В данной статье рассматриваются проблемные аспекты коррупции в исполнительных органах государственной власти Камчатского края. Автор исследует возможности применения ротации кадров на государственной службе как эффективного способа борьбы с коррупцией. В статье предложен ряд мероприятий по совершенствованию механизма ротации: расширение перечня должностей на законодательном уровне, по которым предусматривается ротация; проведение ротации служащих в пределах однотипных профессионально-квалификационных групп должностей, имеющих примерно одинаковое функциональное содержание выполняемых служебных обязанностей; совершенствование финансовой составляющей механизма ротации государственных служащих; разработка и утверждение типового Положения о ротации государственных служащих в исполнительных органах государственной власти.
Ключевые слова : ротация кадров, коррупция, государственные служащие.
В современном обществе серьезной проблемой, является коррупция в исполнительных органах государственной власти, которая задерживает государственные преобразования. Борьба с коррупцией в современных условиях — основная приоритетная задача государства.
В связи с этим обращение к теме исследования обусловлено теоретическими и практическими потребностями, касающимися повышения эффективности государственной службы и противодействия коррупции в её системе. Решению этой двуединой задачи способствует использование такой современной кадровой технологии, как ротация государственных гражданских служащих.
В этом направлении была создана необходимая организационно-правовая основа, разработаны методические рекомендации по проведению ротации кадров в исполнительных органах государственной власти. Потенциал ротации позволяет реализовывать кадровую политику в исполнительных органах государственной власти, реализуя перемещения кадров в целях противодействия коррупции. Однако остается ряд нерешенных проблем, как теоретического, так и прикладного характера.
Вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость дальнейшего научного исследования в данной области. Прежде всего, это относится к проблемам совершенствования процесса ротации кадров государственных служащих в целях повышения эффективности мероприятий по противодействиям коррупции.
В ч. 1 ст. 60.1 «Закона о государственной гражданской службе РФ» [1] раскрывается основная цель ротации на государственной службе РФ — противодействие коррупции.
В Камчатском крае на сегодняшний день ведется активная работа по профилактике коррупционных проявлений на государственной службе. В регионе действует большое количество законов, распоряжений и постановлений, которые регулируют данный процесс на законодательном уровне. Их последовательность отображена на рисунке 1.
Рис. 1. Законодательство в сфере противодействия коррупции Источник: [составлено автором]
Губернатор Камчатского края утвердил План противодействия коррупции в Камчатском крае на 2021–2024 годы в целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы.
Образованная в регионе Комиссия по координации работы по противодействию коррупции проводит успешную работу. Деятельность данной организации обеспечивает отдел по профилактике коррупции Администрации Губернатора Камчатского края. В состав Комиссии входит девятнадцать человек.
С целью исследования уровня коррупции в исполнительных органах государственной власти Камчатского края нами проведенно анктирование населения о проблемах в данной сфере.
Целью исследования являлась оценка уровня, структуры и специфики коррупции в Камчатском крае, а также эффективности принимаемых антикоррупционных мер. Всего в опросе приняли участие 140 респондентов. 60 % опрошенных считают невозможным решить проблему без взятки. 40 % респондентов воздержались от оценок.
Рис. 2. Мнение респондентов о возможности решить проблему, не прибегая к коррупционным действиям
Так как борьба с коррупцией долгий и сложный процесс, текущее состояние следует также отслеживать и в динамике по сравнению с предыдущими годами. Оценка респондентов показала, что на всех уровнях управления отмечается снижение коррупции.
В сравнении с 2020 годом в регионе в целом уровень коррупции, по мнению респондентов, стал меньше.
Рис. 3. Изменение уровня коррупции н разных уровнях власти, по мнению жителей, % от числа ответивших
16,3 % опрошенных ничего не слышали о мерах, предпринимаемых властями для борьбы с коррупцией. Слабую осведомленность продемонстрировали 48,8 % опрошенных. 23,5 % респондентов знают о предпринимаемых мерах, но не следят специально. Постоянно следят 6,5 %. 5 % опрошенных затруднились ответить.
Рис. 4. Осведомленность граждан об антикоррупционных действиях властей
При этом большинство (41,1 %) отмечает малое количество действий антикоррупционной направленности, предпринимаемых органами государственной власти Камчатского края. 5,8 % уверены, что ничего не делается. 2,1 % затруднились оценить эффективность антикоррупционной деятельности. Положительно оценивают действия властей 51,1 %, из них 33,7 % думают, что делается много, и 17,4 % что все возможное.
Рис. 5. Мнение об объеме антикоррупционных действий органов государственной власти Камчатского края
Согласно опросу, 13,8 % жителей считает, что руководство Камчатского края хочет и может эффективно бороться с коррупцией. 50,8 % думает, что руководство хочет, но не может эффективно бороться с коррупцией, а 19,3 % — что борьба возможна, но не желаема руководством. Не верят в желание и возможности борьбы властей с коррупцией 13,3 %, 3 % затруднились ответить.
Рис. 6. Мнение о желании и возможностях руководства Камчатского края в борьбе с коррупцией
Полученные результаты говорят в целом о позитивном оценивании общей ситуации в борьбе с коррупцией жителями региона.
Тем не менее, итоги исследования показали необходимость принятия в крае дополнительных мер по информированию населения о проводимой органами власти работе по борьбе с коррупцией.
В данном направлении стоит усилить работу со средствами информации, ориентированными на молодежь. Просвещение молодежи в вопросах коррупции позволит в долгосрочной перспективе сформировать правильное отношение общества к данному явлению, а также заложить основу гражданской ответственности.
