Исследование особенностей деятельности таможенных органов, связанной с пресечением ввоза санкционных товаров на таможенную территорию ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гурьянова, А. А. Исследование особенностей деятельности таможенных органов, связанной с пресечением ввоза санкционных товаров на таможенную территорию ЕАЭС / А. А. Гурьянова, С. О. Кислицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.1 (147.1). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41403/ (дата обращения: 30.10.2024).



Согласно таможенному законодательству обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, является одной из ключевых функций таможенных органов.

Заметим, что запреты и ограничения вводятся с целью защиты интересов страны на мировой арене и обеспечения её внутренней безопасности, представляя собой меры ограничительного характера в отношении товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу. Товарное эмбарго, выражаясь в полном запрете на ввоз определенных товаров из конкретной страны или группы стран, считается исключительной разновидностью нетарифных мер таможенного регулирования.

Определяющее значение в процессе введения эмбарго приобретает таможенный контроль, который, являясь способом таможенного регулирования, распространяется на все ввозимые товары. Представляя собой совокупность контрольных мероприятий, таможенный контроль подразделяется на виды по таким критериям, как характер и форма осуществления, а также степень его охвата и время действия.

Увеличившийся ввоз контрабандных товаров в связи с действием эмбарго, введенного в 2014 году Россией по отношению к ряду стран, выявил слабые стороны таможенного контроля в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в отношении запрещенных к ввозу товаров.

В августе 2014 года Правительство Российской Федерации ввело эмбарго в отношении сельскохозяйственных товаров из ряда стран [1, 2].

Цель санкций определена как «обеспечение национальной безопасности». В общем контексте экономические санкции определяются как ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью вынудить правительства стран-объектов санкций изменить свою политику [9, c. 105-106].

Отметим, что действия Правительства РФ направлены на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции и наращивание производственных мощностей внутри страны, в том числе с использованием импортозамещения. Однако с течением времени проявились негативные эффекты введения продовольственного эмбарго, которые выразились, в частности, в увеличении объёма контрабандного ввоза «санкционной» продукции на территорию Российской Федерации через территории других стран. Связано это, в первую очередь, с тем, что санкции были введены Россией в одностороннем порядке, и остальные государства-члены ЕАЭС к ним не присоединились. Поскольку единая таможенная территория подразумевает достаточно прозрачные внутренние границы, «санкционные» товары свободно проникают на территорию РФ после ввоза на территорию ЕАЭС через страны-члены союза.

Еще одним важным моментом является также понимание того, что на уровне взаимодействия стран ЕАЭС необходимо предусмотреть официальный документ, определяющий обязательства сторон при введении в одностороннем порядке одним из государств – членов ЕАЭС запретов или ограничений в отношении ввоза, вывоза или транзита товаров.

Как отмечает В. Гошин, такой порядок может быть формализован в форме отдельного соглашения, направленного на урегулирование вопросов, связанных с введением в одностороннем порядке мер, запрещающих или ограничивающих осуществление внешнеторговых операций [10, с. 18].

В связи с продлением действия санкций до конца 2017 года целесообразным становится рассмотрение вопроса о направлениях совершенствования таможенного контроля запрещенных к ввозу товаров. При этом важно обеспечить прослеживаемость движения этих товаров по единой таможенной территории, чтобы не допустить их ввоз в РФ через территории других государств-членов Евразийского экономического союза.

Необходимо сказать о том, что на сегодняшний день таможенные органы предпринимают меры по обеспечению всеобъемлющего контроля над ввозом тех товаров, к которым применены санкции. В первую очередь, проверке подвергаются иностранные товары, риск контрабандного провоза которых наиболее высок, т.е. товары, занимавшие большую долю в структуре российского импорта до применения запретов в отношении них.

В большинстве случаев незаконное перемещение запрещенных товаров осуществляется посредством искажения сведений, указанных на маркировке и в сопроводительных документах.

Таможенные органы осуществляют мероприятия по минимизации негативных последствий экономических угроз, связанных с контрабандным ввозом «санкционных» товаров.

Наиболее распространенными мерами борьбы таможенных органов с правонарушителями являются таможенный контроль после выпуска товаров и создание мобильных групп. На сегодняшний день на территории России действуют 35 мобильных группы, в состав которых входят должностные лица оперативно-розыскных подразделений, подразделений, осуществляющих контроль по делам об административных правонарушениях, контроля после выпуска, номенклатуры товаров и, при необходимости, эксперты и кинологи.

Несмотря на то, что управление деятельностью мобильных групп осуществляет Главное управление контроля после выпуска товаров ФТС России, в их работе принимают участие также должностные лица иных органов исполнительной власти, таких как Роспотребнадзор, Россельхознадзор, МВД, ГИБДД. Таким образом, в отношении товаров, прибывающих на таможенную территорию, помимо таможенного контроля, проводятся и иные виды государственного контроля. В сложившейся ситуации принципиально важным становится взаимодействие ФТС России с органами пограничной службы, которые, в отличие от таможенных органов, остались на границе РФ и государств-членов ЕАЭС после создания союза. Однако данные мероприятия имеют в большей степени профилактический характер, поскольку с помощью них невозможно проследить за всем объемом ввозимых товаров.

