Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Саидкаримова, М. И. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане / М. И. Саидкаримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.3 (135.3). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37539/ (дата обращения: 24.11.2024).



В cтатье рассмотрены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Узбекистане, освещены основные инструменты государственного влияния на внешние экономические связи.

In article considered main principles of states of relation of foreign trade activityin Uzbekistan, covered basic instruments of states effect to the external economics communications

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, экспорт, импорт, тарифные и нетарифные барьеры, валютное регулирование, валютный контроль.

Keywords: foreign trade activity, export, import, tariff and non-tariff barriers, monetary relation, monetary control

Внешнеторговая политика, как составной компонент внешнеэкономической деятельности, является одним из важнейших направлений государственной политики, так как степень участия каждого государства в международных экономических процессах определяет его место в мировой экономике, оказывает существенное воздействие на экономический рост и благосостояние народа. Для Узбекистана интеграция в мировое хозяйство проходит по пути рыночной трансформации, обновления политической, экономической и социальной жизни, что заставило сформировать новые методы и механизмы внешнеэкономической деятельности с учетом специфики и особенностей национальной экономики.

В соответствии со статьей 17 Конституции Республики Узбекистан наше государство является полноправным субъектом международных отношений [1]. На 1 июля 2015 года установлены дипломатические отношения более, чем со 130 странами мира, в Ташкенте работают 45 посольств зарубежных государств, 9 почетных консулов, 11 представителей международных организаций, 3 торговых представительства с дипломатическим статусом. За рубежом функционируют 46 дипломатических и консульских представительств Республики Узбекистан. Узбекистан является членом более 100 международных организаций.

По итогам первых девяти месяцев 2016 года в экспортную деятельность в республике вовлечены 835 новых предприятий, освоен экспорт 246 видов новых товаров. География отгрузок отечественных продуктов расширена на 52 новых рынках сбыта. В структуре экспорта страны за этот же период доля хлопка-волокна составила 3,7%, продовольственных товаров – 9,5%, химической продукции и изделий из нее – 7,4%, энергоносителей и нефтепродуктов – 13,6%, черных и цветных металлов – 5,8%, машин и оборудования – 1,8%, услуг – 26,2% и прочих – 32%. А структура импорта следующая: доля продовольственных товаров составила 12%, химической продукции и изделий из нее – 17,7%, энергоносителей и нефтепродуктов – 4,9%, черных и цветных металлов – 7,5%, машин и оборудования – 41,2%, услуг – 6,5% и прочих – 10,2% [5].

Основными документами, определяющими принципы внешнеторговой политики в Узбекистане, являются Законы Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности», «О таможенном тарифе», «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах», «Об экспортном контроле» и других указах Президента и постановлениях правительства.

Основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Узбекистан являются:

- свобода и экономическая самостоятельность субъектов ВЭД;

- равенство субъектов ВЭД;

- недопущение дискриминации при осуществлении торгово-экономических отношений;

- взаимовыгодность при осуществлении ВЭД;

- защита государством прав и законных интересов субъектов ВЭД [2,ст.4].

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется с помощью широкого круга мер в области:

- формирования и регулирования законодательной базы:

- налогового регулирования;

- тарифного и нетарифного (количественного и финансового) регулирования;

- валютного регулирования;

- применения защитных компенсационных и антидемпинговых мер для соблюдения экономических интересов страны и других.

Инструменты государственного влияния на внешнеторговые связи могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические процессы на протекционистские и либеральные.

Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Либеральные же, наоборот, снижают ограничения во внешней торговле и способствуют росту конкуренции со стороны иностранных производителей. Оба направления постоянно присутствуют во внешнеторговой деятельности любого государства, но их соотношение меняется в соответствии с целями проводимой государством внешнеэкономической политики.

В зависимости от влияния на экономические процессы государственное воздействие можно разделить на административные и экономические меры. К административным относятся меры прямого ограничения экспорта и (или) импорта (установление квот, лицензий, эмбарго и др.), к экономическим – меры, которые косвенно воздействуют на внешнеэкономическую деятельность через экономические интересы их участников (установление таможенных пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др.). Хочется отметить, что, выбирая способы регулирования внешнеторговой политики, государство должно учитывать политическую и экономическую ситуацию в стране и мире, учитывать взаимосвязь внутренних и мирохозяйственных экономических процессов.

Наиболее традиционными и часто используемыми средствами государственного регулирования экспортно-импортных операций являются:

- таможенные тарифы;

- количественные методы;

- финансовые методы.

