Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 4760 раз

Библиографическое описание:

Минаев, А. В. Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО / А. В. Минаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 455-459. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37163/ (дата обращения: 16.11.2024).



Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО

Минаев Александр Викторович, магистрант;

Научный руководитель: Гупанова Юлия Евгеньевна, доктор экономических наук, доцент, профессор

Российская таможенная академия (г. Люберцы, Московская обл.)

Под воздействием глобализационных процессов, характерных для конца прошлого и начала нынешнего веков, многие страны стремятся стать членами многочисленных политических и экономических блоков, союзов объединений, ассоциаций. Так и Россия одновременно входит в несколько экономических союзов. Вступление в 2012 году России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) требует серьезных преобразований российского законодательства и системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Проблемы защиты национальных интересов в условиях глобализации приобретают новый смысл и требуют совершенствования механизма государственного регулирования.

Одной из составляющих механизма государственного регулирования внешней торговли являются его методы. Основными методами регулирования ВТД принято считать таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Наиболее существенное влияние на результаты внешней торговли оказывают таможенно-тарифные методы, которые в условиях членства России в ВТО претерпели ряд существенных изменений. Поэтому исследование направлений их совершенствования в современных условиях представляется весьма актуальным.

Проведенные исследования [5] показали, что таможенно-тарифное регулирование необходимо осуществлять под влиянием суммы факторов институционального характера, которые обеспечивают последующий рост открытости российской экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Среди таких факторов самыми значимыми следует выделить:

– повышение открытости и предсказуемости таможенно-тарифной политики на фоне общей тенденции понижения уровня тарифной защиты во время выполнения обязательств по ВТО;

– соблюдение принципов единой торговой политики государств-участников Евразийского экономического союза в отношениях с зарубежными странами и их объединениями на площадке ВТО, а также прочих международных экономических организаций;

– создание промышленной и аграрной политики, которая согласована с мерами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, для поддержания приоритетов отрасли в пределах ЕАЭС.

В таможенно-тарифном регулировании главным направлением должен стать частичный протекционизм (установление мегатарифов) возможно конкурентных ветвей экономики на фоне общего понижения ставок налогов, которого можно достигнуть при помощи научного обоснования величины таможенного обложения. Постепенно нужно переходить к применению пиковых значений таможенных налогов по определенным товарам, изготовление которых наиболее важно для экономики государства. Компенсировать сверхвысокие ставки с целью недопущения увеличения общего обложения является возможным путем снижения ставок ввозных таможенных налогов на сырьевые товары.

Углубление евразийской экономической интеграции создает необходимость адаптации наднационального устройства таможенно-тарифного регулирования к более высокому уровню интеграции и расширению состава участников евразийского интеграционного проекта. При этом необходимо найти такие формы консолидации мнений всех членов объединения, которые будут минимизировать принятие решений в сфере таможенно-тарифного регулирования, не отвечающих долгосрочным интересам промышленности объединенного рынка и не способствующим углублению межстрановой кооперации.

В практическом плане за ЕТТ ЕАЭС сохраняется важная регулятивная функция стимулирования экономической активности и создания условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. В предстоящий период необходимо продолжить реализацию принципа эскалации тарифа с учетом необходимости обеспечения отраслей экономики сырьем, материалами и инвестиционными товарами по конкурентным ценам.

С учетом сохраняющийся значительной импортозависимости в сегменте средств производства, компонентной базы и потребительской продукции решение указанных задач возможно путем принятия мер по дальнейшей оптимизации уровня и структуры ввозных таможенных пошлин по отношению к товарам инвестиционного спроса (машин, технологического оборудования), компонентов для производимой на территории РФ продукции, в первую очередь в отношении товаров, аналоги которых не производятся в России или производятся в недостаточном для удовлетворения потребностей рынка количестве.

В целях содействия развитию национальной экономики РФ путем расширения доступности сырьевой базы, удешевления компонентной базы, а также проведения модернизации технологических производств необходимо принять решение о либерализации импортного тарифа (в дополнение к снижению согласно обязательствам в ВТО).

