Факторы, влияющие на развитие внешней торговли в Таджикистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 14.06.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Субхониен, Мухаммадсаид Камолпур. Факторы, влияющие на развитие внешней торговли в Таджикистане / Мухаммадсаид Камолпур Субхониен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115634/ (дата обращения: 17.07.2024).



В статье рассмотрены основные факторы, которые оказывают влияние на развитие внешнеторговой деятельности Республики Таджикистан.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, Таджикистан, валовой внутренний продукт.

Внешнеторговая деятельность представляет собой взаимодействие государства с другими странами, направленное на обмен товарами и услугами за пределами национальных границ. В результате, экспортируя свои товары и услуги на зарубежные рынки страна получает доход и таким образом компенсирует нехватку собственных ресурсов для удовлетворения потребностей. Внешнеторговая деятельность способствует росту производства товаров на экспорт, посредством того, что страна может производить конкурентоспособную продукцию на мировой рынок. Таким образом страна, сосредоточившись на международной специализации и поставках определённых видов продукции на мировой рынок, может стабильно обеспечивать себя теми товарами, которые в силу разных причин не производятся в национальной экономике.

Внешнеторговая деятельность страны определяется и формируется под влиянием множества факторов, которые можно условно разделить на экономические, политические, технологические, социальные и природные. К числу экономических факторов в первую очередь можно отнести уровень экономического развития страны, отраслевую структуру экономики, конкурентоспособность товаров и услуг, уровень инфляции и валютный курс.

Таджикистан на современном этапе экономического развития характеризуется довольно устойчивыми и высокими темпами роста ВВП. Так если в 2021г. темп прироста ВВП составлял 9,2 %, то в 2022г.- 8 %. При этом даже в период пандемии COVID-19 темп прироста ВВП составлял 4,5 %. При этом в целом по миру темп прироста ВВП в 2021г. составлял 6 %, а в 2022г.- 3,5 % [3]. За последние семь лет темпы развития национальной экономики в среднем составили 7,5 %, а объем валового внутреннего продукта увеличился в 1,5 раза [4]. Таджикистан экспортирует в основном сырьевые товары. Но при этом ассортимент товаров на экспорт растет (рис.1.). Только за период с 2018г. по 2022г. величина экспорта возросла почти в 2 раза.

Динамика изменения экспорта Таджикистана, млн.долл. [1]

Рис. 1. Динамика изменения экспорта Таджикистана, млн.долл. [1]

Расчеты проведённые Каримовой М.Т и Адолати Курбонали по странам центральноазиатского региона свидетельствует например, что наблюдается рост эффективности от расширения торгово-экономического сотрудничества Таджикистана со странами ЦА и каждый 1 % роста ВВП в 2019 г. в Таджикистане приводил к увеличению потоков экспорта в страны Центральной Азии на 0,47 %, в 2020 г.-на 0,91 %, а в 2021г. уже -1,31 % [2]. То есть устойчивые темпы роста ВВП способствуют также росту экспортного потенциала страны.

Важным фактором, влияющим на развитие внешнеторговой деятельности, выступает отраслевая структура ВВП, а также промышленности. Так, в структуре ВВП страны доля сельского хозяйства в 2018г. составляла 19,8 %, а в 2022г. — уже 24,6 %; доля горнодобывающей промышленности за этот же период возросла с 3,6 % до 4,2 %, а обрабатывающей снизилась с 13,2 % до 9,2 %. Страны с развитым промышленным сектором, как правило, экспортируют промышленные товары, тогда как аграрные страны ориентируются на экспорт сельскохозяйственной продукции. Таджикистан в основном экспортирует продукцию сельского хозяйства, в частности овощи и фрукты, а также сухофрукты, кроме того, хлопок-волокно, алюминий и концентраты различных видов руд и драгоценные и полудрагоценные металлы. Чем выше качество и ниже стоимость производимых товаров и услуг, тем более конкурентоспособны они на мировом рынке. Например, Япония известна качественными автомобилями и электроникой, что делает её продукцию популярной на международной арене.

Развитие технологий улучшает производственные процессы и снижает издержки, что делает товары более конкурентоспособными. В связи с этим в Таджикистане приняты ряд отраслевых программ, которые направлены на техническое перевооружение и модернизацию оборудования на ряде промышленных предприятий страны. Высокая инфляция и нестабильный валютный курс могут негативно влиять на экспорт и импорт, делая товары менее привлекательными из-за непредсказуемых изменений в ценах. Невзирая на увеличение цен на глобальных рынках, в последние годы страна поддерживала устойчивый уровень инфляции, который в 2023г.составил 3,8 %. К числу важных факторов, оказывающих влияние на внешнеторговую деятельность, относится реализуемая правительством страны торговая политика, включая меры, такие как тарифы, квоты, субсидии и торговые соглашения, которые напрямую влияют на объем и характер внешней торговли. Политическая нестабильность, конфликты и нестабильные правительственные режимы могут отпугивать торговых партнёров, различного рода санкции могут ограничивать экспорт и импорт определенных товаров или вести к полному прекращению торговых отношений. Внедрение новых технологий, создание целого ряда совместных предприятий, создание СЭЗ в стране позволяет ей производить и в будущем экспортировать высокотехнологичные товары. Немаловажное значение имеет наличие развитой транспортной, логистической и коммуникационной инфраструктуры облегчает торговлю. После обретения независимости, для преодоления коммуникационной изоляции и превращения страны в важный транзитный узел, правительство страны мобилизовало все доступные ресурсы, несмотря на сложную экономическую и финансовую ситуацию. За время независимости были осуществлены 58 государственных инвестиционных проектов по строительству и модернизации автомобильных и железных дорог, развитию инфраструктуры и усилению технического потенциала отрасли, на общую сумму 26,6 млрд сомони. В настоящее время работа в этом направлении продолжается. В обозримом будущем дорожная сеть Таджикистана будет задействована как часть транзитно-экономических маршрутов «Китай — Таджикистан — Афганистан», «Китай — Таджикистан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция — Европа», а также «Таджикистан — Китай — Пакистан». Все перечисленные факторы взаимосвязаны и часто влияют друг на друга. Например, политическая стабильность способствует экономическому развитию, а технологические инновации могут изменить структуру экономики и потребительские предпочтения. Анализ всех этих факторов помогает странам разрабатывать эффективные стратегии внешней торговли.

Литература:

  1. Внешнеэкономическая деятельность. -Душанбе. Агентство по статистике при Президенте РТ. 2023г.-С.25.
  2. Каримова М. Т., Адолати К. Перспективы экономического сотрудничества Таджикистана со странами Центральной Азии// Экономика Таджикистана. 2024-№ 1.- С.155.
  3. Основные показатели развития мировой экономики https: //www.imemo.ru/files/File/magazines/Osn_pokaz_ME/2022/3-Tabl3.pdf
  4. Послание президента Республики Таджикистан «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» от 28.12.2023г // https://khovar.tj/rus/2023/12/poslanie-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-uvazhaemogo-emomali-rahmona-ob-osnovnyh-napravleniyah-vnutrennej-i-vneshnej-politiki-respubliki-2/
Основные термины (генерируются автоматически): Таджикистан, внешнеторговая деятельность, внешняя торговля, Китай, мировой рынок, темп прироста ВВП, товар, национальная экономика, сельское хозяйство, экономическое развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос