Вступление 22 августа 2012 года России во Всемирную Торговую Организацию [7] потребовало серьезных преобразований механизма государственного регулирования внешней торговли, обеспечивающего экономическую безопасность России и интересы российских предпринимателей. Устав ВТО серьезно ограничивает возможности государства, связанные с защитой своих интересов в сфере внешней торговли [8].
Механизм государственного регулирования представляет собой совокупность 2-х основных составляющих:
– Институты
– Формы, методы и инструменты
Первостепенной составляющей раскрываемого механизма является институциональная. Она включает:
- уполномоченные государственные органы
- негосударственные институты (могут участвовать в ряде случаев):
– союзы экспортеров и предпринимателей;
– торгово-промышленные палаты;
– уполномоченные органы иностранных государств
– международные организации посредством специального международного правового договорного механизма.
При этом следует заметить, что система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, представлена тремя уровнями: федеральным, региональным (субъекты РФ), местным.
Вторая составляющая механизма государственного регулирования ВТД — функциональная — представлена инструментами, различными типами государственных мероприятий во внешнеторговой сфере [10].
Экономические инструменты включают инструменты, воздействующие через стоимостные показатели — таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, тарифных льгот.
Административные средства включают: квотирование, лицензирование, установление запретов, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандартов.
Применяемые инструменты в совокупности составляют метод государственного регулирования ВТД.
Основные методы регулирования ВТД:
– Таможенно-тарифное регулирование, в основе которого механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, регламентируется таможенным законодательством данной страны;
– Нетарифное регулирование: метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта [10] насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы. Меры прямого ограничения, Таможенные и административные формальности, Прочие нетарифные методы [3].
Некоторые случаи применения нетарифных методов представлены ниже:
– различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров российского экспорта;
– дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;
– защита общественной морали, правопорядка, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;
– обеспечение обороны страны и безопасности государства;
– необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.
В свою очередь, цели применения таможенно-тарифного регулирования:
– регулирование внешней торговли товарами в интересах защиты экономической безопасности;
– для защиты внутреннего рынка РФ;
– стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.
В результате применения таможенно-тарифного регулирования, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Необходимо отметить, что инструментарий государственного регулирования внешней торговли включает в себя помимо таможенно-тарифного и нетарифного методов и ряд дополнительных методов регулирования. Так, «вспомогательный» метод государственного регулирования — меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Данный метод нацелен на обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, таких, как:
– кредитование участников внешнеторговой деятельности;
– функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
– организация торговых выставок и ярмарок;
– проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки;
– информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, под механизмом государственного регулирования внешней торговли следует понимать совокупность институтов, методов, средств, направленных на регулирование деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью на международном, государственном, региональном и местном уровнях.
Схематично механизм государственного регулирования внешней торговли представлен на рис. 1.
В результате присоединения к ВТО Россия приняла обязательства по реформированию механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что выдвигает на повестку дня целый ряд правовых, финансовых, организационных и кадровых проблем, решение которых возможно только общими усилиями органов исполнительной власти, бизнес–ассоциаций и общественных организаций.
Анализ задач, связанных с подобными преобразованиями показал необходимость подготовки кадров, как среди государственных служащих, так и в предпринимательских кругах с учетом специфики участия в ВТО. Изучая актуальные проблемы, связанные с преобразованием механизма государственного регулирования в новых условиях, мы приходим к выводу о необходимости подготовки методической литературы для чиновников и предпринимателей. И те, и другие ощущают острый недостаток в справочной литературе, из которой они могли бы почерпнуть необходимые для практической работы сведения. Государственным органам предстоит организовать курсы повышения квалификации для работников, занимающихся вопросами торговой политики, с упором на содержание соглашений ВТО. Для предпринимателей должна быть развернута работа с целью разъяснения последствий присоединения, его выгод и угроз, а так же разработки мер по снижению рисков.
Очевидно, что и правительство РФ подчинит свое участие в ВТО обеспечению благоприятных условий для деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках и внутри страны. Исходя из этого, после вступления страны в ВТО, исполнительной власти предстоит организовать реализацию мер, направленных на достижение этой цели.
Рис. 1. Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности России
Первый блок таких мер должен привести в соответствие законодательство РФ относительно принятых перед ВТО обязательств. Изменения требуют правовые нормы, касающиеся страховых услуг, в частности, повышения общей квоты иностранного капитала в страховом секторе услуг и разрешения открытия в стране филиалов иностранных страховых компаний. Законодательство в области оказания услуг связи потребуется дополнить положением об отмене лимита на участие иностранных поставщиков услуг в капитале телекоммуникационных компаний. Существует необходимость внесения дополнений в законодательные акты, об осуществлении прямых иностранных инвестиций в Россию, отменяющие нормативы, перечисленные в Соглашении ВТО о торговых аспектах инвестиционных мер и трактуемые как количественные ограничения. Ожидается изменение в законы, регламентирующие порядок осуществления госзакупок (в случае принятия решения о присоединении к регулирующему их соглашению ВТО). Россия — как член ЕАЭС, который проводит единую торговую политику в отношении третьих стран, предстоит инициировать внесение в соглашения ЕАЭС положений, касающихся обеспечения транспарентности этой политики в формулировках, максимально близких к нормам ВТО. Существует необходимость приведения санитарных и фитосанитарных норм Евразийской экономической комиссии в соответствие с нормативными документами, основанными на международных стандартах и рекомендациях. Так же, как и технические регламенты и стандарты.
При разработке нормативных актов, все нормативные документы, касающиеся регулирования торговли товарами и услугами, прав интеллектуальной собственности должны публиковаться в официальных источниках и вступать в силу только после публикации. Проекты таких актов должны быть доступны предприятиям и частным лицам из стран–членов ВТО, с тем, чтобы они могли дать свои комментарии.
Вторым блоком, необходимо принять меры по созданию организационно–правовой инфраструктуры, обслуживающей нужды отечественных участников внешнеэкономической деятельности и их зарубежных партнеров. К необходимым элементам такой инфраструктуры относятся:
– информационные центры по вопросам технического регулирования, санитарной и фитосанитарной защиты, в которых можно получать необходимые сведения о действующих в стране и разрабатываемых нормах и правилах в упомянутых сферах;
– судебные, арбитражные или иные административные органы для обжалования действий властей, включая таможенные, связанных с применением различных мер регулирования торговли.
Третий блок мер — унификация российской статистической и финансовой отчетности.
И заключительный блок мер — должен обеспечить участие представителей правительства в текущей работе ВТО. Это необходимо потому, что Россия перешла в число полноправных членов этой организации, что дает ей возможность работать во всех межгосударственных органах ВТО на постоянной основе. Очевидно, что для эффективного участия в проводимых обсуждениях требуются квалифицированные кадры, свободно владеющие иностранными языками.
Специалисты видят необходимость в формировании аналитического центра (в составе Минэкономразвития России либо как аппарат Торгового представителя России в ВТО), для предварительной проработки проблем, обсуждаемых в ВТО.
Обозначенный перечень необходимых действий государственных органов по адаптации к членству в ВТО может расшириться, если Дохийский раунд ВТО введет в действие новые нормы и правила.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что сущность механизма государственного регулирования внешней торговли проявляется в применении совокупности институтов, методов, средств, направленных на регулирование деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью на международном, государственном, региональном и местном уровнях. Основными направлениями совершенствования механизма государственного регулирования внешней торговли в связи со вступлением в ВТО должен стать комплекс мер, состоящий из четырех блоков:
– приведение нормативных документов в соответствие с требованиями ВТО;
– создание необходимых звеньев организационно–правовой инфраструктуры;
– унификация российской статистической и финансовой отчетности;
– участие представителей правительства РФ в текущей работе ВТО.
Реализация обозначенных направлений, в свою очередь, потребует соответствующей подготовки кадров и специальной методической документации.
Литература:
- Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: АСТ, 2012.
- Грошев, Д. А. Модернизация механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности России в процессе становления Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: автореф. дисс. — Ростов н/Д, 2012.
- Кудров В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5.
- Мировая экономика и международные отношения. / Под.ред. А. С. Булатова, Н. Н. Ливенца. — М.: Магистр,2008. — 654 с.
- Оболенский Владимир Петрович Присоединение к ВТО: задачи переходного периода // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-k-vto-zadachi-perehodnogo-perioda
- Официальный сайт Центра экспертизы по вопросам ВТО http://www.wto.ru/
- Россия вступила в ВТО // INTERFAX.RU. URL: (дата обращения: 10.10.2016).
- Устав ВТО, Марракешское соглашение об учреждении ВТО // Рабочая Группа Комитета РСПП по интеграции в ВТО. URL: http://www.rgwto.com/wto.asp?doc_id=3192&id=3667 (дата обращения: 08.10.2016).
- Петросян А. Д. Развитие методологии государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отраслях промышленности // Аудит и финансовый анализ. № 3, 2012
- Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского” раунда. Внешняя торговля — М., 1994 г., № 4