Таможенные тарифы – это налоги, взимающиеся с товаров, пересекающих государственную границу. В республике тарифы вводятся в соответствии с общепризнанными нормами международного права и являются основным средством протекционистского воздействия.

Количественные методы относятся к административным формам государственного регулирования внешнеторгового оборота и включают квоты, лицензии, добровольные экспортные ограничения. Среди количественных методов чаще всего используются импортные квоты, которые устанавливают разрешенные к ввозу в страну объемы иностранной продукции за определенный срок.

Субсидии и демпинг относятся к группе финансовых методов.

Кроме рассмотренных, наиболее часто применяемых методов регулирования экспортно-импортных операций правительством периодически применяются и другие. Кратко рассмотрим некоторые из них:

- барьеры административно-технического характера. Ввозимые на территорию страны товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам (регламентам) и требованиям, установленным в Республике Узбекистан. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам (регламентам) и требованиям;

- внутренние налоги, устанавливаемые на импортную продукцию государственными или местными органами власти (например, акцизный налог). Они делают импортные товары более дорогими и менее конкурентоспособными по отношению к отечественной продукции;

- правительственные закупки продукции стратегического характера предпочтительно отечественного производства. Данная мера будет способствовать сокращению объемов импорта и стимулировать развитие национального производства. Например, закупка государством таких стратегических продуктов, как хлопок и зерно.

Валютное регулирование представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основной документ, определяющий валютно-финансовую политику – Закон Республики Узбекистан «О валютном регулировании»[3]. В нем содержатся основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль.

Валютное регулирование в Республике Узбекистан осуществляют Центральный банк и правительство страны.

Важная составная часть валютно-хозяйственного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности – установление курса сума по отношению к иностранным валютам. Органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости сума, является Центральный банк Республики Узбекистан. Он устанавливает официальный курс сума по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с внешнеторговой деятельностью: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки и др. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса национальной валюты (сума).

К государственному регулированию внешнеторговой деятельности следует отнести ряд мер государственной поддержки экспорта. Можно выделить пять основных направлений государственной поддержки экспорта: финансовая поддержка, налоговое стимулирование, таможенно-тарифное стимулирование, дополнительные мероприятия и меры общеэкономического характера.

1. Государственная финансовая поддержка осуществляется путем предоставления Правительством Республики Узбекистан гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых Центральным банком и другими уполномоченными специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных предприятий и организаций; гарантирования и страхования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих и политических рисков; прямого льготного кредитования экспортеров машин и технической продукции из средств государственного бюджета и др.

2. К мерам налогового стимулирования экспорта следует отнести льготы по налогам на прибыль, единому налоговому платежу, налогу на имущество и др. льготы.

3. К мерам таможенно-тарифного стимулирования экспорта продукции следует отнести снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование; полное освобождение от таможенных пошлин ввозимых на территорию страны компонентов, необходимых для производства продукции на экспорт и др.

4. К мерам дополнительной поддержки экспортеров относят предоставление экспортерам информационных, консультационных, маркетинговых и технических услуг.

В систему внешнеторговой информации входят сведения, полезные для ведения внешнеторговой деятельности. Например, информация об отечественных и зарубежных законодательных актах, государственных и региональных программах развития внешней торговли и другие сведения.

Большую помощь экспортерам страны могут оказать торговые представительства Узбекистана за рубежом, в функции которых могут входить:

- консультации в области зарубежного законодательства, существующих норм, стандартов, правил, обычаев;

- ознакомление иностранных потребителей с ассортиментом товаром и услуг, который планируется экспортировать;

- маркетинговые исследования зарубежных рынков по просьбе отечествнных производителей;

- организация деловых визитов, проведение встреч, предоставление помещений для переговоров, переводческие услуги;

- другие виды содействия в зарубежных странах, включающие защиту интересов экспортеров, содействие в урегулировании торговых споров.

Правительство Узбекистана и другие компетентные органы для более эффективного развития внешнеторговой деятельности могут осуществлять и другие меры поддержки экспорта, в том числе:

- организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

- проведение рекламных кампаний по продвижению отечественных товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

5. Среди мер общеэкономического характера, имеющих большее значение для экспорта, следует отметить такие, как наведение порядка в ценообразовании продукции и услуг естественных монополистов, включая тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом, перекачку, перевалку и налив нефти и нефтепродуктов, цены на природный газ для производственных нужд, тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также ясную политику в отношении установления курса рубля по отношению к иностранным валютам и другие меры общеэкономического характера.

