Об одной задаче про обслуживание | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Математика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2020)

Дата публикации: 05.05.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Петросян, В. С. Об одной задаче про обслуживание / В. С. Петросян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15825/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается задача об обслуживании клиентов в магазине и вычисляются некоторые показатели эффективности работы.

Ключевые слова: обслуживание, простейший поток, экспоненциальное распределение.

Рассмотрим такую задачу:

Допустим, что в магазине работает n касс. Число клиентов магазина представляет из себя простейший поток интенсивностью в человек в час. Допустим, что обслуживание представляет из себя экспоненциальное распределение. 1 клиент в среднем обслуживается за минут. Надо проанализировать длительность очереди клиентов, среднее время ожидания в очереди, среднее количество всех клиентов, обслуживаемых за это время.

Эта проблема очень распространена в сфере услуг. В результате данного анализа мы сможем приблизительно понять, сколько нужно кассовых аппаратов и, следовательно, сколько сотрудников.

Простейший поток и экспоненциальное распределение не выбрано случайным образом, а многие результаты схожи к показателям исследований. Более подробно об этих распределениях и их свойствах написано в [1].

Так как простейший поток представляет из себя Пуасонское распределиние, функция распределения будет:

,

где - вероятность, что в промежуток t в систему придут k клиентов.

Экспоненциальное распределение представляет из себя случайную величину , для которого

,

где , - среднее время обслуживания клиентов.

Обозначим вероятностью, что в промежутке t будет k клиентов. В [2] доказано, что удовлетворяет следующее рекурсивное соотношение:

где условие значит, что количество приходяших клиентов меньше, чем количество клиентов, которых уже обслужили за одинаковый промежуток времени. В противном случае количество клиентов, стоящих в очереди, будет постоянно расти.

Выведем некоторые показатели эффективности:

– Вероятность того, что не будет не одного клиента будет.

– Вероятность того, что обслуживаются клиентов, будет .

– Вераятность того, что все кассы заняты обслуживая клиентов будет:

Отсюда получаем, что:

и для среднего времени ожидания получаем:

Среднее время пребывания клиента в магазине L будет равно:

Последная формула очевидна, поскольку присутствие в магазине означает, что клиент либо ждет в очереди, либо обслуживается.

Для получения средней длительности очереди клиентов рассмотрим случайную величину , которая представляет из себя возможную длину очереди. Очевидно, что — дискретная случайная величина, и поэтому функция распределения будет иметь такую форму:

0

1

2

3

Среднее значение длительности очереди A будет математическим ожиданием распределения (хи). Поэтому:

Вычислим полученную сумму:

,

где.

Вычислим среднее количество всех клиентов, обслуживаемых за это время B. Для получения значения B рассмотрим случайную величину , которая представляет из себя возможную длину очереди. Очевидно, что это дискретная случайная величина, и поэтому функция распределения будет иметь такую форму:

0

1

2

3

Среднее значение B будет равно:

Идентично предыдущей схеме получим:

Есть ещё много второстeпенных показателей. Например, среднее количество клиентов, которое будет равно A + B.

Рассмотрим пример.

Допустим, что количество посетителей представляет из себя простейший поток интенсивностью 90 человек в час. Обслуживание представляет из себя экспоненциальное распределение. 1 клиент в среднем обслуживается за 1 минуту. Найдем минимальное количество касс, необходимых для корректной работы магазина, и вычислим показатели эффективности.

По нашим обозначениям .

Для начала допустим, что количество касс . В случае , означает, что кассы не успеют обслужить клиентов. Видно, что если то. Это означает, что при количестве 2 или более касс магазин успеет обслужить поток клиентов. Теперь вычислим показатели эффективности, когда .

В этом случае:

;

;

;

;

(= 120 сек․);

Исходя из результатов видно, что при касс магазин сможет обслужить своих клиентов, но будет очередь ().

Если рассмотрим вариант с тремя кассами (), то длина очерeди A будет равна:

,

что означает, что в среднем в очереди не будет даже одного клиента. Очевидно, что задействовать 4 кассы не имеет смысла, так как эта касса в среднем не будет обслуживать даже одного клиента.

Заключение:

Мы получили основные показатели эффективности обслуживания.

Литература:

  1. Вентцель Е.С Теория вероятностей, Москва, 1969 г
  2. Матвеев В. Ф., Ушаков В. Г. Системы массового обслуживания, Москва 1984 г
Основные термины (генерируются автоматически): клиент, простейший поток, экспоненциальное распределение, среднее, касса, показатель эффективности, случайная величина, функция распределения, возможная длина очереди, дискретная случайная величина.

Ключевые слова

обслуживание, простейший поток, экспоненциальное распределение

Похожие статьи

Шаблон Excel для проверки законов распределения данных...

Шаблон позволяет варьировать числом интервалов и величиной кармана, при этом автоматически изменяется внешний вид гистограммы и кривой нормального распределения. Исследователь может подобрать наиболее «красивый» вид гистограммы и аппроксимирующей...

Особенности анализа характеристик видеотрафика в системе АМС

Случайный процесс поступления заявок (пакетов) в систему характеризуется законом распределения

В большинстве случаев, поток характеризуется функцией распределения временных

Полученная величина считается мгновенным коэффициентом загрузки, а ее...

Объект как система массового обслуживания: моделирование...

формулой (1) задается геометрическое распределение дискретной случайной величины z (число

Напомним, если плотность распределения случайной величины есть , то определяет вероятность

Для простейшего потока среднее число событий в единицу времени равно

Оценка параметров распределения амплитуд в управляющих...

Величина вероятности зависит от того, какое распределение вероятностей имеет случайная величина.

Приближение распределения вероятностей дискретной случайной величины непрерывной функцией правомерен в силу центральной предельной теоремы [8]...

Вычисление статистических показателей с использованием...

- показатели центра распределения (средняя величина, мода, медиана); - показатели степени вариации (размах, дисперсия, СКО

Кроме этого, стоит отметить, что распределения характеризуются числовыми характеристиками, которые называются моментами случайных...

Обслуживание неординарного потока требований

В дальнейшем характеристическую функцию неотрицательной случайной величины с распределением будем обозначать через , т. е.

Качество обслуживания определится средней длиной очереди (среднее число требований, ожидающих начало обслуживания).

случайная величина имеет распределение. (3).

Величина вероятности зависит от того, какое распределение вероятностей имеет случайная величина. На этом важном факте следует акцентировать внимание студентов и только после этого переходить к построению соответствующего вычислительного процесса.

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

В качестве показателей эффективности СМО используются: среднее число заявок, обслуживаемых вединицу времени; среднее число заявок

СМО с ожиданием могут отличаться друг от друга организацией очереди: сограниченной или неограниченной длиной очереди, с...

случайная величина, произвольное распределение, звуковая...

Очевидно, что есть дискретная случайная величина. В силу следствия можно утверждать о

Экспериментальная оценка показала, что в среднем дисперсия распределения

В ходе аппроксимации закона распределения случайной величины , анализу подверглись 200...

Похожие статьи

Шаблон Excel для проверки законов распределения данных...

Шаблон позволяет варьировать числом интервалов и величиной кармана, при этом автоматически изменяется внешний вид гистограммы и кривой нормального распределения. Исследователь может подобрать наиболее «красивый» вид гистограммы и аппроксимирующей...

Особенности анализа характеристик видеотрафика в системе АМС

Случайный процесс поступления заявок (пакетов) в систему характеризуется законом распределения

В большинстве случаев, поток характеризуется функцией распределения временных

Полученная величина считается мгновенным коэффициентом загрузки, а ее...

Объект как система массового обслуживания: моделирование...

формулой (1) задается геометрическое распределение дискретной случайной величины z (число

Напомним, если плотность распределения случайной величины есть , то определяет вероятность

Для простейшего потока среднее число событий в единицу времени равно

Оценка параметров распределения амплитуд в управляющих...

Величина вероятности зависит от того, какое распределение вероятностей имеет случайная величина.

Приближение распределения вероятностей дискретной случайной величины непрерывной функцией правомерен в силу центральной предельной теоремы [8]...

Вычисление статистических показателей с использованием...

- показатели центра распределения (средняя величина, мода, медиана); - показатели степени вариации (размах, дисперсия, СКО

Кроме этого, стоит отметить, что распределения характеризуются числовыми характеристиками, которые называются моментами случайных...

Обслуживание неординарного потока требований

В дальнейшем характеристическую функцию неотрицательной случайной величины с распределением будем обозначать через , т. е.

Качество обслуживания определится средней длиной очереди (среднее число требований, ожидающих начало обслуживания).

случайная величина имеет распределение. (3).

Величина вероятности зависит от того, какое распределение вероятностей имеет случайная величина. На этом важном факте следует акцентировать внимание студентов и только после этого переходить к построению соответствующего вычислительного процесса.

Системы массового обслуживания: марковские процессы...

В качестве показателей эффективности СМО используются: среднее число заявок, обслуживаемых вединицу времени; среднее число заявок

СМО с ожиданием могут отличаться друг от друга организацией очереди: сограниченной или неограниченной длиной очереди, с...

случайная величина, произвольное распределение, звуковая...

Очевидно, что есть дискретная случайная величина. В силу следствия можно утверждать о

Экспериментальная оценка показала, что в среднем дисперсия распределения

В ходе аппроксимации закона распределения случайной величины , анализу подверглись 200...