Для России целесообразно предложить снижение ввозных таможенных пошлин по отношению к отдельным видам прессового оборудования для авиационной промышленности (с выделением отдельных подсубпозиций). Данная мера нужна в целях ускорения модернизации российской авиастроительной отрасли и послужит стимулом к развитию и модернизации предприятий, специализирующихся на производстве вертолетов и их эксплуатации, а также будет способствовать росту их конкурентоспособности и безопасности полетов. В целях реализации долгосрочных проектов производства российских гражданских воздушных судов, предусматривающих кооперацию с иностранными производителями комплектующих изделий, нужно снизить ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды комплектующих для гражданских воздушных судов (с выделением отдельных подсубпозиций).

Снижение ставки ввозной таможенной пошлины на отдельные виды частей газовых турбин на определенный срок будет способствовать росту инвестиционной привлекательности энергомашиностроительной отрасли и расширению производства энергетического оборудования, повышению конкурентоспособности локализованного производства на внутреннем рынке.

Задача увеличения конкурентоспособности отечественной продукции в области химической промышленности должна решаться посредством понижения ставок ввозных таможенных пошлин на импортные компоненты для ее производства (терефталевая кислота и ее соли, анилин и его соли, отдельные виды аминоальдегидных смол).

В металлургии для повышения эффективности трубного производства за счет снижения доли затрат на импортные компоненты в себестоимости готовой продукции целесообразно снизить ставку ввозной таможенной пошлины на полиэтилен высокой плотности.

В лесопромышленном комплексе в целях содействия переводу заказов на производство печатной продукции в Россию, увеличению загрузки отечественных полиграфических мощностей необходима пониженная ставка ввозной таможенной пошлины на мелованную бумагу и картон.

В целях снижения себестоимости отечественного производства мебельных изделий также требуется снижение ставки ввозной таможенной пошлины на листы из древесины тропических пород.

Наряду с решениями, направленными на либерализацию импортного тарифа, необходимо также принятие мер, содействующих поддержанию сбалансированной ситуации на внутреннем рынке.

Так, в целях увеличения конкурентоспособности национальных производителей продукции тяжелого машиностроения на внутреннем рынке и повышения загрузки их производственных мощностей с учетом интересов потребителей необходимо увеличение ставок ввозных таможенных пошлин на продукцию тяжелого машиностроения до уровня обязательств России в ВТО с выделением отдельных подсубпозиций. Это рационально для: отдельных видов прокатных станов, машин непрерывного литья слябов, некоторых видов машин для измельчения и размалывания, сепараторов для очистки нефтяных газов, сепараторов для очистки нефти, сепараторов для очистки как нефтяных газов, так и нефти, отдельных видов частей оборудования из литой стали.

Также в целях оказания поддержки российским производителям автобусов дальнего следования экологического класса 4 и привлечения инвестиций в отрасль, а также выравнивания конкурентных условий между отечественными и иностранными производителями требуется увеличение ставок ввозных таможенных пошлин по отношению к отдельным видам моторных транспортных средств, которые предназначены для перевозки 10 человек или более, включая водителя (с выделением отдельной подсубпозиции).

Вопросы установления вывозных пошлин на текущем этапе функционирования Евразийского экономического союза относятся к компетенции национальных правительств. Наряду с этим в будущем в планах принять механизмы проведения скоординированной экспортной таможенно-тарифной политики.

По отношению к экспорту нефти и нефтепродуктов обязательствами в рамках ВТО обусловлено применение особенной формулы расчета ставок (на данный момент уровень тарифных обязательств на 8–9 % выше в сравнении с действующими вывозными таможенными пошлинами). Зафиксирована предельная ставка вывозного таможенного налога на природный газ в размере 30 % от таможенной стоимости, а на сжиженный природный газ — на уровне 21 %, однако не больше 40 евро за 1 т, без обязательств по ее снижению.

Базой таможенно-тарифного регулирования вывоза продукции топливно-энергетического комплекса в среднесрочном периоде будут служить параметры т. н. «большого налогового маневра», который направлен на коренную реформу обложения налогами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов, и предусматривает перенос фискальной нагрузки с экспорта на добычу нефти.

В соответствии с параметрами налогового маневра максимальная ставка экспортного налога на нефть должна уменьшиться с 59 % в 2014 г. до 30 % в 2017 г. Аналогичным образом установлены дифференцированные ставки вывозных таможенных налогов на нефтепродукты в зависимости от их типа.

