Ротация руководящих кадров органов внутренних дел
Автор: Шкиль Екатерина Сергеевна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
X международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2020)
Дата публикации: 30.04.2020
Статья просмотрена: 1737 раз
Библиографическое описание:
Шкиль, Е. С. Ротация руководящих кадров органов внутренних дел / Е. С. Шкиль. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15793/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассмотрены особенности проведения ротации сотрудников органов внутренних дел. Выявлены отдельные проблемные вопросы проведения ротации, внесены предложения по их совершенствованию
Ключевые слова: руководящие кадры, ротация, органы внутренних дел, назначение на должность
В условиях повышения эффективности кадровой работы с сотрудниками органов внутренних дел важным элементом прохождения службы является проведение ротации кадров, предусмотренной Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.
Целями применения ротации кадров в деятельности органов внутренних дел являются:
− необходимость замещения должности в органе внутренних дел;
− решение вопроса о предоставлении места службы в соответствии со специальным званием сотруднику полиции в регионе проживания или в другом регионе;
− противодействие коррупции среди руководящего состава органов внутренних дел.
Ротация руководящих кадров в органах внутренних дел является мерой факультативной и профилактической. От кадровых подразделений в этом вопросе требуется внимательность и избирательность. Она осуществляется в интересах повышения качества службы.
По своему правовому содержанию ротация позволяет повышать эффективность качества работы с персоналом подразделения органа внутренних дел. Благодаря процедуре смены кадров на руководящих должностях начальник приобретает возможность достичь высоких результатов по раскрытию преступлений и охране общественного порядка. Заступив на новую должность, руководитель органа внутренних дел несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед вышестоящей инстанцией и располагает строго определенными возможностями поощрения и наказания подчиненных в целях воздействия на их служебную активность.
В связи с этим актуальным является установление требований к руководителю в системе МВД России. По мнению исследователей, руководитель не является простым администратором. От кандидата требуется наличие личностных качеств, позволяющих ему руководить коллективом сотрудников полиции.
Сама процедура назначения на руководящую должность в органах внутренних дел имеет ряд особенностей. В список кандидатов отбираются руководящие кадры с учетом интересов службы, личных качеств и жизненных обстоятельств кандидата, желающего получить должность в конкретном подразделении органах внутренних дел. По мнению А. И. Богатырева применять ротацию необходимо не шаблонно, а лишь при наличии определенных обстоятельств и в отношении конкретных лиц. Такими обстоятельствами могут быть продолжительное снижение показателей деятельности органа внутренних дел, которое пришло на смену стабильным показателям; коррупционные проявления среди сотрудников подконтрольных руководителю подразделений и иные обстоятельства [1].
В рамках применения института ротации в органах внутренних дел были выявлены некоторые проблемы, которые ставят под сомнение эффективность применяемых процедур. В частности, вызывает сомнение установление шестилетнего срока пребывания в качестве руководителя территориального подразделения. По мнению некоторых ученых, для ознакомления с региональными особенностями у начальника подразделения уйдет не менее 1–2 лет. Оставшийся 4-летний срок слишком мал для получения высоких показателей работы территориального подразделения. В связи с этим возможно будет использовать вариативный срок работы в конкретном подразделении [2].
С другой стороны, имеются риски проведения ротации кадров коррупционного характера. В некоторых случаях, находясь на руководящей должности, руководитель может за короткий срок сформировать устойчивые связи с представителями бизнеса, имеющие коррупционный характер. Шесть лет может стать и временем для укрепления авторитета среди сотрудников полиции, и временем формирования негативного имиджа коррупционера.
Поэтому, к каждому конкретному случаю следует подходить индивидуально. Если полученные результаты качества работы территориального органа внутренних дел будут высокими, то руководитель по его ходатайству может быть оставлен на своем месте. И, наоборот, если результаты работы имеют низкие качественные показатели, то он может быть смещен раньше срока. Полагаем правильным определить, что руководитель может быть подвергнут ротации при наличии определенных в законе обстоятельств, если он занимает должность на протяжении 4–8 лет.
Возможно, в некоторых случаях при наличии на то веских оснований (например, результаты проверок комиссий МВД России, независимые опросы общественного мнения жителей субъекта Российской Федерации, степень удовлетворенности деятельностью полиции) срок ротации мог бы пролонгироваться на один-два года, либо напротив, — сокращаться на тот же срок.
Заслуживает внимания формулировка должностной категории, на которую распространяется ротация, — «должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел». Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, относит к руководителям территориального органа министров внутренних дел по республике, начальников главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации. Помимо того, Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденное Приказом МВД России от 5 июня 2017 г. № 355
«Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» [3], относит к таковым управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям. Здесь очевидна такая коллизия: при строгом толковании текста закона ротация не распространяется на руководителей линейных органов внутренних дел на транспорте и руководителей образовательных организаций МВД России. Данное противоречие обусловлено разночтениями между законодательством и ведомственным нормотворчеством.
В целях ликвидации этой коллизии, а также для расширения перечня должностей, замещение которых предусматривает возможность ротации, предлагаем изменить формулировку части 12 статьи 30 ФЗ о службе в ОВД и изложить ее в следующей редакции: «12. Сотрудник органов внутренних дел, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя территориального либо линейного органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также руководителя научно-исследовательской или образовательной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации»....