В настоящее время Евразийская экономическая комиссия ведет активную деятельность в сфере создания наиболее эффективных методов борьбы с незаконным перемещением товарных потоков. Одной из новейших разработок, предоставляющих возможность контролировать движение товаров от границы до потребителя и предотвращать потенциальные нарушения, является сквозной идентификатор товарной партии. Данный способ контроля предполагает присвоение каждой ввозимой партии товаров уникального кода, который в дальнейшем, при совершении различных операций и помещения товаров под таможенные процедуры, дополняется соответствующим цифровым обозначением. Практическое применение такой меры еще не было осуществлено таможенными органами. Однако механизм применения такого идентификатора можно представить следующим алгоритмом.

Отметим, что так называемый «механизм обеспечения прослеживаемости товаров» должен быть разработан в соответствии с трудностями проведения полномерного таможенного контроля товаров, выпущенных в свободное обращение. В данном случае под «прослеживаемостью» понимается документальный учет и контроль движения товаров на всех стадиях оборота товаров, начиная с их импорта [3].

Расширение состава сведений в товаросопроводительных документах с учетом внесения уникальной идентифицирующей информации о товарной партии позволит обеспечить контроль товаров от момента их ввоза на территорию ЕАЭС до реализации в розничной торговле в любом из государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, пока рано говорить о неоспоримой эффективности данной методики, однако внедрение пилотного проекта возможно уже в ближайшее время.

Проведенное исследование, направленное на анализ существующих проблем в сфере незаконного оборота товаров на территории России в связи с введением санкций, позволяет с абсолютной уверенностью отметить, что в настоящее время данная тема является одной из наиболее актуальных и приоритетных в области научных изысканий в сфере таможенного дела.

В ходе этого исследования осуществлен сбор сведений, которые указывают на факты нарушения законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы импорта «санкционной» продукции. Подробное изучение полученных данных свидетельствует о том, что правовая регламентация запрета на перемещение через государственную границу нашей страны определенного перечня товаров практически не препятствует их попаданию на национальный рынок в огромных объемах. Более того, стоит отметить, что номенклатура рассматриваемой продукции, оказывающейся на отечественных прилавках, поражает своим разнообразием, а ее маркировка – недальновидной изобретательностью контрабандистов, которые не утруждают себя выбором страны происхождения товаров.

Безусловно, подобные правонарушения находятся под непосредственным контролем таможенных органов. В процессе систематизации материалов по анализируемой проблеме удалось установить наиболее распространенные меры, посредством которых должностные лица таможенных органов выявляют и предотвращают возможности незаконного провоза «санкционной» продукции. Анализ эффективности их применения показал, что борьба с довольно масштабными поставками запрещенных товаров на данный момент не может считаться по – настоящему действенной. Проводя проверочные мероприятия, создавая «горячие линии» для жителей отдельных регионов или организуя мобильные группы, таможенные органы не добиваются максимально необходимого результата, который должен выражаться в сведении числа «санкционных» правонарушений к нулю. Это указывает на то, что их действия являются, скорее, профилактическими, не позволяющими в полной мере справиться с возникающими деликтами.

На наш взгляд, для разрешения сложившейся ситуации таможенным органам необходимо расширять сферу взаимодействия с другими контролирующими государственными органами. Прежде всего, целесообразно установить максимально возможный информационный обмен с пограничной службой, которая, в отличие от ФТС России, вправе осуществлять определенную проверку товаров, поступающих, в том числе, из союзных государств. В случае достижения оптимального информационного взаимодействия таможенные органы смогут использовать, например, всё те же мобильные группы, но уже гораздо эффективнее, чем это реализуется сейчас.

Литература:

  1. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2016 г. № 608 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200468/ (дата обращения: 10.10.2016).
  2. О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320 и от 29 июня 2016 г. № 305 (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. №778 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167001/ (дата обращения: 10.10.2016).
  3. Распоряжение Евразийского Межправительственного Совета от 12 августа 2016 г. № 14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах – членах Евразийского экономического союза» http://www.alta.ru/tamdoc/16mr0014.
  4. Глекова В.В., Костин А.А., Костина О.В., Москаленко О.А. Форсирование межстрановой «блокады»: развитие внешней торговли России в условиях экономических санкций // Инновации и инвестиции. 2015. № 5. С. 104–110.
  5. Гошин В.А. Таможенное регулирование в ЕАЭС на современном этапе: нетарифные барьеры // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 1 (22). С. 13-18.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, орган, Россия, товар, группа стран, отношение товаров, Российская Федерация, Евразийский экономический союз, единая таможенная территория, контрабандный ввоз.


Похожие статьи

Направления развития регулирования трансграничной электронной торговли на пространстве ЕАЭС

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО

Анализ экономических и правовых аспектов участия стран ЕАЭС в ВТО

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и регулирования миграционных процессов в государственной политике

Анализ нормативно-правовой базы антикоррупционного законодательства в области декларирования доходов руководителей государственных учреждений

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Роль таможенных органов в системе государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности ввозимой пищевой продукции

Вопросы квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ как одного из проявлений организованной преступности

Похожие статьи

Направления развития регулирования трансграничной электронной торговли на пространстве ЕАЭС

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО

Анализ экономических и правовых аспектов участия стран ЕАЭС в ВТО

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и регулирования миграционных процессов в государственной политике

Анализ нормативно-правовой базы антикоррупционного законодательства в области декларирования доходов руководителей государственных учреждений

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Роль таможенных органов в системе государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности ввозимой пищевой продукции

Вопросы квалификации незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ как одного из проявлений организованной преступности

Задать вопрос