Еще одной важной антикоррупционной кадровой технологией является ротация гражданских служащих. Ротация на государственной службе представляет собой плановое служебное перемещение или значительные перемены в должностных обязанностях гражданского служащего. Такие изменения благотворно влияют на повышение мотивации служащих, что необходимо в ситуации долгого пребывания человека на одной должности, ведущего к снижению качества его работы из-за выгорания. Так, гражданский служащий начинает принимать как должное недостатки в системе работы, у него пропадает мотивация к саморазвитию, к совершенствованию методов своей работы. Ротация в данном случае дает возможность посмотреть на свою работу свежим взглядом, оценить перспективы роста на занимаемой должности и потенциал реализуемых проектов, научиться адаптироваться к меняющимся условиям. Именно поэтому изучение вопроса ротации гражданских служащих становится сегодня достаточно актуальным и требует более глубокого исследования как положительных сторон, так и недостатков названного процесса.
В соответствии с Законом Камчатского края от 20 ноября 2013 года № 343 «О государственной гражданской службе Камчатского края» [2] ротация гражданских служащих в крае производится с целью повышения качества работы служащих и борьбы с коррупцией посредством смены должности служащего в рамках одного ИОГВ или с переводом в другой. При этом список должностей, попадающих под ротацию, а также порядок ее осуществления, в крае устанавливаются в соответствии с постановлением Губернатора. Однако при переводе гражданского служащего из одного государственного органа в другой производится только после согласования с руководством каждого из задействованных органов.
Расширение использование механизма ротации гражданских служащих на сегодняшний день является одной из основных задач, стоящих перед руководством любого региона.
Так в ИОГВ Камчатского края в настоящее время использование данной антикоррупционной кадровой технологии не применяется .
Данная технология описана в статье 42 Закона Камчатского края от 20 ноября 2013 года № 343 «О государственной гражданской службе Камчатского края» [2], но на практике не нашла своего применения, о чем свидетельствуют данные, подготовленные из сводных отчетов Главного управления государственной службы Администрации Губернатора Камчатского края, и отраженные в таблице 1.
Таблица 1
Заключение служебных контрактов по результатам отбора в 2021 году
Должности государственной службы |
Число лиц, назначенных на должности гражданской службы |
||||||
Всего |
из них |
||||||
по результатам конкурса на замещение вакантной должности |
из кадрового резерва государственного органа (субъекта РФ) |
без проведения конкурса в случае назначения на должность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну |
при заключении срочного служебного контракта |
||||
на период отсутствия гражданского служащего |
в порядке ротации |
лица, назначенные на должности государственной службы категории «руководители», «помощники (советники)» |
|||||
Всего |
133 |
69 |
30 |
12 |
20 |
0 |
2 |
Источник: [составлено автором на основании сводного отчета мониторинга эффективности кадровой работы в ИОГВ Камчатского края за 2021 год Главного управления государственной службы Администрации Губернатора Камчатского края]
Для повышения эффективности краевой государственной службы и противодействия коррупции применяется механизм ротации, целью которого является назначение гражданских служащих на иные должности краевой государственной службы в том же или другом ИОГВ Камчатского края.
Ввиду высокой значимости применения на практике данной антикоррупционной кадровой технологии необходимо принятие региональных нормативных правовых актов, создание методологической базы, а также предусмотреть обязательную финансовую составляющую для внедрения механизма ротации в ИОГВ Камчатского края.
Для устранения выявленных проблем в сфере коррупции на пути внедрения института ротации в системе государственной службы необходимо, как представляется, принятие ряда мер.
Первостепенным мероприятием является расширение перечня должностей на законодательном уровне, по которым предусматривается ротация. Так как действующее законодательство предусматривает проведение ротации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, но не обязывает её проведение ротации в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти.
Представляется целесообразным проведение ротации служащих, относящихся не только к одной категории и группе должностей в соответствии, но и находящихся в пределах однотипных профессионально-квалификационных групп должностей, имеющих примерно одинаковое функциональное содержание выполняемых служебных обязанностей.
Важно расширить перечень должностей, по которым предусматривается ротация, включив в него должности в центральных аппаратах исполнительных и иных органов государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Необходимо расширить использование механизма ротации государственных служащих, основанного на анализе таких факторов как: функциональные обязанности ротируемых государственных служащих, территориальное перемещение в порядке ротации указанных лиц в целях недопущения формального подхода к проведению ротации, выраженного в фактическом сохранении должностных обязанностей ротируемых государственных служащих, предусматривающем взаимодействие с тем же кругом лиц, а также возможность прямого влияния на осуществление полномочий, которые они исполняли по ранее замещаемым должностям.
Процесс ротации необходимо увязать с вопросами профессионального развития государственных служащих, осуществляемого в течение всего периода прохождения службы, в целом, и их дополнительного профессионального образования, в частности.
Необходимо обеспечить совершенствование финансовых составляющих механизма ротации государственных служащих с учетом не только реальных потребностей в компенсации расходов на переезд и обустройство ротируемых сотрудников, но и дополнительных мер стимулирующего и поддерживающего характера, связанных с адаптацией государственных служащих и членов их семей на новом месте службы.
Считаем необходимым разработать и утвердить типовое Положение о ротации государственных служащих исполнительных органах государственной власти, в котором важно раскрыть нормативно-правовые основы, организационные процедуры, порядок подготовки и осуществления ротации государственных служащих, замещающих должности «руководителей», по которым предусматривается ротация.
Реализация данных предложений будет способствовать, на наш взгляд, повышению эффективности организации и проведения ротации государственных служащих в исполнительных органах государственной власти Камчатского края.
Литература:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2004/07/31/gossluzhba-dok.html (дата обращения: 23.05.2021).
- Закон Камчатского края от 20.11.2013 № 343 «О государственной гражданской службе Камчатского края»я