В статье автор обозначил некоторые актуальные правовые проблемы института ротации на государственной службе в Российской Федерации.
Ключевые слова: государственная служба, полномочия субъектов Российской Федерации, ротация.
Правовое регулирование ротации на государственной службе в современной России ознаменовалось принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе». Данным нормативным правовым актом Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» был дополнен статьей 60.1, посвященной данному институту.
Целью ротации в ч. 1 ст. 60.1 Федерального закона от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» провозглашается повышение эффективности гражданской службы. Как поясняют в юридической литературе, указанная задача достигается за счет расширения профессионального кругозора государственного служащего и предотвращения превращения его деятельности в рутину 2.
Второй важнейшей задачей механизма ротации государственных служащих заключается в том, что относительно короткий период пребывания на конкретной «уязвимой» должности служит препятствием для выстраивания коррупционных связей с коллегами и частными лицами и организациями.
В настоящее время институт ротации государственных гражданских служащих не лишен проблемных аспектов. Например, некоторые исследователи отмечают, что ротация некий антикоррупционный механизм, исключает возможность одновременного применения другого антикоррупционного механизма — конкурса на замещение должности государственной службы 3.
Исходя из подп. 3 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», конкурс на замещение должности государственной службы не проводится при заключении срочного служебного контракта. В соответствии с подп. 1 и подп. 7.1 ч. 4 ст. 25 указанного закона срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» и замещения должности гражданской службы в порядке ротации.
Во-многом, критика положений пп. 1 ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» связана с неопределенностью соответствующей нормы, которая может быть устранена путем законодательного установления критериев допустимости заключения срочного служебного контракта с гражданским служащим категории «руководители», то непроведение конкурса для замещения должности, по которой осуществляется ротация, во многом продиктовано самим существом института ротации 1. В случае регулярного проведения конкурса для замещения соответствующих должностей нарушается принцип стабильности государственной гражданской службы, закрепленного в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», так как государственные служащие, занимающие аналогичные должности и не прошедшие по результат конкурса на вакантную должность, будут уволены с государственной службы после истечения срока действиях служебного контракта.
Согласно п. 10 ст. 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация, и план проведения ротации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Подобное законодательное регулирование оставляет достаточный простор для реализации правотворческих полномочий субъектов Российской Федерации, которым не все из них спешат воспользоваться.
На наш взгляд, свобода усмотрения субъекта Российской Федерации при определении соответствующих перечней ограничена только принципом равного доступа к государственной службе и равных условий ее прохождения, из которого вытекает недопустимость произвольного включения в данные перечни одних должностей и оставления за их рамками других.
Из федерального законодательства не вытекают также и требования относительно того, какими органами государственной власти субъекта Российской Федерации должны устанавливаться перечни должностей, по которым осуществляется ротации государственных служащих, и планы ее проведения. Отсутствуют основания и для запрета возложения региональным законодательством соответствующих полномочий на иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, помимо исполнительных.
Литература:
- Башуров, В. Б. Назначение на должность государственной гражданской службы Российской Федерации: проблемы правового регулирования / В. Б. Башуров. // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 7. — С. 55–59.
- Комахин, Б. Н. Ротация государственных служащих как одна из форм предупреждения коррупции / Б. Н. Комахин. // Административное право и процесс. — 2018. — № 5. — С. 50–55.
- Мурашкина, А. С. Ротация государственных гражданских служащих как один из способов противодействия коррупции / А. С. Мурашкина. // Российский следователь. — 2018. — № 6. — С. 63–67.