Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, таможенный риск, таможенные средства таможенного контроля
На таможенные органы возложены важные задачи по обеспечению экономической и национальной безопасности страны. При этом с одной стороны необходимо следовать тенденции сокращения сроков совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а с другой стороны повышать эффективность их проведения. Особое значение отводится применению запретов и ограничений, которые в том числе направлены на защиту отечественного рынка от некачественной продукции. Несмотря на строгость законодательства, количество ежегодно выявленных правонарушений при перемещении товаров через таможенную границу до сих пор остается внушительным, и часть из этих товаров может принести вред жизни и здоровью граждан страны. В частности, в России от алкоголя ежегодно умирают около 500 тысяч человек. Почти треть потребляемого алкоголя в России является нелегальным, в частности: продажа контрабандных готовых напитков, контрабанда этилового спирта как сырья для производства напитков, производство контрафакта, промышленное подпольное производство, домашнее/кустарное производство, производство и продажа алкоголя без уплаты акцизов/налогов, суррогатный алкоголь.
Контроль за оборотом алкогольной продукции осуществляется с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системой (далее — ЕГАИС). Таможенный контроль трансграничного товарооборота алкогольной продукции требует повышенного внимания со стороны государства, в частности, таможенных органов вследствие участившихся случаев обнаружения контрабанды, партий контрафактной и фальсифицированной продукции.
Перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС; Союз) регламентировано на трех уровнях таможенного законодательства Союза.
Одним из главных международных договоров в рамках ЕАЭС является «Договор о Евразийском экономическом союзе» (далее — Договор о ЕАЭС). Договор о ЕАЭС не регламентирует особенности перемещения алкогольной продукции, но является основой формирования нормативно-правовой базы на таможенной территории стран-членов ЕАЭС.
Особый интерес представляет Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258, ведь в случае возникновения сомнений относительно перемещаемой алкогольной продукции у должностного лица таможенного органа, проводящего таможенный контроль, инспектор назначает проведение таможенной экспертизы, которая может дать однозначный ответ на поставленные им вопросы. Общий порядок назначения и проведения таможенной экспертизы на территории ЕАЭС и закреплен в данном документе.
На интеграционном уровне также необходимо выделить Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. № 260 (ред. от 13.09.2021) «О формах таможенных документов», которое среди прочих форм таможенных документов закрепляет единую форму акта об отборе проб и образцов для проведения таможенной экспертизы, акты проведения таможенного осмотра, таможенного досмотра и др.
На национальном уровне следует отметить Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» который дополняет и уточняет нормы ТК ЕАЭС на территории России.
Федеральным закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» была введена Единая государственная автоматизированная информационная система (далее — ЕГАИС), которая представляет собой автоматизированную систему, предназначенную для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза «таможенный контроль — это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании».
ТК ЕАЭС закрепляет семь форм таможенного контроля:
- Получение объяснений
- Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений
- Таможенный осмотр
- Таможенный досмотр
- Личный таможенный досмотр
- Таможенный осмотр помещений и территорий
- Таможенная проверка
Основные способы проведения таможенного контроля:
- Создание зон таможенного контроля
- Идентификация товаров, транспортных средств, документов
- Привлечение специалистов и экспертов, взятие проб и образцов товаров
- Создание и применение информационных ресурсов
- Применение технических и иных средств проведения таможенного
- Контроля наложение ареста на товары или изъятие товаров
В основе контрольно-надзорной деятельности таможенных органов лежит система управления рисками, под которой понимается комплекс действий таможенных органов, направленный на эффективное выполнение таможенного контроля. Эти действия должны быть основаны на основном принципе таможенного контроля — выборочности, а также способствовать эффективному распределению ресурсов, которыми обладают таможенные органы, направление этих ресурсов в наиболее приоритетных направлениях для предотвращения таможенных правонарушений.
Законодательно определено и закреплено, что под таможенным риском следует понимать возможность нарушения законодательства государств — членов Союза, а также международного законодательства по вопросам регулирования таможенного дела. Под риском в таможенном деле, следует понимать возможность совершения участниками внешнеэкономической деятельности неправомерных деяний, в следствии которых может быть нарушен общественный порядок, а также могут возникнуть убытки для производства, торговли или промышленности, в конкретном государстве, при ввозе или вывозе товаров, а также услуг.
На современном этапе развития таможенных органов технические средства таможенного контроля (ТС ТК) составляют неотъемлемую часть обеспечения организации фактического контроля на таможенных постах. В ст. 342 ТК ЕАЭС закреплены основы использования технических средств таможенного контроля.
За счет широкого спектра функциональных возможностей ТС ТК, а также благодаря знаниям уполномоченных должностных лиц таможенных органов методик и способов их применения — обеспечивается высокий уровень эффективности проведения таможенного контроля.
Важное значение при проведении таможенного контроля отводится маркировке товаров, которая позволяет определить подлинность перемещаемой продукции и законность ее перемещения через таможенную границу. Правительство РФ в настоящее время обеспечивает полномасштабное введение обязательной маркировки и систему прослеживаемости, которые являются инструментом борьбы с фальсифицированной и контрабандной продукцией. Кроме того, внедрение системы прослеживаемости позволит бороться с контрафактом, повысить фискальные сборы, а также защитить российских производителей.
Таким образом, был произведен краткий анализ таможенного контроля при ввозе на территорию РФ алкогольной продукции вследствие которого определены основные аспекты таможенного контроля, указаны нормативно-правовые источники, которые регулируют порядок осуществления ввоза на территорию РФ алкогольной продукции. Эффективное применение и выполнение форм таможенного контроля на прямую зависит от комплекса действий, предпринимаемых таможенными органами, основанными на системе управления рисками. Эти действия должны быть основаны на основном принципе таможенного контроля — выборочности, а также способствовать эффективному распределению ресурсов, которыми обладают таможенные органы, направление этих ресурсов в наиболее приоритетных направлениях, для предотвращения таможенных правонарушений.
Литература:
1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022)
- Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля»
- Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. № 260 (ред. от 13.09.2021) «О формах таможенных документов»
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
- Батюшкина Д. С. «Идентификация и фальсификация алкогольной продукции в таможенном деле». Молодежный вектор таможни № 1 (1). — 2022 г.