Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Риск-ориентированный подход к управлению деятельностью таможенных органов

Научный руководитель
Экономика и управление
Препринт статьи
15.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена исследованию риск-ориентированного подхода (далее — РОП) как ключевого инструмента оптимизации деятельности таможенных органов. Была проведена диагностика современного состояния риск-ориентированного подхода в деятельности таможенных органов РФ. Проанализирован и обобщён передовой опыт применения РОП в таможенных службах ведущих экономик мира. Разработан комплекс практических рекомендаций и мероприятий по оптимизации системы риск-ориентированного подхода для таможенных органов Российской Федерации.
Библиографическое описание
Глазков, А. Д. Риск-ориентированный подход к управлению деятельностью таможенных органов / А. Д. Глазков, К. А. Колпакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131554.


Статья посвящена исследованию риск-ориентированного подхода (далее — РОП) как ключевого инструмента оптимизации деятельности таможенных органов. Была проведена диагностика современного состояния риск-ориентированного подхода в деятельности таможенных органов РФ. Проанализирован и обобщён передовой опыт применения РОП в таможенных службах ведущих экономик мира. Разработан комплекс практических рекомендаций и мероприятий по оптимизации системы риск-ориентированного подхода для таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: риск-ориентированный подход, таможенное администрирование, международный опыт.

В настоящее время для таможенных органов решение фундаментального противоречия между обеспечением экономической безопасности и созданием благоприятных условий для международной торговли означает совершенствование контрольной деятельности, а для бизнеса — сокращение издержек и времени прохождения таможенного контроля [2]. Разработка научно обоснованных предложений по оптимизации применения РОП в таможенных органах Российской Федерации на основе комплексного анализа теоретических основ и зарубежной практики применения данного подхода в таможенном деле позволит достичь баланса и эффективно управлять указанным противоречием.

Согласно статье 8.1. Федерального закона № 294-ФЗ, риск-ориентированный подход — это метод контроля, при котором интенсивность проверок определяется категорией риска, присвоенной деятельности субъекта или его производственных объектов [1].

Ключевые цели применения риск-ориентированного подхода следующие:

  1. Перенос акцента с тотального контроля на выборочный и адресный.
  2. Сокращение издержек юридических и индивидуальных предпринимателей.
  3. Увеличение эффективности надзорных мероприятий.
  4. Повышение безопасности деятельности проверяемых субъектов.
  5. Уменьшение количества аварийных ситуаций и их последствий.
  6. Снижение трудоёмкости надзорных мероприятий.

Риск-ориентированный подход представляет собой целостную философию управления, где его конечной задачей становится не максимизация количества наказаний, а создание системы, в которой ресурсы регулятора и бизнеса расходуются наиболее рационально для достижения общего результата: безопасной, предсказуемой и экономически эффективной среды.

Диагностика текущего состояния риск-ориентированного подхода в Российской Федерации, представленная в таблице 1, позволяет выделить ряд сформировавшихся характеристик.

Таблица 1

Характеристика современного риск-ориентированного подхода в таможенных органах РФ

Аспект анализа

Характеристика современного состояния

Нормативная база

Комплексная, основанная на Таможенном кодексе ЕАЭС (гл. 50) и ФЗ № 289-ФЗ. Определяет основные понятия, правила организации и применения СУР

Архитектура системы

Централизованная и целостная. Функциональные подсистемы структурных подразделений являются элементами единой системы, что обеспечивает фокусировку на приоритетах и эффективное использование ресурсов

Технологии и анализ данных

Используется ЕАИС таможенных органов, СУБД, алгоритмы анализа информации. Применяются математические, статистические и эконометрические методы

Критерии оценки рисков

Помимо стандартных, применяются комплексные методики: оценка теневого импорта, эконометрическое прогнозирование рисков недостоверного декларирования. Используются индикаторы риска, относящиеся к товарам и участникам ВЭД