Таким образом, в результате совершенствования законодательства о службе органов внутренних дел нормы специального законодательства оказались приближены к трудовому праву и стали соответствовать российскому законодательству о труде. Тем самым повысился уровень гарантий сотрудников ОВД в сфере труда.
Литература:
- Богатырев А. И. Ротация кадров в органах внутренних дел как средство противодействия коррупции // Закон и право. 2019. № 4. С. 23–28.
- Бубнова Ю. Г. Основы управления в правоохранительных органах: учебное пособие / Ю. Г. Бубнова. — Владимир, 2017. — 100 с.
- Приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» // Российская газета. 2017. 20 июня.
Похожие статьи
Актуальные проблемы кадровой политики в органах прокуратуры и пути их разрешения
В статье автор детально рассматривает проблемы кадровой политики и пытается предложить варианты по их разрешению.
Аналитическая работа по совершенствованию кадровой политики в органах исполнительной власти
В статье рассмотрена кадровая политика в органах государственной власти, выявлены проблемы и предложены меры по их совершенствованию.
Аналитическая работа по совершенствованию кадровой политики в органах исполнительной власти
В статье рассмотрена кадровая политика в органах государственной власти, выявлены проблемы и предложены меры по их совершенствованию.
Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе реформирования ОВД
В данной публикации проводится исследование актуальных вопросов деятельности службы участковых уполномоченных полиции после реформирования органов внутренних дел.
Особенности отбора и подбора кадров на государственную службу
В статье рассматривается такое понятие как государственная служба, выявлены недостатки системы набора и отбора специалистов в органы государственной̆ власти, проанализирован комплексный подход к отбору специалистов.
Наставничество как элемент системы развития государственных служащих
В рамках данной статьи непосредственно будут рассмотрены разные подходы к определению понятия «наставничества», также будут выявлены его основные особенности, цели и задачи. Будут рассмотрены нормативные документы, которые регламентируют вопросы, свя...
Правовой статус государственного служащего Федеральной противопожарной службы
В статье рассмотрены основные элементы правового статуса государственного служащего Федеральной противопожарной службы с учетом последних изменений в законодательстве, выделены ключевые проблемы и предложены пути их решения.
Совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции
В данной публикации предлагаются конкретные поправки в действующее законодательство, направленные на повышение эффективности деятельности службы участковых уполномоченных полиции после реформирования органов внутренних дел.
Аттестация персонала организации
В настоящей статье освещены вопросы практической значимости процесса аттестации и оценки в современных условиях. Рассмотрены основные аспекты проведения аттестации, ее значение и задачи, а также сформулированы основные рекомендации по совершенствован...
Правовое обеспечение государственной службы в органах внутренних дел
Данная статья посвящена вопросам правового обеспечения государственной службы в ОВД. Важность эффективного функционирования ОВД на сегодняшний день сложно переоценить, в связи с чем, необходимо постоянно анализировать законодательство, регламентирующ...
Похожие статьи
Актуальные проблемы кадровой политики в органах прокуратуры и пути их разрешения
В статье автор детально рассматривает проблемы кадровой политики и пытается предложить варианты по их разрешению.
Аналитическая работа по совершенствованию кадровой политики в органах исполнительной власти
В статье рассмотрена кадровая политика в органах государственной власти, выявлены проблемы и предложены меры по их совершенствованию.
Аналитическая работа по совершенствованию кадровой политики в органах исполнительной власти
В статье рассмотрена кадровая политика в органах государственной власти, выявлены проблемы и предложены меры по их совершенствованию.
Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе реформирования ОВД
В данной публикации проводится исследование актуальных вопросов деятельности службы участковых уполномоченных полиции после реформирования органов внутренних дел.
Особенности отбора и подбора кадров на государственную службу
В статье рассматривается такое понятие как государственная служба, выявлены недостатки системы набора и отбора специалистов в органы государственной̆ власти, проанализирован комплексный подход к отбору специалистов.
Наставничество как элемент системы развития государственных служащих
В рамках данной статьи непосредственно будут рассмотрены разные подходы к определению понятия «наставничества», также будут выявлены его основные особенности, цели и задачи. Будут рассмотрены нормативные документы, которые регламентируют вопросы, свя...
Правовой статус государственного служащего Федеральной противопожарной службы
В статье рассмотрены основные элементы правового статуса государственного служащего Федеральной противопожарной службы с учетом последних изменений в законодательстве, выделены ключевые проблемы и предложены пути их решения.
Совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции
В данной публикации предлагаются конкретные поправки в действующее законодательство, направленные на повышение эффективности деятельности службы участковых уполномоченных полиции после реформирования органов внутренних дел.
Аттестация персонала организации
В настоящей статье освещены вопросы практической значимости процесса аттестации и оценки в современных условиях. Рассмотрены основные аспекты проведения аттестации, ее значение и задачи, а также сформулированы основные рекомендации по совершенствован...
Правовое обеспечение государственной службы в органах внутренних дел
Данная статья посвящена вопросам правового обеспечения государственной службы в ОВД. Важность эффективного функционирования ОВД на сегодняшний день сложно переоценить, в связи с чем, необходимо постоянно анализировать законодательство, регламентирующ...