В статье рассмотрены вопросы системности рисков при проведении таможенного контроля, создания методов их минимизации. Был проведен анализ законодательной базы в области применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, рассмотрено понятие риск-категорирование участников ВЭД, применяемое таможенными органами, а также изучены критерии и методы отнесения участников ВЭД к категориям низкого, среднего и высокого уровня риска. Проанализирована численность организаций различных категорий риска на I квартал 2022 года.
Ключевые слова: риск, система управления рисками, таможенный контроль, эффективность, таможенные органы, категорирование.
Основой таможенного регулирования в РФ является получение доходов от внешнеэкономической деятельности, удельный вес которых существенно отражается в государственном бюджете страны. Таможенная политика в целом является неотъемлемой частью внутренней и внешней политики России и ориентирована на преимущественно действенное применение инструментов таможенного права, таможенного регулирования и контроля, системы управления рисками в отношении перемещения товаров, а также на участии в реализации торговых и политических задач для защиты внутреннего рынка и содействия макроэкономическому развитию. На современном этапе постоянно растущие объёмы внешней торговли ставят перед таможенными службами всех государств задачу по осуществлению исчерпывающего контроля над всеми внешнеторговыми операциями, в том числе и минимизацию рисков, связанных нарушением таможенного законодательства.
Таможенный контроль рассматривается как форма государственного контроля, осуществляемая путем нормативно-правового регулирования. Целью таможенного контроля как государственной функции является обеспечение выполнения таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС путем выполнения установленных законодательством контрольных мероприятий.
Современная Федеральная таможенная служба осуществляет таможенный контроль путем применения системы управления рисками, применение которой осуществляется через принцип выборочности (далее — СУР). Данная система анализа и управления рисками заключается в определении наиболее приоритетных направлений деятельности и ключевых объектов таможенного контроля с целью наиболее эффективного распределения имеющихся ресурсов. Данная система базируется на международном регулировании и принципах рисков, и включает в себя следующие подходы: минимизация таможенного контроля; анализ всех возможных рисков, связанных с субъектами и объектами таможенного контроля; максимальное упрощение перемещения товаров через таможенную границу. Важно отметить, что анализируются потенциальные риски через систему, представляющую собой базу данных, основанной на информационном обмене между всеми таможенными органами. Таким образом, сам процесс формирования потенциального профиля риска невозможен без участия должностных лиц таможенных органов разных структурных подразделений, связанных с осуществлением таможенной деятельности.
Основной целью применения системы управления рисками является достижение максимальной эффективности таможенного контроля путём распределения имеющихся ресурсов на те участки, где существует наибольший риск по сравнению с другими. В результате должна быть создана такая система таможенного администрирования, которая бы, во-первых, соответствовала современным требованиям и условиям, а, во-вторых, обеспечивала бы проведение эффективного таможенного контроля на основе принципа выборочности.
Система управления рисками, применяемая в настоящее время в Федеральной таможенной службе, достаточно молода, ведь её разработка и внедрение начались только в 2004 г. На сегодняшний день и российские, и мировые эксперты констатируют успешность применяемой системы и утверждают, что с внедрением института управления рисками в таможенным органом в разы увеличилась эффективность таможенного контроля.
Базовые положения системы управления рисками определены в Киотской конвенции и нашли подтверждение в Рамочных стандартах ВТамО.
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 г. (Киотская конвенция) является основным международным договором в сфере таможенного регулирования и побуждает все договаривающие стороны содействовать упрощению и гармонизации таможенных процедур и с этой целью соблюдать в соответствии с положениями Конвенции стандарты, Переходные стандарты и Рекомендации по практическому применению.
Ключевую роль в распространении системы управления рисками сыграла Всемирная таможенная организация (далее — ВТамО). В рамках своей работы ВТамО администрирует два крупных и значимых проекта, посвященные системе управления рисками — пересмотренная Киотская конвенция и Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли (SAFE Framework of Standards to secure and facilitate global trade). Рамочные стандарты подразумевают собой нормативно-правовой документ в области определения принципов и стандартов осуществления мер по минимизации рисков.
Также системе управления рисками посвящена глава 50 ТК ЕАЭС. В статьях данной главы приводятся определения основным понятиям, используемым в главе, (например, «риск», «управление рисками», «индикатор риска», «профиль риска» и др., а также определяются основные правила, в соответствии с которыми таможенными органами производится организация СУР и правила её использования.
Глава 54 Федерального закона № 289-ФЗ «Система управления рисками, применяемая таможенными органами» включает в себя цели, стратегии и тактики реализации процесса управления риска в таможенных органах, содержит информацию, которая должна содержаться в профилях и индикаторах риска, а также регламентирует категорирование лиц, совершающих таможенные операции.
Согласно Компендиуму ВТамО по управлению таможенными рисками, для осуществления принципа выборочности стоит прибегнуть к категорированию участников ВЭД.
В основе процесса управления рисками в таможенных органах Российской Федерации лежит субъектно-ориентированная модель СУР, построенная на категорировании участников ВЭД. Так же, как и в рекомендациях, предложенных Компендиумом ВТамО, распределение участников ВЭД по категориям производится по трём уровням — низкий, средний и высокий уровни риска (рис.1).
Рис. 1. Риск-категорирование участников ВЭД в рамках СУР
Определение конкретной категории участника ВЭД происходит путем комплексного анализа всех имеющихся сведений о нарушении таможенных правил за весь период осуществления внешнеэкономической деятельности.
Низкий уровень риска, на рисунке № 1 выделен зеленым целом, обозначает добросовестность в осуществлении участников ВЭД внешнеторговых операций. Красным цветом, в соответствии с рисунком, обозначен высокий уровень риска, заключающийся в полном досмотре всей документации, и в отношении участница ВЭД будет осуществлен цельный фактический контроль. Промежуточный уровень риска обозначен желтым цветом и подразумевает, так сказать, золотую середину. Участник ВЭД, которого отнесли к среднему, желтому уровню риска, находится под достаточно лояльном контролем при осуществлении таможенной деятельности.
В соответствии с проведенным категорированием на период первого квартала 2022 года, показатели участников ВЭД, которых отнесли к низкому уровню риска составили около 12 000, при этом сюда входит около 75 % товарных партий и 88 % всех уплаченных сумм таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу. Участников ВЭД с показателем высокого риска было выявлено около 5,8 тысяч, средний риск — около 102 618. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть участников ВЭД имела или имеет малейшие нарушения при осуществлении предпринимательской деятельность.
Подводя итог, важно отметить, что применение категорирования участников ВЭД не является основой применения СУР при осуществлении таможенного контроля, а только помогает дополнительно упростить деятельность данной системы. Путем применения данной системы, таможенные органы обеспечивают всесторонний мониторинг внешнеторговой деятельности всех участников ВЭД, повышая, таким образом, уровень экономического развития государства и помогает минимизировать вред от поставленной продукции на внутренний рынок страны.
Литература:
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/.
- Руководство Всемирной таможенной организации по управлению рисками [Электронный ресурс] // URL: http://www.carecprogram.org/uploads/events/2004/RiskManagemetWorkshop/009_101_213_WCO-Risk-Management-Guide-ru.pdf.
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _3040/.
- Кузминова О. А., Качанова Л. С., Афанасьева О. Н., Саадулаева Т. А. Система управления рисками как основа совершенствования таможенного контроля // Столыпинский вестник. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-upravleniya-riskami-kak-osnova-sovershenstvovaniya-tamozhennogo-kontrolya.