Взаимодействие с участниками ВЭД

Внедрено риск-категорирование участников ВЭД (низкий, средний, высокий риск). Акцент смещён на контроль после выпуска товаров, что снижает издержки для добросовестных компаний

Международное взаимодействие

Базируется на стандартах Всемирной таможенной организации. Стратегия развития до 2030 года ставит задачи по автоматической оценке рисков, расширению межведомственного и международного обмена данными

Пост-аудит и контроль

Развитая система последующего таможенного контроля, включающая камеральные и выездные проверки в течение 5 лет после выпуска товаров

В Российской Федерации функционирует целостная система управления рисками, основанная на принципах централизации и единообразия, что позволяет консолидировать ресурсы и обеспечивать последовательное применение риск-ориентированного подхода на всей территории страны. Достижением стало внедрение цифровых технологий, например, средств интеллектуального анализа данных, а также смещение акцента контроля на этап после выпуска товаров и внедрение системы риск-категорирования участников ВЭД.

Однако сохраняются и системные проблемы в работе таможенных органов. Согласно отчёту Счётной палаты, основной проблемой остаётся несовершенство системы отбора объектов для контроля. В результате добросовестные компании сталкиваются с избыточными проверками и неоправданными задержками, тогда как реальные правонарушения часто остаются вне поля зрения контролирующих органов. Существующий дисбаланс наносит двойной удар — по интересам бизнеса и по наполняемости государственного бюджета.

Корень проблемы заключается в отсутствии чётких критериев назначения проверок и несоблюдения принципа соразмерности риску, так как таможенная служба часто применяет шаблонные подходы. Это приводит к нерациональному использованию кадрового потенциала и материальных ресурсов. Подобная практика не только снижает эффективность государственного контроля, но и системно подрывает доверие предпринимательского сообщества к таможенной системе.

Таким образом, ключевой задачей совершенствования таможенного администрирования становится преодоление структурного дисбаланса между мерами контроля и реальными рисками.

Современные системы таможенного контроля ведущих экономик мира (США, Китай, Германия, Япония и Индия) демонстрируют значительное разнообразие [3]. Основные модели регулирования варьируются от добровольных программ сотрудничества с бизнесом, как С-ТРАТ в США, до централизованных систем во главе с единым органом, подобным GACC в Китае. Особый интерес представляет опыт Германии по гармонизации национальных стандартов в рамках единого Таможенного кодекса ЕС, а также модель Японии, которая сочетает стратегическое планирование с детальными техническими регламентами.

Архитектура управления рисками также различается: в одних странах (Китай, Индия) она тяготеет к централизации, в других (США, Германия) — строится на более гибких и распределённых подходах. Технологическая реализация этих систем следует разным путям: США делает акцент на предиктивной аналитике, Китай — на интеграции больших данных, Япония — на роботизации процессов, а Индия — на внедрении современных аналитических платформ.

В области оценки рисков наблюдается переход к комплексному подходу, когда наряду с традиционным анализом учитывается надёжность участников ВЭД, прозрачность цепочек поставок и история соблюдения законодательства. Параллельно происходит трансформация взаимодействия с бизнесом — от контроля к партнёрской модели, где программы доверия становятся платформами для совместной работы. Значимость приобретает международное сотрудничество: развитые страны создают сети взаимного признания и «зелёные коридоры», тогда как Китай и Индия лишь начинают интеграцию в эти системы через участие в рабочих группах ВТамО, что отражает общую тенденцию к глобализации таможенного регулирования.

Проведённый анализ позволил выявить мировые тенденции, свойственные таможенному контролю:

  1. Все страны постепенно приводят свои системы к общим международным нормам. Особенно это заметно в Евросоюзе, где создано единое таможенное пространство.
  2. Таможня переходит от проверки уже случившегося к прогнозированию рисков. Передовые страны используют искусственный интеллект и создают цифровые копии цепочек поставок для тотального контроля.
  3. Таможня становится партнёром, организовывая торговлю. Программы для добросовестных компаний дают реальные льготы, стимулируя бизнес самостоятельно соблюдать правила.
  4. На данный момент оценивают не столько товар, сколько саму фирму — её репутацию, финансовое состояние и прозрачность бизнеса. Это позволяет точнее определять риски.