В целом внешнеторговая деятельность государства обеспечивает большие возможности экономическим субъектам в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешних рынках, повышает конкурентоспособность отечественной продукции и способствует дальнейшей интеграции экономики Узбекистана в мировое хозяйство.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. – Ташкент: Узбекистан, 2015.
  2. Закон Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности» от 14.06.1991 № 285-XII.
  3. Закон Республики Узбекистан «О валютном регулировании» от 23 сентября 1994 г. № 2022-XII.
  4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 05.12.2012 г. № 342 «О дополнительных мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан».
  5. www.mfer.uz>export>statistics.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, внешнеторговая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование, валютное регулирование, мера, внешнеторговая политика, Республика, внешняя торговля, Центральный банк.


Похожие статьи

Факторы, влияющие на развитие внешней торговли в Таджикистане

В статье рассмотрены основные факторы, которые оказывают влияние на развитие внешнеторговой деятельности Республики Таджикистан.

Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования экспортно-импортных операций

Статья посвящена правовым вопросам, касающимся незаконного вывоза капитала за рубеж. Рассмотрены возможности применения различных мер валютного регулирования и валютного контроля в предотвращении оттока денежных средств.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Особенности внешнеторговой деятельности в России

В статье рассматриваются особенности внешней политики России и ее сущность внешнеторговой деятельности государства. Так же анализируются причины замедления темпов роста внешней торговли России.

Отличия таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

В статье анализируются отличительные характеристики таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования, выявляются особенности функционирования системы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в государствах — членах ЕАЭС

В статье автор описывает методы нетарифного регулирования внешней торговли, применяемые в странах ЕАЭС.

Особенности функционирования института таможенного представителя в зарубежных странах

В статье раскрываются нормативно-правовые основы функционирования института таможенного представителя в Российской Федерации, а также приведен перечень межгосударственных стандартов, относящихся к сфере регулирования в таможенном деле.

Особенности банковских кредитных правоотношений по законодательству Республики Узбекистан

В данной статье на основе положений теории государства и права, а также гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности банковских кредитных правоотношений, основные положения правового регулирования банковской деятельно...

Правовые основы функционирования финансового рынка в Республике Узбекистан

В данной статье на основе положений гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности правового регулирования финансового рынка, основные положения нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность участников финансовог...

Современное состояние системы банковского надзора в Республике Узбекистан

В данной статье рассматривается система банковского надзора и методы его осуществления в Республике Узбекистан. В статье дана авторская формулировка понятия «банковский надзор». Изучены нормативно-правовые акты в сфере банковского надзора.

Похожие статьи

Факторы, влияющие на развитие внешней торговли в Таджикистане

В статье рассмотрены основные факторы, которые оказывают влияние на развитие внешнеторговой деятельности Республики Таджикистан.

Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования экспортно-импортных операций

Статья посвящена правовым вопросам, касающимся незаконного вывоза капитала за рубеж. Рассмотрены возможности применения различных мер валютного регулирования и валютного контроля в предотвращении оттока денежных средств.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Особенности внешнеторговой деятельности в России

В статье рассматриваются особенности внешней политики России и ее сущность внешнеторговой деятельности государства. Так же анализируются причины замедления темпов роста внешней торговли России.

Отличия таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

В статье анализируются отличительные характеристики таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования, выявляются особенности функционирования системы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в государствах — членах ЕАЭС

В статье автор описывает методы нетарифного регулирования внешней торговли, применяемые в странах ЕАЭС.

Особенности функционирования института таможенного представителя в зарубежных странах

В статье раскрываются нормативно-правовые основы функционирования института таможенного представителя в Российской Федерации, а также приведен перечень межгосударственных стандартов, относящихся к сфере регулирования в таможенном деле.

Особенности банковских кредитных правоотношений по законодательству Республики Узбекистан

В данной статье на основе положений теории государства и права, а также гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности банковских кредитных правоотношений, основные положения правового регулирования банковской деятельно...

Правовые основы функционирования финансового рынка в Республике Узбекистан

В данной статье на основе положений гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности правового регулирования финансового рынка, основные положения нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность участников финансовог...

Современное состояние системы банковского надзора в Республике Узбекистан

В данной статье рассматривается система банковского надзора и методы его осуществления в Республике Узбекистан. В статье дана авторская формулировка понятия «банковский надзор». Изучены нормативно-правовые акты в сфере банковского надзора.

Задать вопрос