Продолжение реализации дифференцированного налогового режима при экспорте нефти, которая добыта на труднодоступных участках недр, в частности в Восточной Сибири, в районе Северного Каспия и арктических морях (размер пошлины не превышал 35 % от обычной пошлины), а также на месторождениях сверхвязкой нефти в республиках Татарстан и Коми (не более 10 % от обычной пошлины) должна быть направлена на увеличение инвестиционной привлекательности вторичной переработки и выпуск более качественных нефтепродуктов глубокого передела (бензин, дизельное топливо), а также недопущение дефицита автомобильных бензинов на внутреннем рынке РФ. Данные мероприятия направлены на стимулирование добычи нефти в старых нефтеносных провинциях, уменьшение вывоза продуктов первичной переработки нефти, в том числе мазута.

Общие планируемые инвестиции в разработку ряда месторождений в России оцениваются в размере порядка 320 млрд. рублей в перспективе до 2040–2045 годов, что позволит обеспечить разработку порядка 250 млн. тонн нефти. Реализация указанной меры стимулирования является важнейшим элементом государственной политики по развитию новых нефтегазовых провинций Восточной Сибири и Северного Каспия, а также диверсификации экспортных поставок российской нефти и расширению присутствия России на энергетическом рынке АТР.

В части таможенно-тарифного регулирования экспорта углеводородов, повышение эффективности внешнеторговых отношений возможно за счет предоставления льгот, в том числе по вывозным пошлинам при разработке новых морских месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации. Для месторождений 4 категории сложности целесообразно бессрочное освобождение от вывозных таможенных пошлин товаров, вывозимых из Российской Федерации и полученных (произведенных) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья [4].

Для развития экономики РФ большое значение в условиях конкуренции имеют не только сами ставки ввозного таможенного налога, а и соблюдение так называемого принципа эскалации таможенного тарифа. Продолжение энергичной работы по соблюдению принципа нагнетания таможенного тарифа посредством снижения ставок на комплектующие элементы и сырье, нужных для освоения или развития производственных мощностей российских товаропроизводителей, что является необходимым для импортозамещения и для благополучной работы на мировом рынке, провозглашается задачей в сфере таможенно-тарифной политики в Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2015 г. и на плановый период 2016–2017 гг. [3]. Этот же документ предусматривает, что исполнение проводимой политики импортозамещения, вероятно, будет нуждаться в более активной работе по повышению ставок таможенных налогов в допустимых границах обязательств ВТО на товары, аналоги которых уже сейчас производятся в России.

Очевиден тот факт, что в наше время организовать выпуск всех нужных материалов и компонентов для изготовления большинства товаров с конкурентными параметрами качества и стоимости почти невозможно даже в силу того, что ограниченность внутреннего рынка не обеспечит сбережение от эффекта масштаба (например, компонентная база, продукция химической промышленности), не всегда факторы производства в одной стране могут быть ниже, чем в других странах.

В таких случаях целесообразно изменять такие ставки ввозных таможенных пошлин на материалы, сырье и компоненты для того, чтобы они не были выше налогов, которые применяются к готовым изделиям. Для применения этой меры сдерживающими обстоятельствами выступает наличие производства сходных промежуточных товаров на таможенной территории. Сумма ввозной таможенной пошлины привязана к конкретной тарифной позиции, которой является код по ТН ВЭД ТС. Правилами классификации товаров по Товарной номенклатуре допускается, что одну и ту же тарифную позицию можно отнести ко многим товарам (основные принципы классификации — это материал, из которого товар изготовлен и/или предназначение товара). В стране производятся традиционные промежуточные товары, например, такие как: изделия из пластмассы и другие продукты химического комплекса, изделия из металлов, и вследствие этого данные тарифные позиции защищены довольно высокими ставками ввозного таможенного налога. Другой случай, что качественные параметры продукции, которая производится отечественными предприятиями, не отвечают тем требованиям, необходимым для использования на производстве конкретной готовой продукции.

Повышение результативности описания и систематизирования товаров согласно ТН ВЭД ТС является другим направлением улучшения таможенно-тарифного регулирования. Одним из наиболее значимых процедурных вопросов сейчас является достижение одинаковости, однозначности и адекватности классифицирования товаров, которые перемещаются через таможню согласно ТН ВЭД ТС [4].

