Проектная технология как средство повышения качества образования школьников
Авторы: Семенюк Наталья Вячеславовна, Романова Наталья Юрьевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 03.03.2014
Статья просмотрена: 2856 раз
Библиографическое описание:
Семенюк, Н. В. Проектная технология как средство повышения качества образования школьников / Н. В. Семенюк, Н. Ю. Романова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5130/ (дата обращения: 16.12.2024).
Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Достижением данной цели в процессе обучения, может служить проектное обучение, побуждающее учащихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода, к целеполаганию, к самообразованию и самоорганизации, к синтезированию и обобщению информации из разных источников, умения делать выбор и принимать решения. С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по разным предметам, выполнять социальные заказы общества.
Работа над исследовательским проектом позволит учащимся получить практический опыт в планировании, формулировании научной проблемы, гипотезы, разработке эксперимента, сбора и обработки данных, презентации полученных результатов, что несомненно понадобиться им в продолжении образования и процессе профессиональной деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — это основной тезис современного понимания метода проектов.
Преимущество метода проектов в том, что он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, позволяет приобретать опыт социального взаимодействия. Такая активная форма деятельности позволяет ученику, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приращении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками. При использовании исследований учащимися расширяется их кругозор, развиваются творческие способности, а также происходит активное включение в процесс самореализации и саморазвития.
В ноябре 2010 года психологом нашей школы была проведена диагностика познавательной активности в учебной деятельности учащихся 7–11 классов. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения, основанный на опроснике Ч. Д. Спилбергера. Анализ полученных данных показал:
- Высокая познавательная активность 19 %
- Средняя познавательная активность 56 %
- Низкая познавательная активность 25 %
Следует обратить внимание, что при качестве знаний по итогам 1 четверти 33,37 %, высокую познавательную активность имели лишь 19 % учащихся, из чего можно было сделать вывод, что даже хорошисты и отличники имели средний уровень познавательной активности, они действительно не мотивированы к самостоятельному получению учебной информации.
Так же было проведено анкетирование педагогов на предмет использования проектной деятельности на уроках.
На вопрос «Как часто Вы применяете приемы и методы проектной деятельности в своей педагогической практике?» из 25 опрошенных учителей дали следующие ответы:
Всегда — 7 %
Часто — 24 %
Иногда — 29 %
Никогда — 40 %
Исходя из вышеизложенного, в школе назрела необходимость показать педагогам потребность в применении приемов и методов проектной деятельности на уроках. Тогда педагоги смогут построить образовательный процесс, воздействуя на повышение познавательной активности детей, что в конечном итоге приведет к развитию у учащихся ключевых компетенций.
В нашей школе разработано Положение о научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, рекомендации по подготовке презентации проекта, критерии оценки качества проектных работ.
Проекты учащихся разнообразны по форме и содержанию, по представленному конечному «продукту». Это групповые и индивидуальные работы, интегрированные и моно проекты. Разрабатывается план действий по реализации идей проекта. На этом этапе важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему информации. Количество подсказок учителя должно быть адекватно возрастным и психологическим особенностям каждого ребенка. Дополнительное образование, в рамках которого осуществляется работа над проектом, позволяет учителю лучше узнать индивидуальные особенности его подопечного и обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.
Одной из важнейших задач, которые решает проектная технология обучения, является задача формирования умений и навыков отбора необходимой информации. «Умный говорит не все что знает, а думает, что говорит» — этот тезис учит детей отбирать в информации важное, значимое, отбрасывая не относящееся к делу.
Творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, создание наглядности, иллюстративного материала — весь этот процесс в итоге приводит к созданию конечного продукта.
Сравнительная таблица подготовки докладов и рефератов в традиционном и проектном обучении.
Параметры |
Традиционное обучение |
Проектное обучение |
1. Целевая установка у учащихся. |
Получить хорошую отметку. |
Проявить свои способности, сделать важное дело. |
2. Организационные формы работы. |
Индивидуальная. |
Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы. |
3. Источники информации. |
Как правило, один, два источника. |
Различные источники из разных областей знания. |
4. Предметная область. |
Один учебный предмет. |
Несколько предметов. |
5. Характер работы по содержанию. |
Реферат |
Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования. |
6. Презентация или зашита работы. |
Не обязательна. |
Обязательна. |
Проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.
Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, во внеклассной работе, в рамках научно-практической конференции. Подготовка к презентации — процесс творческий. Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать ее достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования конечного продукта. Немало важную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.
Огромный интерес учащихся вызывает параллельная защита двух проектов по близкой тематике. Тогда участники проектов становятся оппонентами друг друга, и защита проектов организуется в виде дискуссии или дебатов.
К презентации учитель, являющийся куратором проекта, готовит рецензию на выполненную работу и представляет ее Научно-методическому совету школы. Научно-методический совет оценивает проекты с позиций разработанных в школе «Критериев оценки проектных работ учащихся». Становится традицией проведение апрельской научно-практической конференции школьников, проходящей в виде презентации лучших проектов, созданных в течение учебного года. Процесс вовлечения учащихся средней и старшей школы в научно-исследовательскую и проектную деятельность набирает силу. В 2010–2011 учебном году на апрельской научно-практической конференции было представлено 5 проектных работ, а в 2011–2012 году — 10 проектов. В 2012–2013 году предполагается презентация более 15 проектов. Все представленные на конференцию проекты разбиваются на возрастные группы и номинации в зависимости от темы проекта и формы готового продукта (брошюра, вебстраничка, видеофильм, театрализованное представление и пр.). По результатам конференции в каждой номинации определяются победители и лауреаты. Лучшие работы представляют на городские конкурсы.
Опыт работы школы по внедрению проектной технологии показывает, что эта технология востребована как педагогами, так и учениками. Классно-урочная система загоняет учителя и ученика в жесткие рамки программ, учебников, образовательных стандартов. Проектная же технология наоборот создает простор для инициативы и творчества и направлена на формирование креативных черт личности всех участников образовательного процесса.
Исследования школьного психолога подтверждают, что учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, развиваются быстрее своих сверстников. Им легче осваивать содержание учебных предметов, они умеют анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Проектная деятельность обеспечивает мотивацию, и тем самым влияет на эффективное психическое и эмоциональное развитие обучающихся. Использование проектной технологии позволяет создать атмосферу успеха, комфортные условия для творческой работы, ощутить результативность собственного труда.
Мониторинг успеваемости учащихся 8–11 классов за 2 года обучения показывает рост качества знаний по математике, биологии и физике.
Учащиеся нашей школы принимают активное участие в научно-практических конференциях при МАН ЮИ, при КарГУ им. Е. А. Букетова, при КарГТУ, получают грамоты и дипломы.
Литература:
1. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52–55
2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41–45
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под редакцией Е. С. Полат-М.:2000