Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации
Авторы: Куртукова Ольга Валерьевна, Яковченко Юлия Владимировна, Иванова Тамара Александровна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2020)
Дата публикации: 24.12.2019
Статья просмотрена: 77 раз
Библиографическое описание:
Куртукова, О. В. Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации / О. В. Куртукова, Ю. В. Яковченко, Т. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15541/ (дата обращения: 24.11.2024).
Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Конкурса с 2017 года, определены трудности педагогов и учащихся, требующие координированной работы. Так же предложены ряд особенностей проектной деятельности, на которые следует опираться при создании мотивации к разработке проектов у школьников и для корректировки сложившейся ситуации в общем.
Ключевые слова: проект, итоговый проект.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, предъявив требования к образовательным результатам учащихся и обязательной подготовке и защите итогового проекта (учебного исследования) на выходе, направил образовательные организации на поиск возможностей организовывать разные виды и формы работы с детьми, которые способствовали бы успешному достижению поставленных целей [1]. Движимые идеей разрешения сложившихся проблем в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в каждой школе, обретя соратников и единомышленников в лице друг друга, группа педагогов школ № 4 и № 112 города Новокузнецка пришла к идее организации в 2016 году Конференции (с 2018 года — Конкурса) проектно-исследовательских работ, получившего название «От идеи к действию».
В ходе совместных встреч в 2016–2017 учебном году проходил обмен опытом и наработками в области организации и руководства проектными работами в школе. В ходе анализа имеющейся практики были выявлены основные сложности: отсутствие у детей (85 %) и руководителей (72 %) понимания сущности самого процесса проектирования и четкого разграничения дефиниций «проект — исследование — исследовательский проект», зачастую «продукты проектной деятельности» не были отражены в работах, таким образом, была утеряна сама деятельностная основа проекта. В работах чаще всего просматривалась методология школьного исследования, которая не применима к проектам.
Проведя диагностику ситуации, было разработано Положение Конференции с подробными методическими приложениями, позволяющими снять трудности педагогам и детям-участникам мероприятия.
Проведенная в 2017 году на базе двух образовательных организаций 1 межрайонная Конференция проектно-исследовательских работ учащихся «От идеи к действию» имела своей целью организацию интеллектуально-творческого общения учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью, с одной стороны, и выявление проблемного поля учителей и детей, затруднений в педагогической практике с перспективой совместного решения средствами образовательных организаций города в 2017–2018 учебном году, с другой. На первой Конференции было представлено 7 секций. 65 обучающихся 5–11 классов из 5 учреждений города (школы № 4, 112, 8, 101, гимназия № 17) защищали индивидуальные и групповые проектно-исследовательские работы в различных областях науки, техники и творчества. Результаты анкетирования участников конференции показали следующее: среди мотивов, которые определяли деятельность детей, отметим: интерес и любознательность у части ребят (71,72 %), с одной стороны, и необходимость участия в этой деятельности по требованию школы, с другой (21,14 %), также 7,14 % не могут пояснить причину выполнения работы вообще. Значимость данной деятельности по итогам выполнения работы учащиеся определяют для себя следующим образом: расширение предметных знаний — 57, 14 %, презентация своей деятельности — 14,28 %, получение нового опыта в других сферах и расширение кругозора — по 7, 14 % соответственно.
Анализируя сложности, которые ребята испытывали в ходе работы, можно назвать следующие (от более к менее сложному): 1) работа с информационными источниками (поиск информации, выделение нужной информации из разнообразия имеющейся, работа с документацией); 2) оформление паспорта проекта, как способа реализации проекта; 3) определение продукта, выполнение самого продукта; 4) использование методов сбора информации; 5) создание презентации, разработка буклета и иное; 5) составление выступления. Как видим, проблемное поле ребят включает оценочный инструментарий проектной деятельности.
В 2018 году в работе 10 секций приняло участие 106 обучающихся 5–11 классов из 6 учреждений города: школы № 4, 101, 112, гимназии № 44, 59, лицея № 111. По итогам опроса в 2018 году мы видим, что потребность и понимание участия в этом виде деятельности у ребят имеются, но основные затруднения связаны с отсутствием четкого понимания сущности проектной деятельности, развитых познавательных и регулятивных УУД, остались.
Наш опыт показал, необходимо разделить проблемы педагогов и учащихся при создании проекта или исследования. Основная роль учителя — направить ученика на поиск проблемного вопроса, научить формулировать проблему, помочь освоить технологию проектирования. Но когда у педагога нет четкого определения разницы между проектом и исследовательской работой, нет желания заполнять свои «пробелы», именно тогда на секциях представлены работы детей, не соответствующие требованиям, предъявленным к выполнению данных видов работ.