Одной из главных задач классификации товаров является обеспечение декларирования товаров в своих товарных позициях для полного взыскания таможенных платежей и применения мер нетарифного регулирования.

Все развитые страны сейчас пользуются унифицированной гармонизированной системой. Для учета своих интересов Россия может применять детализацию на уровне национального 10-го знака Товарной номенклатуры. Собственно на уровне 10 знака ТН ВЭД возможно и необходимо выделять товары, играющие важную роль во внутреннем потребительском или производственном рынке. Такого рода детализация даст возможность обеспечить дополнительную тарифную защиту нужных товаров. Когда нужно обеспечить ввоз товаров в ряде случаев данная детализация позволит провести их свободный ввоз для использования на внутреннем рынке. Такой экономический инструмент сегодня применяется не в полной мере и это не дает возможности воплотить адресную защиту отдельных товаров. Особо актуальным является использование чрезвычайно обобщенных корзиночных позиций ТН ВЭД при детализации, к примеру, таких как 3926 (прочие изделия из пластмасс...), 7326 (прочие изделия из черных металлов...), большое обложение которых не дает ввозить нужные компоненты для внутренней доработки.

С целью совершенствования процедуры описания и классифицирования товаров, а также достижения недвусмысленности интерпретации текста товарных позиций целесообразно дать определение терминам, использующимся в ТН ВЭД. Для этого нужно внести дополнения примечаний к товарным подсубпозициям, или же точно определить термины в законодательстве.

Таким образом, практическое осуществление перечисленных мер даст возможность сформировать адекватную систему таможенно-тарифного регулирования в рамках вхождения России в ВТО и увеличить тарифную защиту национальных товаропроизводителей согласно международным экономико-правовыми требованиям.

Литература:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17) (с учетом изменений, внесенных Протоколом от 16.04.2010, Договором от 29.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6615.

2. Решение от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (в ред. от 08.05.2015 г.) // ПС «Консультант Плюс».

3. Отчет Минэнерго РФ за 2014 г. 22.04.2014. Электроэнергетика. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности. URL: http://neftegaz.ru/analisis/view/8335-Otchet-raboty-Minenergo-RF-za-2014-g

4. Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Минэкономразвития России. 2016 г. // Официальный сайт Совета Федерации. URL: ttp://www.council.gov.ru/

5. Андрева Е. И. О защите экономических интересов государства таможенными инструментами / Е. И. Андрева // Наука и образование в жизни современного общества, сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2012, Издательство: ООО «Консалтинговая компания Юком». Тамбов.

6. Минаев А. В. Механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО: сущность и направления совершенствования // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 201–205.

7. Свинухов В. Г., Горчак М. О.. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ. // Российский внешнеэкономический вестник. № 10, 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, таможенно-тарифное регулирование, ввозная таможенная пошлина, внутренний рынок, товар, государственное регулирование, компонентная база, пошлина, Евразийский экономический союз, Российская Федерация.


Похожие статьи

Направления развития регулирования трансграничной электронной торговли на пространстве ЕАЭС

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и регулирования миграционных процессов в государственной политике

Особенности правового регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью в России, Украине и Беларуси

Исследование особенностей деятельности таможенных органов, связанной с пресечением ввоза санкционных товаров на таможенную территорию ЕАЭС

Назначение и основы функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия в сфере таможенного дела

Проблема соотношения национальных и наднациональных форм документов и их использование при таможенном контроле в ЕАЭС

Характерные черты ВЭД и результаты ее осуществления в РФ

Похожие статьи

Направления развития регулирования трансграничной электронной торговли на пространстве ЕАЭС

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и регулирования миграционных процессов в государственной политике

Особенности правового регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью в России, Украине и Беларуси

Исследование особенностей деятельности таможенных органов, связанной с пресечением ввоза санкционных товаров на таможенную территорию ЕАЭС

Назначение и основы функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия в сфере таможенного дела

Проблема соотношения национальных и наднациональных форм документов и их использование при таможенном контроле в ЕАЭС

Характерные черты ВЭД и результаты ее осуществления в РФ

Задать вопрос