Эффективные технологии стимулирования активности педагогов как средство воспитания | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 29.04.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Ульянова, Л. А. Эффективные технологии стимулирования активности педагогов как средство воспитания / Л. А. Ульянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9184/ (дата обращения: 16.11.2024).



Чтобы сварить вкусную кашу, нужен один рецепт и 99 секретов. Перефразировав, можно сказать так: чтобы создать коллектив, нужно собрать людей в одном месте, но чтобы он стал эффективным — у каждого руководителя есть свои управленческие секреты.

Размышляя над вопросом стимулирования активности педагогического коллектива, я задумалась о том, что каждый педагог уникален, со своим опытом, методическим репертуаром, личностными качествами, ценностями и смыслами. Как в условиях коллектива увидеть каждого и объединить для решения общих задач?

Миссия выполнима! Но потребуется время, силы и ресурсы. Зато будет интересно!

Для формулирования общего видения команды я задала вопрос педагогам: каким вы хотите видеть наш коллектив в будущем? Попробуем вместе с вами ответить на этот вопрос? Составим облако слов.

C:\Users\User\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\дружныйорг38.jpeg

Заметили, что в основном отмечены качества, не связанные с профессиональными навыками? Названы черты, которые воспитываются в сотрудничестве и необходимы для слаженной работы. Для этого в коллективе нужна особая рабочая среда — среда развития. Я поделюсь некоторыми секретами ее создания.

Секрет 1. «Выходи к детям»

Изучая инновации, я выхожу на группу и организую работу с детьми, воспитатель при этом участвует в роли ребенка, наблюдателя или помощника. Такой партнер-класс помогает показать в действии суть приема или технологии, как откликаются дети и, что это совсем не трудно. Педагоги понимают, что я тоже освоила инновацию и ко мне можно обратиться с любым вопросом на этапе внедрения. Так, мы освоили и применяем модели гибкого планирования: хочу все знать, модель 7 вопросов, событийный календарь и другие.

Секрет 2. «В гостях у педагога»

В работе с воспитателями существует такая проблема, как страх контроля, открытых показов. Многие педагоги панически боятся, что будет учинен суд и самосуд — самоанализ. Я перевернула взгляд на эту проблему и внедрила Гостевой обмен опытом. Его придумал Е. Шулешко, автор социоигровой педагогики. Слово «гостевой» говорит само за себя: гость уважает хозяина, хозяин — гостя. Такое взаимное уважение позволяет открыто высказываться.

В чем же отличие ГООП от традиционного открытого занятия, где коллектив оценивает работу коллеги? В эмоциональном фоне, смене ролей (воспитатель — хозяйка, наблюдающие — гости) и настройке не на поиск недостатков, а на наблюдении за детьми. Гостевой обмен опытом — это общение без судей!

Для наблюдения за детьми я разрабатываю карты гостя, в которых прописываю роли, чтобы сместить акцент внимания педагогов-гостей на детей, и задаю вопросы, например, обратите внимание, сотрудничают ли дети друг с другом, высказывают ли свое мнение, испытывают ли успех?

Во время обсуждения хозяйка задает тон разговора, не ждет оценки своей деятельности со стороны и свободно высказывает свое мнение. Обсуждение получается живым, не казенным.

Благодаря гостевому обмену воспитатели становятся увереннее в своей профессиональной грамотности, готовы к открытому взаимодействия, обмену опытом, сотрудничеству. Так мы презентовали свою развивающую среду, делились опытом применения технологий по формированию предпосылок естественно-научной грамотности.

Секрет 3. «Глаз видеокамеры»

Несмотря на большую работу с педагогами по формированию навыков профессиональной рефлексии, эта проблема еще остается актуальной. Ведь для этого нужно себя увидеть со стороны. Где найти решение? Мне на помощь пришла видеокамера. Видеозапись работы педагога — это возможность увидеть педагогу все мелочи и недостатки, которые мешают его росту и не заметны в реальном общении. Камера не обманывает! Такой метод работы воспитывает толерантность к критике, мотивирует на самообразование и саморазвитие.

Секрет 4. «Береги здоровье педагога»

Использование неформальных и здоровьесберегающих приемов методической работы помогает создавать позитивный настрой на работу и сглаживает конфликтные ситуации.

Например, я организовываю кофе-тайм или перерывы со вкусом. На одном из них мы стали обсуждать проблему нехватки времени. Я предложила несколько приемов тайм-менеджмента. При этом не делался акцент на рабочем времени. Всем понравился прием «Антирасписание», когда сначала планируется отдых, а затем дела. В итоге встречи мы пришли к выводу, что время бесценно, и есть способы его организации, каждый педагог смог выбрать способ планирования, подходящий для себя.

Как расшевелить педагогов после рабочей смены, как снять усталость, если еще нужно идти на планерку или методический час? Использовать пиктограммы. Возьмите любую пиктограмму и придумайте, что она может обозначать. Первые пять названных обозначений можно смело отбросить, так как это стереотипы мышления. Картинку можно рассматривать с разных сторон. Время на размышление — 30 секунд.

Задаю вопросы: что может обозначать данная пиктограмма? Как изменилось ваше настроение?

После пиктограмм-загадок хочется работать и все воспринимается легко и с задором.

В стимулировании коллектива использую психологические игры. Пригласив воспитателей на психологическую игру «Лепешка», я предоставила возможность поговорить о наболевшем в тактичной форме. Предложила карточки с вопросами об отношении к воспитанникам, их родителям, коллегам и работе в целом, например, чему ты сегодня радовался? Чем тебя могут разозлить дети? Что тебя радует (обижает) в общении с коллегами? Испытываешь ли ты чувство страха на работе? Такие вопросы обычно руководитель не задает педагогам.

Очень трудно было начать откровенный разговор о своих проблемах в присутствии коллег. Примечательно, что педагоги-наблюдатели быстрее включились в общение и отметили эффект игры. Вот несколько высказываний воспитателей из листов обратной связи: «Игра «Лепешка» — способ выразить свои эмоции и мысли, свои переживания. Это способ раскрытия внутреннего мира. Я поняла, что с помощью игры можно не только выяснить отношения игроков к окружающим и себе, но и выразить свои эмоции и переживания. Я поняла, что совершенно не знаю своих коллег».

Такой разговор наедине со всеми дал пищу для размышлений о себе и тех, кто рядом. Такие разговоры подталкивают к искренности в общении.

В преддверии нового года мы организовываем пижамную вечеринку, где подводим итог уходящего года, выплакиваем отрицательные эмоции, заряжаемся смехом на новый год. Сбросить эмоциональный груз помогают веселые игры, песни, предсказания, психологические техники избавления от негативных эмоций и необычная форма одежды — уютная пижама. К этому мероприятию педагогам нужно подготовиться — сходить в магазин, выбрать пижаму и атрибуты, испечь печенье с предсказаниями. Уже сама подготовка настраивает на позитив и ожидание необычной встречи и релаксации.

Воспитатели очень нуждаются в таких теплых встречах, разговорах по душам. При этом они не превращаются в пустые разговоры, а придают осознанность и вовлеченность в общее дело, в котором видно каждого и каждый важен. В коллективе создается особая атмосфера мягкими и экологичными методами.

Секрет 5. «Увлекайся и увлекай»

Изучая управленческий опыт коллег в нашей стране, я познакомилась с Анастасией Тороповой из Краснодарского края, которая вовлекла меня в бук-кроссинг или обмен книгами, когда прочитанные интересные книги находят нового хозяина и далее передаются из рук в руки. Я подумала, а почему бы не организовать такое движение профессиональной литературы на уровне детского сада. Книги сейчас дорогие. Покупаем одну, а она путешествует от педагога к педагогу. А потом вместе обсуждаем, делимся интересными мыслями. Так мы прочитали Э.Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они слушали…», Е.Шулешко «Детская жизнь на пути согласия…», Р. Циммер «Компетентный малыш», В. Слуцкого «Элементарная педагогика» и другие. Но возникает проблема: каждый читает в своем темпе, иногда приходится долго ждать книгу. Поэтому нам пришла идея создать своеобразную корпоративную библиотеку из художественной и профессиональной литературы в онлайн-формате. Многие ценные и интересные книги можно найти в свободном доступе в интернете. На общий яндекс-диск каждый может самостоятельно загрузить или выбрать книгу для чтения.

Итак, каковы главные составляющие, стимулирующие активность педагогов?

Мотивация, выбор, цель, сотрудничество, поддержка — это составные части проявления инициативы и самостоятельности, а в конечном итоге проявления субъектности педагога. Важно ее поддерживать и, тем самым стимулировать активность каждого сотрудника и педагогического коллектива в целом.

Благодаря созданной в детском саду вот такой среде развития и воспитания педагогов мы вместе достигаем высоких результатов, которые мотивируют весь коллектив к новым достижениям.

Конечно, в развитии педагогического коллектива большую роль играет личность лидера, к которому идут с любым вопросом, с которым советуются, спорят и вместе находят истину. Я стараюсь быть таким лидером для своих педагогов, для своих садовниц. Так ласково я их называю.

Я вижу цель, ставлю ее перед коллективом, воодушевляю примером, направляю, вместе творю и зову за собой. И мои садовницы доверяются мне, мы вместе идем в ногу со временем, бежим, обгоняя его.

Задать вопрос