Понимая необходимость повышения квалификации педагогов в этом направлении, нами были предприняты следующие меры: 1) в завершении работы Конференции (Конкурса) был проведен ежегодный круглый стол для учителей, руководителей работами учащихся по теме «Проблемное поле проектных работ школьников»; 2) формальное образование педагогов по совершенствованию компетенций в области организации проектно-исследовательской деятельности учащихся «Организация проектной деятельности в основной школе» на базе МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г.Новокузнецка в 2018–2019 учебном году; 3) неформальное повышение квалификации через разные формы работы с учителями на базе МБОУ «СОШ № 4»: методические, рефлексивные, практико-ориентированные семинары, мастер-классы; обобщение опыта на августовских мероприятиях и Днях науки.
В 2019 году в Конкурсе проектно-исследовательских работ «От идеи к действию» приняло участие 105 обучающихся 5–11 классов из 10 общеобразовательных учреждений города Новокузнецка: МБОУ «СОШ № 4», МБ НОУ «Лицей № 111», МБОУ «СОШ № 101», МБОУ «СОШ № 97», МБОУ «СОШ № 91», МБОУ «СОШ № 13», МБНОУ «Гимназия № 44», МБНОУ «Гимназия № 59», МКОУ «Детский дом-школа № 95», МАОУ «СОШ № 112 с УИИ» и МБОУ «Гимназия № 1» (г. Белово). Среди участников — учащиеся учреждений дополнительного образования: МБОУ ДО ГДД (Ю)Т им. Н. К. Крупской, МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченска, МБУ ДО ДЮЦ «Созвездие» г. Таштагол.
Результаты анкетирования требуют осмысления: проектная деятельность, изначально интересная детям, теряет позиции. Мы наблюдаем тенденцию, что к 9 классу учащиеся, понимая технологию выполнения проектов, начинают выполнять их формально, без интереса. Данная ситуация требует действий от администрации школ в решении вопроса организации руководства проектной деятельностью в разнообразных формах.
В ближайшей перспективе в целях реализации творческого потенциала старшеклассников, а так же формирования метапредметных УУД, считаем необходимым наладить сетевое взаимодействие средней школы с учреждениями СПО и дополнительного образования, привлечь преподавателей высшей категории, использовать имеющиеся оборудованные площадки для проектных мастерских, что, безусловно, поможет организовать проектную деятельность более эффективно.
Так же для корректировки сложившейся ситуации необходимо учитывать ряд спецификаций проектной деятельности, на которые целесообразно опираться при создании мотивации к разработке проектов у школьников.
Проектная деятельность в современной школе это не просто метод или обучающая технология, это, прежде всего, возможность личностного роста для ученика, возможность связать жизнь с учебной программой, свои интересы с курсом учебных дисциплин. Согласно трудам психологов, методистов, педагогов, проектная деятельность сродни творческой, что обуславливает такие ее особенности как ориентированность на внутренние потребности ребенка, его увлечения и склонности. Именно эта черта позволяет проявиться творческому потенциалу учеников, создать у них положительную мотивацию к освоению новых знаний и нового опыта.
Вторая черта — практикоориентированность, что особенно важно, ведь для многих ребят конкретный результат деятельности является главным показателем успешности. Проектная работа в данном случае рассматривается как получение применимого на практике результата, который может быть использован для решения жизненных или учебных задач. Как отмечает О. И. Нагель: «Проект (в общей формулировке) — реалистический замысел желаемого результата, который в дальнейшем реализуется». Особенно значима данная составляющая для учеников начальной школы, которые с радостью делаться удачными поделками, моделями, макетами на конкурсах проектных работ. Кроме того, ситуация, когда ребенок, не важно в каком возрасте, получает в результате какой-либо проектный продукт, который может быть успешно применен его одноклассниками, друзьями, семьей окрыляет его, поднимает самооценку, делает его деятельность нужной и актуальной, что положительно сказывается на общем стремлении к освоению новых знаний и учебных горизонтов.
Третьей чертой проектной деятельности учащихся можно назвать связь с жизнью. Данная особенность логически связана с результатами проектной деятельности, которые должны быть применимы в жизни. Благодаря проекту ребенок видит, что совокупность знаний, полученных им в школе не какая-то абстрактная система парадигм, а вполне применимые к действительности законы и правила. Проект учит оперировать терминами и научной информацией применимо к личным интересам ребенка. Примером такой работы может стать проект ученицы 8 класса по мультипликации. Девочка на протяжении 5 лет увлекалась рисованием мультипликационных зарисовок в различных программах, однако ее умения и знания в школе не были востребованы. Многие одноклассники даже не знали, что с ними рядом учится талантливый начинающий мультипликатор. Благодаря написанию проектной работы по теме «Компьютерная мультипликация: опыт создания мультфильма», ученица смогла не только познакомить ребят со своим творчеством, но и заинтересовать мультипликацией многих сверстников, которые с удовольствием изъявили желание попасть на мастер-класс. Таким образом, проявилось личное творчество ребенка, возник интерес продолжать заниматься мультипликацией, открытием стало то, что это крайне востребованная область среди учащихся школы. Кроме того для написания проекта пришлось не просто научится красиво рисовать, но и переводить свои работы на язык информатики, используя так же термины из области искусства: композиция, колорит и др. При этом необходимо отметить, что Даша — так зовут автора этого проекта — далеко не отличница и часто испытывает трудности с учебой по геометрии или английскому языку. Но благодаря работе над своей темой она, как сама говорит, нашла в себе силы преодолеть нелюбовь к иностранному языку и разобраться в грамматике, ведь большинство программ, которые она использует, обладают англоязычным интерфейсом. Как мы видим, проект в данном случае явился не только интересным полем расширения таких предметов как изо, информатика, но и толчком для решения проблем по другим предметам.
