липатова, Т. Д. Михайленко, В. Е. Новиков. 2014. С. 241-244.
  2. Некрасов Д. В. Уполномоченный экономический оператор. Специальные упрощения как исключительное право на совершение таможенных операций // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 4. С. 183-186.
  3. Паулов П. А., Кроз В. М. Уполномоченный экономический оператор как лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела // Проблемы теории и юридической практики в России. Материалы 12-й международной научно-практической конференции молодых ученых, специалистов и студентов. Редакционная коллегия: А. А. Павлушина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева, Е. В. Богданов, Е. П. Губин, И. В. Дойников, И. В. Ершова, М.К. Кроз. 2015. С. 12.
  4. Анохина О. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. «Проспект», 2011 г.
  5. Новиков А. Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического сообщества: автореф. дис. … доктора юридических наук: 12.00.14. СПб, 2011. 41 с.
  6. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. − № 50. − Ст. 6615.
  7. Реестр уполномоченных экономических операторов (по состоянию на 31.12.2016 г.) // Официальный сайт Федеральной таможенной службы: базы данных. URL: http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1690&Itemid=1971 (дата обращения: 12.03.2017).
  8. Распоряжение от 12.08.2016 № 13 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01411004/ico_15082016_13 (дата обращения: 14.03.2017).
  9. Vyacheslav N., Gordeeva D., Glekova V. Business and Customs: new sides of cooperation / Science, youth and culture: International student scientific-practical conference. Korolev, 2016. С. 65-69.
Основные термины (генерируются автоматически): уполномоченный экономический оператор, Российская Федерация, Евразийский экономический союз, проект ТК, внешнеэкономическая деятельность, Таможенный Кодекс, статус, временное хранение, таможенное законодательство, таможенное регулирование.


Ключевые слова

Евразийский экономический союз, таможенные операции, уполномоченный экономический оператор, специальные упрощения, проект ТК ЕАЭС, реестр уполномоченных экономических операторов, свидетельство о включении в реестр

Похожие статьи

Совершенствование таможенного декларирования в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

Направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе

В статье определены наиболее актуальные направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе.

Содержание и сущность административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС

Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров: создание и функционирование

О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве ЕАЭС

В статье проводится сравнительный анализ терминов «таможенные операции» и «таможенные процедуры», раскрывается их содержание. Рассмотрен исторический аспект развития данных правовых институтов.

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

Теоретические аспекты условного выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе

Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли и его влияние на развитие системы таможенного администрирования в России

О применении НДС в странах Евразийского экономического союза

Статья посвящена вопросам поступления НДС в бюджет Российской Федерации и в бюджет государств-членов Евразийского экономического союза, сформулированы некоторые проблемы, связанные с взиманием НДС, а также пути решения выявленных проблем.

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы

Похожие статьи

Совершенствование таможенного декларирования в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

Направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе

В статье определены наиболее актуальные направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе.

Содержание и сущность административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС

Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров: создание и функционирование

О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве ЕАЭС

В статье проводится сравнительный анализ терминов «таможенные операции» и «таможенные процедуры», раскрывается их содержание. Рассмотрен исторический аспект развития данных правовых институтов.

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

Теоретические аспекты условного выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе

Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли и его влияние на развитие системы таможенного администрирования в России

О применении НДС в странах Евразийского экономического союза

Статья посвящена вопросам поступления НДС в бюджет Российской Федерации и в бюджет государств-членов Евразийского экономического союза, сформулированы некоторые проблемы, связанные с взиманием НДС, а также пути решения выявленных проблем.

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы

Задать вопрос