Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов в Российской Федерации

Экономика и управление
25.05.2018
3378
Поделиться
Библиографическое описание
Карнаухова, Ю. В. Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов в Российской Федерации / Ю. В. Карнаухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50658/.


В данной статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования взимания НДС и акцизов в Российской Федерации, а также документы регулирующие взаимоотношения в сфере косвенных налогов со странами-участницами ЕАЭС. Документы, регулирующие косвенное налогообложение, были проанализированы на двух уровнях: национальном и наднациональном.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, НДС, акцизы, наднациональный уровень, национальный уровень, евразийский экономический союз, единый таможенные тариф.

Взимание НДС осуществлялось на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и их конечного потребления. Объектом налогообложения являлась добавленная стоимость — разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Система нормативно-правовых актов таможенной деятельности имеет довольно четкую иерархическую структуру, порядок которой регулирует указания по правоприменению таможенных формальностей. Систему нормативно-правовых актов, регулирующую формальности таможенной деятельности, подразделяют на правовые акты наднационального и национального уровня. Для выявления системы нормативно-правовых актов, применяемой непосредственно к косвенному налогообложению необходимо раскрыть каждый элемент общей системы.

А) Наднациональный уровень

Нормативно-правовые акты, входящие в этот уровень, распространяются на всех участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и занимают приоритетную позицию в процессе их таможенной деятельности. Основной функцией наднациональных нормативно-правовых актов, является установление общего порядка таможенных процессов внутри Таможенного союза. К таким актам относятся:

1.Таможенный кодекс ЕАЭС:

– Глава 9, статья 70. Таможенные платежи;

  1. Международные договоры стран-участниц Таможенного союза ЕАЭС, в том числе различные Конвенции:

– Договор о Евразийском экономическом союзе;

  1. Международные Соглашения:

– «Международные соглашения РФ об избежание двойного налогообложения» заключенные с 83 странами;

  1. Решения Евразийской экономической комиссии (Решения ЕЭК), в том числе Протоколы:

– Решение № 128 Коллегии Евразийской экономической комиссии «О Консультативном комитете по налоговой политике и администрированию»;

Б) Национальный уровень

Этот уровень включает в себя нормативно-правовую базу, которая принимается страной-участницей ЕАЭС самостоятельно и применяется внутри принявшего её государства. Этот уровень закрепляет и уточняет те принципы и условия, которые не регулируются наднациональными нормативно-правовыми актами. Стоит отметить, что данные акты не могут им противоречить или как-либо отменять. Их задачей является установление особенностей и частных случаев применения таможенного законодательства. Система нормативно-правовых актов национального уровня Российской Федерации включает в:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации:

– Глава 21. Налог на добавленную стоимость;

– Глава 22. Акцизы;

  1. Федеральные законы:

– ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

– ФЗ № 98 «О ратификации протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»;

  1. Указы Президента РФ;
  2. Постановления правительства РФ;
  3. Приказы ФТС.

В современных условиях растет значимость наднационального регулирования. Процесс экономической интеграции независимых государств обуславливает потребность в унификации и гармонизации национального законодательства, которые выступают в качестве средств «установления единообразного правового регулирования. Налоговая политика рассматриваемых государств-членов ЕАЭС подлежит определенной гармонизации.

Наиболее полное представление о гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС можно сформулировать, обратившись к методике гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств-членов ЕАЭС. В этом документе закреплены основные принципы гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС:

– Согласованность правового регулирования

– Синхронность принятия актов

– Последовательность этапов

– Приоритет общепризнанных норм и принципов международного права над актами национального законодательства

Гармонизация является поэтапным процессом, для осуществления которого необходимы как время, так и усилия, Он предполагает наличие следующих этапов:

– Определение отраслей законодательства, требующих гармонизации

– Выделение сфер и проблемных вопросов в рамках отдельной отрасли

– Проведение сравнительно-правового анализа национальных налоговых законодательств

– Согласование перечня национальных законодательств и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации

– Синхронное принятие гармонизированных актов налогового законодательства

– Осуществление контроля над реализацией решений по вопросам гармонизации

В связи с растущим значением гармонизации налогового законодательства некоторые ученые говорят о новой отрасли права — налоговом праве ЕАЭС, которое представляет собой отрасль интеграционного права Сообщества, формирующуюся на стыке национальных правовых систем и международной правовой системы. Предметом данной отрасли являются налоговые отношения, унификация и гармонизация которых предусмотрена международными договорами, заключенными в рамках ЕАЭС. На сегодня, по мнению ученых рано говорить о налоговом праве ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, чтобы изучить нормативную правовую базу регулирования косвенного налогообложения, недостаточно изучить международные обязательства, которые взяли на себя государства-участники ЕАЭС, проанализировать соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Таможенного союза и иных актов таможенного и налогового законодательства. Необходимо также знание национального законодательства всех членов ЕАЭС. Национальные системы таможенных органов в государствах-членах ЕАЭС имеют законодательное закрепление: в Кыргызской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Российской Федерации она устанавливается нормами законов о таможенном регулировании, в Республике Казахстан — Кодекса «О таможенном деле».

Литература:

  1. Агузарова Л. А., Агузарова М. Т. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2017 году // Научные Известия. — 2017. — № 4. — С. 25–28;
  2. Мамбеталиев Н. Т., Мамбеталиева А. Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. М.: Налоговый вестник, 2012. 288 с.
  3. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебник.-М.:Инфра- М,2013 г..46с;
  4. Шахмаметьев А. А. Международное налого- вое право. — М.: Международные отношения, 2014. — С. 626.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
нормативно-правовая база
НДС
акцизы
наднациональный уровень
национальный уровень
евразийский экономический союз
единый таможенные тариф
Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 246-248):
Часть 3 (стр. 221-315)
Расположение в файле:
стр. 221стр. 246-248стр. 315

Молодой учёный