Создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Пашкова, Е. В. Создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образования / Е. В. Пашкова, Н. В. Однолько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — URL: https://moluch.ru/archive/544/119080/ (дата обращения: 14.11.2024).



Введение

Создание положительного и гармоничного психологического климата в дошкольной группе — это одна из главных задач педагогов. Это не только способствует гармоничному развитию детей, но и формирует у них позитивное отношение к обучению и взаимодействию с окружающими.

Психологический климат способствует полноценному развитию детей, укореняет в них духовно-нравственные ценности и создает условия для приобщения к культурным традициям. В нашем дошкольном учреждении активно работает над этой целью, внедряя элементы казачьей культуры и народных традиций.

Значение психологического климата

Психологический климат — это совокупность эмоционального и социального фона, который складывается в группе. Он отражает атмосферу доверия, уважения и взаимопомощи. В дошкольном возрасте такой климат особенно важен, так как дети находятся в процессе формирования своей личности, социальных навыков и эмоциональной сферы.

Психологический климат группы влияет на эмоциональное состояние детей, их социальную адаптацию и образовательные достижения. Он включает в себя такие аспекты, как:

Эмоциональное благополучие : Дети должны чувствовать себя безопасно и комфортно в группе, что позволяет развивать уверенность в себе. Воспитатели должны активно работать над созданием комфортной эмоциональной среды, где каждый ребенок будет чувствовать себя безопасно и уверенно. Это возможно через положительные реакции, поддержку и внимание к каждому ребенку.

Социальные взаимодействия : Важно организовать взаимодействие между детьми, способствующее развитию дружеских отношений. Игры, совместные задачи и творческие проекты помогают детям научиться сотрудничать, делиться эмоциями и выстраивать отношения.

Принятие индивидуальности: Каждый ребенок уникален, и важно признавать и уважать его индивидуальные особенности. Воспитатели должны поощрять детей к самовыражению и поддерживать их уникальные интересы.

Участие родителей: Вовлеченность родителей в жизнь группы создает ощущение целостности и поддержки, что положительно отражается на детях. Проведение мастер-классов для родителей, где они могут научиться методам работы с детьми, включая развитие эмоционального интеллекта и навыков общения. Важным аспектом создания благоприятного психологического климата является сотрудничество с родителями. Взаимодействие с семьей, обмен информацией о достижениях и трудностях детей способствует укреплению доверия и понимания. Родители могут стать активными участниками образовательного процесса, что в свою очередь положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

Формирование благоприятного климата

1 . Создание атмосферы доверия и уважения

Педагоги активно работают над внедрением принципов уважения и доверия в коммуникацию с детьми. Это достигается через:

Открытые обсуждения с детьми о чувствах и эмоциях.

Использование вербальных и невербальных методов общения, которые помогают детям выражать свои мысли. Воспитатель играет ключевую роль в формировании психологического климата. Его отношение к детям, умение наладить контакт и создать доверительную атмосферу имеют огромное значение. Важно, чтобы воспитатель был не только педагогом, но и другом, которого дети могут увидеть как опору в трудной ситуации.

Создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образования является важной задачей, поскольку от него зависит развитие детей, их социализация и эмоциональное состояние. Активные формы взаимодействия через игры — это один из эффективных способов достичь этой цели. Применение игр и активных форм взаимодействия, способствующих сплочению группы. Игры не только развлекают, но и учат детей взаимодействовать друг с другом.

Игровая деятельность является отличным средством для снятия напряжения и создания дружеской атмосферы. Вот несколько идей, как можно использовать игры для формирования позитивного климата в группе:

Игры для создания психологического климата:

Игры на знакомство:

«Имя и жест»: Дети по очереди называют свои имена и показывают жест, который их характеризует. Остальные повторяют имя и жест. Это помогает узнать друг друга и работает на сплочение группы.

«Круг доверия»: Дети становятся в круг и по очереди рассказывают о чем-то хорошем, что произошло с ними.

Игры на командное взаимодействие:

«Переправа»: Дети делятся на команды и должны «переправить» свои «пассажиров» (мягкие мячики или игрушки) через «реку» (размеченную область). Для этого могут использоваться разные предметы как «мосты». Это развивает командный дух и сотрудничество.

«Постройка»: В группах дети строят конструкцию из кубиков, стараясь сделать это быстро и согласованно. Процесс работы над общей целью укрепляет взаимопонимание.

Ролевые игры:

«Семья»: Дети могут разыгрывать различные роли в «семейной» обстановке. Это способствует развитию эмоционального интеллекта и понимания ролей в группе.

«Магазин»: Дети могут играть роли покупателей и продавцов, что помогает развивать навыки общения и совместных действий.

Игры с физическим активом:

«Чей этот звук?»: Воспитатель использует разные музыкальные инструменты или природные звуки, а дети пытаются угадать, что это. Это развивает внимание и коммуникативные навыки.

«Эстафеты и соревнования»: Простые команды, например, «Передай мяч» или «Передай шары через туннель». Важно подчеркивать командное взаимодействие, а не соревновательный аспект.

Игры на развитие эмпатии:

«Что я чувствую?»: Дети могут изображать различные эмоции, а остальные должны угадать, какие это эмоции. Это помогает детям лучше понимать свои и чужие чувства.

«Дерево желаний»: На бумажных листочках дети пишут, что они хотят, чтобы случилось для них или для других. Затем можно обсудить эти желания, формируя чувство заботы друг о друге.

Включение активных форм взаимодействия в игры помогает создать атмосферу доверия и понимания в группе дошкольного образования. Важно, чтобы эти игры проводились регулярно, с акцентом на положительные взаимодействия, что в свою очередь поможет сформировать хороший психологический климат, способствующий всестороннему развитию детей.

Позитивная коммуникация: Воспитатели должны использовать позитивные высказывания и похвалу, чтобы укрепить уверенность детей в себе. Важно говорить детям о том, что они делают хорошо, а не только указывать на ошибки.

Создание ритуалов: Установление ежедневных ритуалов (например, утренние приветствия, прощальные ритуалы) помогает создавать предсказуемую и комфортную атмосферу для детей.

2. Интеграция культурных традиций

Воспитание уважения и любви к культуре своего народа — важный аспект нашей работы. Мы организуем:

Народные праздники: Проведение праздников как Масленица, Яблочный спас, которые наполняют жизнь детей событиями и эмоциями, способствуют культурному обогащению.

Фольклорные вечера: На таких мероприятиях мы знакомим детей с казачьей культурой, музыкой и танцами, что углубляет их понимание родных традиций.

Совместные занятия с родителями: Приглашаем родителей принять активное участие в праздниках, что укрепляет связь между домом и детским садом.

3. Вовлечение детей в творческие проекты

Творческое самовыражение детей также играет важную роль в создании положительного климата. Воспитатели предлагают детям участвовать в различных проектах:

Создание коллективных поделок: Это дает возможность детям чувствовать свою значимость и принадлежность к группе.

Игровые занятия с использованием народного фольклора: Дети учатся взаимодействовать друг с другом, создавая живую атмосферу дружбы и сотрудничества.

Заключение

Создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образования — это процесс, требующий внимания, терпения и творчества. От того, насколько комфортно и безопасно себя чувствуют дети, зависит не только их настоящее, но и будущее, ведь положительный опыт взаимодействия в детстве формирует основу для социальных и эмоциональных навыков на всю жизнь. Важность этой работы невозможно переоценить, поэтому воспитатели должны стремиться к созданию такой атмосферы, где каждый ребенок сможет проявить себя, развивать свои таланты и чувствовать себя частью дружной команды.

Нельзя забывать о необходимости постоянного саморазвития воспитателей. Профессиональные тренинги и семинары, направленные на изучение психологии детей и методов работы с ними, помогут воспитать уверенность и компетентность педагогов. Чем более подготовлен воспитатель, тем легче ему создать комфортную атмосферу в группе.

Также стоит обратить внимание на пространство, в котором находятся дети. Оформление группы, наличие игровых зон и уголков для уединения влияют на общее настроение и желание детей исследовать окружающий мир. Пространственная организация должна способствовать свободе выбора и самовыражению.

Таким образом, создание благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном контексте является многогранной задачей, требующей комплексного подхода. Успех в этой области способствует не только развитию детей, но и созданию устойчивых связей между всеми участниками образовательного процесса.

Воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей требует комплексного подхода. Создавая позитивный психологический климат в группе, мы не только способствуем успешному обучению, но и формируем у детей уважение к культуре, традициям и нравственным ценностям. Это дает возможность развивать личности детей в гармонии с окружающим миром и самим собой, что является основой их будущего.

Литература:

  1. Аралова М. А. «Справочник психолога ДОУ» ООО «ТЦ Сфера» 2007 г.
  2. Бережная М. С.журнал «Управление ДОУ» 2006 г.
  3. Лебедева В. А. Психология сегодня. Материалы Х регион., студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, / Отв. за выпуск В. А. Лебедева. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. — пед. ун-т», 2008. — 254 с.
  4. П. Маккена, Д. Мейстер, Первые среди равных: Как руководить профессионалами, М., «Издательство АСТ», «Ермак», 2004 г., с. 62–63.
  5. Парыгин Б. Д. Социально — психологический климат коллектива. / Под ред. В. А. Ядова. Ленинград: Наука., 1981. — 191 с.
  6. Платонов Ю. П. Основы социальной психологии. -СПб.: Речь, 2004 г.- 452с.
  7. Романова И. В. журнал «Дошкольное» воспитание» 2007 г.
  8. Шепель В. М. Управленческая антропология: Человеке поведенческая компетентность менеджера. — М.: Дом педагогики, 2000 г. — 260 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психологический климат, благоприятный психологический климат, группа, игра, создание, активная форма взаимодействия, воспитатель, дошкольное образование, казачья культура.


Похожие статьи

Задать вопрос