Вместе с положительными чертами воздействия проектной деятельности на личность ребенка, нельзя не отметить сложности оценки такой работы. Поскольку проект можно рассматривать как творческий, субъективный замысел личности, критерии оценки такой деятельности должны быть максимально гибкими, применимыми как для проектов, связанных, скажем, с искусством, так и для проектов по техническим или математическим дисциплинам. Именно такой набор средств мы постарались отразить в оценочных листах на конкурсе проектных работ 2019 года «От идеи к действию». К сложившимся и традиционным критериям относятся: 1) умение обосновать необходимость разработки темы проектной работы — выделить решаемую проблему; 2) оригинальность и новизна работы, которая может быть выражена не только в представленной проблеме, но и в новых способах решения традиционных задач; 3) умение грамотно сформулировать цели и задачи работы, а так же найти оптимальные способы реализации поставленной цели с использованием проектного метода; 4) умение оценить свою работу, не только с точки зрения полученного результата, но и с позиций успешности всего процесса проектной деятельности (кроме того при групповых проектах важно, чтобы каждый участник команды осознавал свой вклад в общее дело), 5) умение презентовать проектную работу, которое включает в себя не только грамотную выразительную речь, умение выбрать главное в проекте, умение пользоваться наглядными средствами и отвечать на вопросы, но и умение доказать эффективность и нужность выбранного проекта.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что наряду с развитием учебных умений, знаний, навыков проект позволяет формировать мировоззрение учащихся, расширять круг интересов ребенка, совершенствовать личностные качества и метапредметные результаты. К важнейшим достижениям работы над проектной задачей можно отнести:
1) стремление к увлекательной деятельности, потребность в ней,
2) творческая активность, потребность в творчестве, самовыражении,
3) способность видеть и решать проблемы,
4) навык поисковой деятельности,
5) дивергентное мышление,
6) конвергентное (аналитическое) мышление,
7) критическое мышление и способность к нормативной, аргументированной оценке,
8) рефлексивная способность,
9) способность к планированию деятельности, самоорганизации,
10) способность соотносить затраты с предполагаемым результатом.
При грамотном умелом руководстве проектной работой она становится прекрасным средством мотивации для учащихся, повышает интерес не только к школьным предметам, но и к познавательной деятельности в целом, учит самостоятельности, активности, нестандартности и креативности в подходе к решению актуальных жизненных и учебных задач. Именно поэтому актуальность конкурса проектных работ «От идеи к действию» не вызывает сомнений, выявленные трудности и сложности требуют координированной работы не только организаторов конкурса, но и в целом педагогического сообщества нашего города. Организация такого сетевого взаимодействия, на наш взгляд, является прекрасной перспективой развития конкурса в будущем.
Литература:
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/543. — Загл. с экрана.
Ключевые слова
проект, итоговый проектПохожие статьи
Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании
В статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организац...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)
В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...
Методический конструктор по обучению проектной деятельности «От идеи к действию»: концепция педагогического проекта
В статье описана концепция педагогического проекта коллектива- разработчиков методического конструктора «От идеи к действию» по организации проектного обучения обучающихся. Авторы описывают теоретические основы разработки проекта, его актуальность и ...
Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы
В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...
Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК
В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...
Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности
В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...
К вопросу непрерывных улучшений при организации подготовки к участию в конкурсе лучших научных работ курсантов военных вузов
В статье представлен фрагментарный практический опыт при организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, представлены апробированные организац...
Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте
В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...
Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...
Похожие статьи
Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании
В статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организац...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)
В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...
Методический конструктор по обучению проектной деятельности «От идеи к действию»: концепция педагогического проекта
В статье описана концепция педагогического проекта коллектива- разработчиков методического конструктора «От идеи к действию» по организации проектного обучения обучающихся. Авторы описывают теоретические основы разработки проекта, его актуальность и ...
Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы
В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...
Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК
В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...
Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности
В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...
К вопросу непрерывных улучшений при организации подготовки к участию в конкурсе лучших научных работ курсантов военных вузов
В статье представлен фрагментарный практический опыт при организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, представлены апробированные организац...
Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте
В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...
Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...