Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жеребен, Е. В. Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС / Е. В. Жеребен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.1 (147.1). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41404/ (дата обращения: 30.10.2024).



Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, СУР, ЕАЭС, профиль риска.

С 1 января 2015 г. начал функционировать Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в основу которого положены принципы обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Со 2 января 2015 г. вступил в силу документ (подписан в г. Минске 10.10.2014) о присоединении к Договору Республики Армения, а 24.07.2015 г. вступил в силу Договор о присоединении к ЕАЭС Кыргызской Республики [1].

Отметим, что действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) работал без каких-либо системных сбоев более шести лет, с июля 2010 года. Но переход на новый этап интеграции – создание ЕАЭС, пересмотр всех нормативно-правовых актов, действовавшей ранее, изменение терминологии и подходов к регулированию – потребовал пересмотра и международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения. Как было заявлено членом Коллегии по таможенному сотрудничеству ЕЭК, при подготовке проекта ТК ЕАЭС, помимо согласования его терминологии и норм с положениями Договора о ЕАЭС, а также имплементации в него положений 16 международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, и 6 проектов международных договоров, были решены многие другие задачи. Например, по модернизации таможенного администрирования с учетом современного уровня развития информационных технологий, по сокращению национального сегмента таможенного регулирования, по учету положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе Соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 года, по устранению существующих в ТК ТС недочетов и коллизий [5].

Так, информационные системы и технологии, которые сейчас применяются таможней, ушли настолько вперед, что нормы ТК ТС, которыми предусмотрен бумажный документооборот, замедляют процессы в совершенствовании таможенного администрирования, а порой даже противоречат практике работы таможенных органов. Таким образом, развитие IT и применение электронного таможенного декларирования товаров в таможенной сфере – один из ключевых вопросов ТК ЕАЭС. По мнению создателей проекта, к 2020 году субъекты хозяйствования станут общаться с таможенными органами только в электронной форме. Предполагается, что половина товаров после автоматической проверки при помощи системы управления рисками (СУР) будет автоматически выпускаться за 10-15 минут, при этом без участия должностного лица таможенного органа.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в нормативно-правовом регулировании внешнеэкономических отношений, в том числе, в области организации и проведения таможенного контроля.

Повышение эффективности управления в таможенных органах в целом и снижение зависимости управленческих решений от субъективных факторов – опыта сотрудников проектов, интересов руководителей отдельных подразделений, коммуникационных проблем – достигается за счет внедрения единой системы управления, которая представляет собой комплекс организационных, методических и информационных средств, поддерживающих процессы управления в структуре таможенных органов.

Понятие «риск» встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. В ТК ТС риск определен как степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Союза и законодательства государств-членов Союза.

Цель СУР состоит в определении товаров и транспортных средств международной перевозки, документы и лица, подлежащих таможенному контролю и форм таможенного контроля, применяемых к ним, а также степени и объема таможенного контроля.

Задачи СУР представлены как в ТК ТС, так и на национальном уровне: обеспечение в пределах компетенции таможенного органа мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды; сосредоточение внимания на областях повышенного риска; ускорение проведения таможенных операций.

Тенденции, связанные с усложнением структуры внешнеторгового оборота, деятельности контрагентов при совершении внешнеторговых операций, требуют от таможенных органов своевременного реагирования на все проявления правонарушений в области таможенного законодательства ЕАЭС. Для выявления таких правонарушений таможенные органы все чаще и полномасштабнее используют СУР.

В таможенных органах РФ реализован полный цикл процесса управления рисками, в ходе которого проводится непрерывный сбор необходимой информации и оценка рисков, разрабатываются профили рисков, осуществляется воздействие на выявленные рисков и оценка результативности воздействия, дальнейшая актуализация мер и порядка их применения. При этом большинство технологических операций автоматизировано.

К недостаткам существующего в Российской Федерации механизма минимизации рисков можно отнести:

 несовершенство программных средств реализации СУР;

 проблемы применения СУР на некоторых участках работы, которые связаны с недостаточной информационно-технической оснащенностью.

Однако, управление рисками не должно сводиться исключительно к мониторингу и контролю, с другой стороны, отсутствие последних также вредно. Уполномоченные должностные лица таможенных органов, игнорирующие риски и не достигающие поставленных целей, также неэффективны, как и слишком осторожные руководители, которые не используют открывающиеся перед ними возможности. В рамках мониторинга отслеживается в первую очередь выполнение мероприятий по устранению или минимизации рисков.

Риск считается выявленным при одновременном совпадении всех сведений, указанных в профиле риска, с учетом исключений из области рисков. Целесообразно исключить формулировки, имеющие двоякую трактовку положений нормативных правовых актов, распространить СУР на все таможенные операции.

Проект нового Таможенного кодекса включает нововведения в различных областях ВЭД. Институт таможенного контроля является важными институтом таможенного права. Этим и определяется повышенное внимание к нему со стороны предпринимательского сообщества в настоящее время.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС принесет изменения и в область таможенного контроля, а, следовательно, и СУР. Так, согласно проекту ТК ЕАЭС, «таможенный контроль» – это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы. Таким образом, по сравнению с действующим законодательством из определения таможенного контроля исключено прямое упоминание СУР. Теперь СУР посвящена глава 49 проекта ТК ЕАЭС. Здесь появились новые термины, относящиеся к системе управления рисками, а именно: определения таможенного риска, идентификации риска и мер по минимизации рисков. Согласно проекту ТК ЕАЭС, «меры по минимизации рисков» – формы таможенного контроля, а также меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, а также иные меры, установленные проектом ТК ЕАЭС и законодательством государств-членов.