На основе выделенных тенденций международного опыта и диагностики текущего состояния риск-ориентированного подхода в таможенных органах Российской Федерации разработан комплекс практических рекомендаций, направленных на преодоление системных проблем.

Ключевой рекомендацией является модернизация риск-модели — переход от контроля только товаров к анализу всей цепочки поставок и всех участников ВЭД. Текущая система не выявляет схемы с номинальными лицами, посредниками и изменениями логистических маршрутов. Опыт США и ЕС показывает, что оценка надёжности логистических операторов и контрагентов позволяет предотвращать до 60 % сложных нарушений.

Вторая рекомендация — создание единой цифровой платформы на основе искусственного интеллекта и предиктивной аналитики. Как показывает опыт США и Китая, использование машинного обучения для прогнозирования нарушений и создания «цифровых двойников» цепочек поставок значительно повышает эффективность контроля. Такой подход позволит перейти от выявления нарушений к их предотвращению. Несмотря на потребность в инвестициях в IT-инфраструктуру и переподготовку кадров, реализация платформы ускорит обработку низкорисковых грузов и высвободит ресурсы для борьбы с реальными угрозами.

Третья рекомендация направлена на развитие программ доверия путём внедрения многоуровневой авторизации участников ВЭД. По примеру Японии и ЕС, компаниям с высшим рейтингом надёжности должны предоставляться существенные преференции: ускоренный выпуск товаров, минимальный досмотр, приоритетное обслуживание и упрощённый документооборот. Это создаст экономические стимулы для бизнеса к повышению прозрачности и соблюдению требований, что снизит административную нагрузку на таможню.

Четвёртая рекомендация предполагает углубление международной интеграции через участие в системах взаимного признания программ доверия. Заключение соглашений о взаимном признании статуса АЭО с ключевыми партнёрами, включая страны ЕАЭС, Китай и Индию, позволит создать «зелёные коридоры» для надёжных компаний. Это не только упростит таможенные процедуры для российского бизнеса, но и повысит международный статус таможенной службы РФ, обеспечив доступ к актуальным данным и лучшим практикам.

Реализация данного комплекса мер, основанного на лучших международных практиках и учитывающего специфические вызовы, стоящие перед Российской Федерацией, позволит системно оптимизировать риск-ориентированный подход. При этом важно подчеркнуть, что цель РОП заключается не в максимизации количества выявленных нарушений, а в минимизации системных рисков при одновременном упрощении и ускорении легального товарооборота. Для достижения этого баланса все предлагаемые меры должны сопровождаться внедрением чётких показателей эффективности, ориентированных на снижение времени выпуска для 90 % добросовестных отправлений и рост доли выявленных нарушений именно в высокорисковых товаропотоках, а не в общем объёме. Кроме того, необходимо обеспечить независимый мониторинг влияния обновлённой системы РОП на бизнес-климат, включая регулярные опросы участников ВЭД и публикацию открытых отчётов, демонстрирующих прогресс в повышении прозрачности таможенного администрирования.

Литература:

  1. Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) // Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/58672404e5897f38d20be06de33c4570c75d2897/
  2. Счётная палата указала на недостатки реализации Системы управления рисками ФТС // Счётная палата Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-ukazala-na-nedostatki-realizatsii-sistemy-upravleniya-riskami-federalnoy-tamozhenno?ysclid=mhrk5tpb5337043100
  3. Астафьев И. Р. Зарубежный опыт внедрения и реализации современных цифровых технологий в сфере таможенного контроля: научная статья в Международном научном журнале «Вестник науки» № 5 (74) Том 3, 2024 г. — 6 стр. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-vnedreniya-i-realizatsii-sovremennyh-tsifrovyh-tehnologiy-v-sfere-tamozhennogo-kontrolya/viewer
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный