Методическое сопровождение участников конкурса исследовательских проектов 5–8 классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мжельская, Т. В. Методическое сопровождение участников конкурса исследовательских проектов 5–8 классов / Т. В. Мжельская, В. А. Спесивцева, А. О. Доронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47770/ (дата обращения: 19.11.2024).



В Новосибирске почти 40 лет существует научное общество учащихся. Основным мероприятием все эти годы была городская конференция НОУ «Сибирь». Она была рассчитана, в основном, на старшеклассников. В течение последних 5 лет проходит конференция младших школьников «Первые шаги в науке». Поэтому возникла идея мероприятия для учащихся среднего звена, и в апреле 2013 года был проведен городской конкурс исследовательских проектов учащихся 5–8 классов.

Положением о Конкурсе было предусмотрено три направления: научно-техническое, естественнонаучное, гуманитарное. Количество секций каждый год было разное, особенности их проведения определялись в зависимости от поданных заявок. В 2016 году впервые появилось инженерное направление.

Опыт проведения конкурса показывает, что уровень подготовки участников проекта разный, что отражается на всех уровнях проведения Конкурса. Он проходит в несколько этапов. Значительное количество работ отклоняется на заочном туре.

В процессе проведения секционных заседаний очного тура видно уровень подготовки участников. Он во многом это зависит от уровня подготовки консультантов школьников: учителей, родственников, привлеченных профессионалов. В связи с этим возникла необходимость методического сопровождения участников Конкурса и их руководителей.

Организатором Конкурса с момента его начала является Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Именно он является и организатором различных методических мероприятий по сопровождению участников Конкурса. Уже в 2013 году, после проведения первого Конкурса были опубликованы методические рекомендации, составленные членами жюри различных секций [1].

В 2017 году вышел новый сборник методических материалов [2]. В него вошли статьи, написанные руководителями и членами жюри секций Конкурса исследовательских проектов 5–8 классов. Авторы статей проанализировал опыт проведения Конкурса, отметили как положительные стороны работ, так и недостатки, проанализировали лучшие работы, дали конкретные рекомендации. Чаше всего члены жюри секций отмечают заинтересованность школьников в такой деятельности, умение задавать и отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении, качество подготовки реферата и устного выступления

Отмечены часто встречающиеся в школьных работах следующие недостатки: чтение докладов школьниками, неисполнение регламента, несоответствие возраста учащихся тематикам работы, неготовность учащихся к обсуждению выполненной ими работы, а соответственно затруднения при ответе на вопросы, несоответствие выводов задачам исследования и к сожалению, встречающихся работ с отсутствием целей и четких задач исследования [2, стр. 27–34].

В 2016 году были сформированы секции инженерной направленности. В сборник вошли рекомендации по выполнению проектов обучающимися 5–11 классов (на основе опыта работы в составе жюри конкурсов проектных работ), подготовленные ее руководителями [2, стр. 60–66]. Они предлагают этапы работы над техническим проектом, их особенности.

Некоторые авторы статей сборника отмечают, что не всегда участники Конкурса проектов 5–8 классов понимают особенности его проведения, хотя эти условия изложены в Положении о проведении Конкурса. Эта особенность подразумевает, что любой проект предполагает наличие конкретного продукта. Это обязательное условие! Он может иметь разные формы. Приведем примеры тех продуктов, которые были представлены на различных секциях гуманитарного направления в разные годы. Это может быть проведение социально-значимых мероприятий (как в области исторического, так и обществоведческого направлений); фильм или любой другой визуальный продукт, посвященный какой-либо проблеме или историческому событию; книга; календарь; путеводитель, буклет, игра.

Конкурс исследовательских проектов, проведенный в 2017 году, показал, что уровень подготовки работ растет. Так, в докладах авторы показывали, как они приводили работу над проектом. Например, указывали, какая конкретно деятельность производилась на разных этапах. Однако далеко не все выступления были так четко организованы, так как не все авторы понимают специфику работы над исследовательским проектом. Поэтому во многих статьях руководители секций дают соответствующие рекомендации. Выделяются три основных периода работы над проектом. Первый период — это сама работа над проблемой, второй — подготовка реферата на заочный тур, третий — его публичная защита. Доклад, который зачитывает автор во время проведения конкурса, может быть посвящен тому, что было сделано на каждом этапе работы над проектом.

На первом этапе важным является не только выбор направления работы, но и такие факторы как заинтересованность учащихся, возможности ее воплощения, определение того, для кого создаётся продукт, кого он заинтересует и кем будет востребован. В этом случае не будет затруднений в заполнении позиции «область применения результата проекта» паспорта проекта, что отражено в критериях оценки как «возможность практического применения проекта в целом или его отдельных результатов». На этом этапе проходит собственно исследовательская деятельность, которая должна быть воплощена в конкретном продукте.

Положение Конкурса подразумевает, что работа может быть выполнена самостоятельно или при участии консультанта. В качестве последнего, прежде всего, может выступить учитель, руководитель кружка, клуба, научного общества, члены семьи и т. д. Возможен вариант, когда уже есть определенный исследовательский компонент, который можно воплотить в каком-либо продукте и выставить на конкурс.

Важен процесс создания портфолио, которое подается на отборочный тур конкурса. Необходимо заполнить все позиции паспорта проекта. В нем должен быть изложен итоговый результат проведенной работы. Как правило, в работах, где отсутствует паспорт, нет и реального продукта, что говорит о том, что было проведено только исследование или текст взят из материалов другого мероприятия. Члены жюри обращают внимание на соответствие формулировки темы, цели, выводов, содержание продукта. Должна быть четко сформулирована проблема. Это важно и для руководителей секции, и для самих исследователей, т. к. позволяет понять, в чем будет заключаться само исследование.

В портфолио должен быть отражен ход работы над проектом. Члены жюри должны увидеть, как происходила сама исследовательская работа и создание продукта в качестве ее результата. Им должна быть понятна как роль исполнителей, так и роль консультантов.

В случае, если работа прошла отборочный тур, ее автор(ы) приглашаются на очный тур для защиты своего продукта. К самому выступлению выдвигаются все традиционные требования. Время доклада не должно превышать установленный жюри регламент. Поэтому мы рекомендуем его отрепетировать. При составлении текста выступления нужно учитывать интересы аудитории, четко показать какую работы провели авторы: как пришли к своей идее, ее актуальность, в чем заключалось исследование, как создавался продукт, что он из себя представляет. Помните, что некоторые формы невозможно показать во время публичного выступления. Так для ознакомления можно предложить буклет, книгу, календарь, но невозможно показать фильм, который длится достаточно долго.

Особо следует остановится на мультимедийных презентациях. Собственно презентация может быть формой проекта. Например, виртуальная экскурсия, результаты исторического исследования или материалы кого-либо мероприятия. Такую форму проекта следует отличать от презентации, которая сопровождает докладчика(ов) во время защиты своего проекта. В ней должны быть отражены конкретные положения доклада. Помните, что неграмотно составленная презентация может сильно снизить баллы за выступление, даже если сам продукт был высокого качества. Общих законов и правил в оформлении мультимедийной презентации нет, есть советы, рекомендации, приемы, соблюдение которых дает хороший результат [3].

Последние три года Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» проводит осенние старт-сессии. Они проходят несколько дней, в их работе участвуют специалисты районных (окружного) отделов образования, специалисты Городского центра развития образования, курирующих работу с одаренными детьми, педагоги– руководители научно-исследовательских работ старшеклассников и исследовательских работ младших школьников, исследовательских проектов учащихся 5–8 классов. Для обсуждения проблем проектно-исследовательской детальности приглашаются руководители секций научно-практических конференций и Конкурса проектов. Они озвучивают основные позиции проведения данных мероприятий, критерии оценивания школьных работ, специфику работы каждой секции, отвечают на вопросы присутствующих.

В 2016 году в рамках гуманитарного направления Конкурса выделилась секция «Музеологии». В программу вошли работы, в которых исследование и продукт были посвящены различным проблемам музееведения. Выполнены проекты были не только на базе школьных музеев, но и по материалам истории города Новосибирска, его районов, улиц. Были общеисторические исследования и продукты, не имеющие отношения к нашему региону. Анализ результатов, перспективы развития секции, особенности подготовки проектов были опубликованы. На секции «Музеология» были представлены различные экскурсии, модели, проекты экспозиций, интерактивная доска. Но, к сожалению, в 2017 году количество отобранных, качественно подготовленных портфолио на заочном туре было немного и, поэтому, было принято решение о проведении единой секции «Краеведение и музеология».

Кроме авторов данной статьи, членом жюри данной секции является начальник отдела по работе со школьными музеями МКУДО «ГЦФКиПВ «Виктория» Н. Н. Букарева. Под ее руководством ежегодно проходит круглый стол для руководителей школьных музеев г. Новосибирска. Во время его работы обсуждаются вопросы деятельности школьных музеев. Как правило, одним из вопросов, выносимых на обсуждение, является поисковая, исследовательская и проектная деятельность школьного музея. Участники круглого стола обсуждают возникающие вопросы, делятся накопленным опытом. В соответствии с современными требованиями, все работники должны повышать свою квалификацию 1 раз в 3 года. В связи с этим ежегодно организуются курсы, в течение которых два дня проводятся занятия, посвященные проектно-исследовательской деятельности школьного музея. Занятия проводятся в интерактивной форме, руководители музеев работают с ранее защищёнными проектами, выполняют задания в технологии критического мышления.

Таким образом, Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» проводит разностороннюю работу по повышению уровня подготовки руководителей школьных проектов: публикуются методические рекомендации, организуются встречи с теми специалистами, которые работают в данном направлении. Для участников секции «Музеология» такая работа проводится также в рамках ежегодных круглых столов и на курсах повышения квалификации работников школьных музеев.

Литература:

  1. Грани творчества 2013: исследовательский проект в образовательном пространстве города Новосибирска (из опыта проведения городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов). — Новосибирск, 2013. — 164 с.
  2. Грани творчества 2017. Сборник методических материалов для педагогов и обучающихся, ведущих исследовательскую и проектную деятельность / Отв. редактор И. В. Калинина, начальник политики МАУ ДО ДТД УМ «Юниор». — Новосибирск, 2017. — 148 с.
  3. Мжельская Т. В., Букарева Н. Н., Спесивцева В. А. Проектная деятельность в работе школьного музея. — Интерактивное образование. Электронная газета. Вып. № 71. Июнь 2017 г. http://io.nios.ru/articles2/89/5/proektnaya-deyatelnost-v-rabote-shkolnogo-muzeya (дата обращения 06.01.2017 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): работа, проект, член жюри, автор, Дворец творчества детей, заочный тур, секция, учащаяся молодежь, круглый стол, очный тур.


Похожие статьи

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Возрастно-психологическое интернет-консультирование родителей 5–7-летних детей

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей

Дистанционная поддержка студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Программа курса внеурочной деятельности кружка «Кулинария» для учащихся 12–14 лет (срок реализации 1 год)

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах

Похожие статьи

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Возрастно-психологическое интернет-консультирование родителей 5–7-летних детей

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей

Дистанционная поддержка студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Программа курса внеурочной деятельности кружка «Кулинария» для учащихся 12–14 лет (срок реализации 1 год)

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах

Задать вопрос