В соответствии с проектом ТК ЕАЭС к мерам по минимизации рисков относятся формы таможенного контроля: проверка таможенных, иных документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.

Что касается целей использования СУР, согласно проекту ТК ЕАЭС таможенные органы используют ее для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков. В соответствии с действующим ТК ТС таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Применение СУР способствует сокращению времени на проведение таможенного контроля, повышению его результативности, а в итоге способствует поддержанию экономической безопасности. Исследование норм проекта ТК ЕАЭС, регулирующих применение СУР в ЕАЭС, на наш взгляд, говорит о том, что в новом кодексе отражены современные подходы к понятиям таможенного контроля и СУР, об их влиянии на развитие системы таможенного администрирования можно будет говорить спустя определенное время после начала действия новых норм на практике.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития системы управления рисками являются совершенствование аналитической деятельности и механизмов мониторинга таможенных органов, категорирование участников внешнеэкономической деятельности и товаров, в зависимости от уровня нарушения таможенного законодательства [3, c. 151].

Таким образом, для качественного изменения и совершенствования сложившейся системы таможенного администрирования СУР требуется система XXI века, основанная на системе «искусственного интеллекта», а не на решениях должностных лиц таможенных органов. Уход от человеческого фактора, не исключая при этом применение интуитивного профиля рисков как в процессе аналитической работы, так и при проведении таможенного и иных видов государственного контроля должностными лицами таможенных органов, будет способствовать, в том числе, исключению коррупционных проявлений.

Огромные возможности, которые открываются в процессе совершенствования системы управления рисками, трудно переоценить. Новые подходы, использование незадействованных ранее резервов и мирового опыта вместе с применением современных технологий дают весомый шанс кардинально повысить эффективность и качество таможенного контроля.

Литература:

  1. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 18 декабря 2014 года № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Официальный сайт ЕЭК [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 22.12.2016).
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств) от 27 октября 2009 года № 17 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Cт. 6615.
  3. Богомяков Е.Ю. Развитие системы таможенного контроля в рамках Евразийского экономического союза // Апробация. 2016. № 1 (40). С. 150-152.
  4. Вериго С.А. Система управления рисками как составная часть таможенного контроля /Образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития Материалы Межвузовской научно-практической конференции. М., 2016. С. 105-110.
  5. Интервью с членом Коллегии по таможенному сотрудничеству ЕЭК В.Гошиным. URL: http://www.customs-code.ru/the-news/455-news-ts/18150-new-tk-eas (дата обращения: 22.12.2016).
  6. Костин А.А., Костина О.В. Правовые и организационные основы совершенствования таможенного контроля в ЕАЭС / Актуальные проблемы развития таможенного дела: Сборник материалов научно-практической конференции факультета таможенного дела. М, 2016. С. 26-29.
  7. Костин А.А., Костина О.В. Совершенствование института таможенного контроля в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС / Таможенные чтения – 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. С. 71-74.
  8. Потапина К.В. Применение систем управления рисками в таможенном деле // Управление инвестициями и инновациями. 2016. № 3. С. 91-93.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, проект ТК, минимизация рисков, орган, риск, СУРА, международная перевозка, таможенное администрирование, таможенное законодательство, Таможенный кодекс.


Похожие статьи

Исследование порядка действий должностных лиц таможенных органов при актуализации профилей рисков

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт

В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли и его влияние на развитие системы таможенного администрирования в России

Анализ уголовно-правового законодательства за преступления в области таможенного дела Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

Теоретические аспекты условного выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе

Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли

В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).

Исследование теоретических основ и нормативно-правового регулирования таможенного контроля ввоза на территорию Российской Федерации алкогольной продукции

Некоторые проблемы развития логистики в таможенном деле (на примере Таможенного Союза)

В данной статье будут изложены аспекты и особенности таможенной логистики, проблемы и трудности её развития в условиях экономической системы РФ и ЕАЭС, вопросы развития и совершенствования таможенной и логистической инфраструктур.

Похожие статьи

Исследование порядка действий должностных лиц таможенных органов при актуализации профилей рисков

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт

В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли и его влияние на развитие системы таможенного администрирования в России

Анализ уголовно-правового законодательства за преступления в области таможенного дела Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

Теоретические аспекты условного выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе

Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли

В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).

Исследование теоретических основ и нормативно-правового регулирования таможенного контроля ввоза на территорию Российской Федерации алкогольной продукции

Некоторые проблемы развития логистики в таможенном деле (на примере Таможенного Союза)

В данной статье будут изложены аспекты и особенности таможенной логистики, проблемы и трудности её развития в условиях экономической системы РФ и ЕАЭС, вопросы развития и совершенствования таможенной и логистической инфраструктур.

Задать вопрос