Неотъемлемым условием эффективной реализации налоговой политики Российской Федерации является работа по обеспечению условий для функционирования рынка подакцизных товаров в рамках ЕАЭС. Подакцизные товары при перемещении через границу ЕАЭС, являются важной частью системы российского налогообложения, элементом формирования цены, средством пополнения государственного бюджета. Подакцизные товары имеют свои особенности как в сборе налогов, как при перемещении через государственную границу Российской Федерации, так и на её территории, где главные затруднения, связаны со спецификой акцизов, из-за которых возникают экономические препятствия для развития экономики всего Союза в целом.
Ключевые слова: налогообложение, таможенные платежи, акциз, Российская Федерация, поступления, товары, импорт, таможенные органы, Евразийский экономический союз.
Между странами — участницами ЕАЭС не существует единого документа, регламентирующего обложение косвенными налогами, в том числе и акцизов, и каждое из государств руководствуется исключительно национальным законодательством, поэтому в настоящее время остро стоят вопросы гармонизации перечня подакцизных товаров в области алкогольной продукции и табачных изделий, а установление на них ставок является первоочередной задачей. Это будет способствовать созданию равных условий для осуществления внешнеторговой деятельности в странах Союза, повысит ее фискальную эффективность, а также позволит проводить единую фискальную политику, и станет признаком действительно единого экономического пространства. Упрощение процедуры уплаты акцизов будет способствовать их эффективному администрированию, и может стать одним из приоритетных направлений взаимодействия таможенных и налоговых органов.
Цель статьи : исследование теоретических основ таможенного регулирования перемещения подакцизных товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Таможенные платежи являются важными показателями внешнеторговой деятельности, которые отражают эффективность осуществляемой таможенно-тарифной политики и применение мер нетарифного регулирования, где акциз — один из видов таможенных платежей, и представляет собой «особую форму косвенного налогообложения, и в отличие от прямого налогообложения, взимается как при реализации товаров на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке при ввозе товаров на таможенную территорию, что позволяет подразделять акцизы на «внутренние» и «внешние» [6].
Возникнув исторически как одна из первых форм налогообложения, акциз в течение долгого времени выполнял исключительно фискальные цели, и, в сущности, не отличался от государственной пошлины, но в процессе рыночной трансформации экономики, стали разрабатываться новые принципы и подходы к налогообложению. В каждом современном государстве политика в области акцизного налогообложения в той или иной мере основывается на разработанной учеными разных стран теоретической базе.
В соответствии со ст. 25 Договора о ЕАЭС в рамках Таможенного союза государств-членов осуществляется единое таможенное регулирование [2], которое проводится в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС [1] и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС. Договором о ЕАЭС установлено: «Государства-члены определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:
1) гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;
2) дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле [7].
В ЕАЭС осуществляется единый порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС) по международному правилу — принципу страны назначения, предусматривающему налогообложение косвенными налогами при импорте товаров и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров [2].
В соответствии с Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза, подписанным 19 декабря 2019 г. в Санкт-Петербурге, проводится гармонизация ставок акцизов на сигареты в целях обеспечения конкурентных условий для функционирования рынка табачной продукции в ЕАЭС. Проводится также работа над Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза.
Координацию, в пределах предоставленных полномочий, в сфере единого таможенного регулирования осуществляет Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). По результатам работы Коллегии Евразийской экономической комиссии был разработан проект соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств — членов ЕАЭС, в рамках направления и методологического обоснования сближения видов и ставок подакцизных товаров, а также комплекса мер по их реализации, который был подписан Российской Федерацией, однако, не вступил в силу, так как для этого требуется одобрение всех стран, участвующих в рассматриваемом соглашении [8].
Таможенные органы являются главным фактором в обеспечении безопасности и легальности провоза подакцизных товаров, а НК РФ и федеральные законы, регулируют качественность их оборота на территории РФ. Государственное регулирование ввоза алкогольной продукции из других стран, контроль и надзор внешнеторговой деятельности тарифными и нетарифными методами, осуществляется таможенными органами совместно с другими организациями, например, Министерством промышленности и торговли РФ, Федеральной службой по регулированию алкогольной рынка [6]. Так, Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 N 487-ФЗ), устанавливает «правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации» [3].
Запреты и ограничения на импорт алкогольной продукции юридическим лицом, осуществляется посредством лицензирования. Так, Федеральным законом № 171-ФЗ установлено, что «лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов для медицинского применения, спиртосодержащих лекарственных препаратов для ветеринарного применения и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи» [3].
В Российской Федерации разрешительный документ на свободный импорт коньяка оформляется по внешнеторговым контрактам в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Росалкогольрегулирование помимо выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта; проверки акцизных марок на ввозимых товарах осуществляет ведение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ЕГАИС позволяет:
1) обеспечивать полноту и достоверность учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема, правильности начисления акциза;
2) производить анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов;
3) затруднить реализацию контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, между отправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде.
Итак, правовым регулированием контроля за применением акцизов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, служит Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Договор о Евразийском экономическом союзе, а также нормативные акты Российской Федерации.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru.
- Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 28.10.2021) //Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ)http://www.pravo.gov.ru.
- Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 N 487-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — N 48. — Ст. 4553.
- Андреева А. Н. Евразийское экономическое пространство: налоговые риски государства и способы их устранения /А. Н. Андреева // Налоги. — 2020. — № 6. — С. 42–47.
- Львова М. В. Акцизы, их роль в доходах бюджетов / Львова М. В., Зотиков Н. З., Арланова О. И. // Вестник евразийской науки. — 2019. — № 2. — С.8–12.
- Тарарышкина Л. И. Налоги как инструмент экономической безопасности на таможенной территории ЕАЭС / Л. И. Тарарышкина // Беларусь в современном мире. — Минск, 2020. — С. 654–660.
- О проектах соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств — членов Евразийского экономического союза: Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.11.2018 № 184 //Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ)http://www.pravo.gov.ru.