Искусственные земельные участки как объекты, изменяющие экологию региона и архитектурный облик города на примере Санкт-Петербурга | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Архитектура и строительство

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2020)

Дата публикации: 19.12.2019

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Волков, В. И. Искусственные земельные участки как объекты, изменяющие экологию региона и архитектурный облик города на примере Санкт-Петербурга / В. И. Волков, Е. А. Новицкая. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15527/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье излагается анализ нормативно-правовой базы с позиции отсутствия четкого правового урегулирования вопросов, связанных с экологическим влиянием и с вопросами изменения исторического облика города.

Ключевые слова: искусственный земельный участок, экология, архитектурный облик, исторический центр Санкт-Петербурга.

The article presents an analysis of the regulatory framework from the position of the lack of a clear legal settlement of issues related to environmental impact and issues of changing the historical appearance of the city.

Keywords: artificial land parcel, ecology, architectural appearance, historical center of St. Petersburg.

Активный демографический рост населения, снижения площадей, доступных для застройки — основные причины стремления людей создавать искусственный земельные участки (далее — ИЗУ). В процессе создания ИЗУ происходит перераспределения природных ресурсов: увеличивается площадь суши и снижается площадь территории водного фонда. Происходят необратимые изменения в экологии региона и архитектурном облике города.

Актуальность исследования ИЗУ подтверждается отсутствием четкого правового урегулирования вопросов, связанных с экологическим влиянием и с вопросами изменения исторического облика города.

Цели намыва территории различны: расширение дополнительных площадей под застройку, строительство морских портов и таможенных терминалов, создание площадей под аэропорты, повышение инвестиционной привлекательности и т. д. На территории Санкт-Петербурга площадь намывных территорий на данный момент насчитывает сотни гектар, и еще несколько проектов находятся на стадии разработки.

С позиции экологии искусственные земельные участки являются одними из наиболее обсуждаемых объектов строительства нового времени. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ [1] каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. ИЗУ оказывает колоссальное влияние на устоявшуюся водную систему. На стадии проекта производятся многочисленные экологические экспертизы текущего состояния, прогнозов влияния ИЗУ на экологическую систему, однако такие сведения не обнародуются. Более того, даже после завершения работ по строительству ИЗУ на протяжении многих лет будут происходить необратимые изменения в экологической системе водного объекта и даже на территории суши, вследствие чего необходимо проведение постоянного тщательного мониторинга состояния вновь созданной и прилегающей территории. Однако, в отношении уже созданных территорий в Санкт-Петербурге, которые представляют собой зону сильного антропогенного влияния, данные мониторинга отсутствуют в открытом доступе, что является нарушением конституционных прав человека в части информированности о состоянии окружающей среды.

Санкт-Петербург знаменит наводнениями со времен своего основания. Решением данной проблемы стало в 2011 году завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга (далее — КЗС). Создаваемые и проектируемые многогектарные ИЗУ как в пределах КЗС так и за их пределами ставят под угрозу целесообразность существования дамбы. Увеличение площади суши вызывает рост скорости достижения предельных показателей — 48 часов и 190 см, при которых шлюзы дамбы могут оставаться закрытыми, не вызывая наводнения. Результаты обобщения данных о наводнениях позволяют проследить следующую динамику наводнений: 18 век — 75, 19 век — 77, 20 век — 138 (из которых 57 приходится на 1ую половину, а 81 — на вторую), 21 век — 15 (в период с 2000–2007 гг.) [2]. Рисунки 1, 2 отображают динамику наводнений до того момента, как КЗС стало препятствовать прохождению большей части водных масс.

http://www.meteo.nw.ru/images/userimages/16-12-3.bmp

Рис. 1. График наводнений с 1900–1999 гг. в Санкт-Петербурге

http://www.meteo.nw.ru/images/userimages/16-12-2015-2.png

Рис. 2. График наводнений с 2000–2007 гг. в Санкт-Петербурге

Принимая во внимание тенденцию активного таяния ледников с повышением уровня мирового океана, глобального потепления, следует обратить внимание, что даже введение в действие дамбы не снижает возможность возникновения наводнений и в наши дни. В 2018–2019 г. по заказу Комитета градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга была изучена возможность подтопления вновь намываемых территорий в акватории Финского залива. Вывод оказался однозначным — уже созданным территориям ничего не угрожает, пока не будут намыты новые. Следовательно, реализация сразу нескольких проектов поставлена под угрозу. Яркий пример подтверждения влияния вновь созданной территории суши — наводнение 26–27 сентября 2018 г. — в ту ночь дамбы была закрыта на 14 часов, а уровень воды достиг 178 см, хотя следуют учесть повышенную интенсивность потока воды между Невой и Ладожским озером в 2018 г. Продолжение ведения графиков (рис.1,2) может оказать весь актуальной задачей. Таким образом, уже в настоящий момент возникает острый вопрос, сможет ли дамба уберечь город от наводнения с уже созданными искусственными территориями. Одним из возможных вариантов прогнозирования опасности увеличения количества наводнений является проведении серьезного и тщательного математического и 3-D моделирования.

С позиции архитектурного облика городов, на территории которых создают ИЗУ — несомненно происходят кардинальные перемены. В настоящее время во многих странах и городах многочисленные территории, целые поселения, отдельные объекты, и даже виды (панорамы) отнесены ко всемирному наследию ЮНЕСКО. Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения [3]. Объект «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в 1990 г. был включен в список ЮНЕСКО с номером С540bis.

2 марта 2017 были года представлены на рассмотрение в Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры материалы, содержащие проект границ и проект предмета охраны исторического поселения федерального значения «Санкт-Петербург. Исторический центр», а также проект требований к градостроительным регламентам в границах его территории, однако на данным момент утвержденных регламентов нет. Решением ЮНЕСКО 37 COM 8B.54, принятым на 37-й сессии были установлены границы объекта — «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Однако, данные границы не отражают в полной мере уникальные исторически сложившиеся места города, в частности, побережье Финского залива. Также, следует обратить внимание, что в п. 2 государственной программы Санкт-Петербурга «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга» на 2015–2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 551 историческим центром признается территория плотной застройки европейского образца XVIII — начала XX века с концентрацией объектов культурного наследия, туристических центров притяжения, объектов сферы обслуживания и административно-делового назначения (территории Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов Санкт-Петербурга).

На официальном сайте Региональной геоинформационной системы Санкт-Петербурга представлены сведения о границах территорий исторического центра Санкт-Петербурга, однако они не совпадают с административным делением, вследствие чего, определение исторического центра в программе экономического и социального развития Санкт-Петербурга должно быть дополнено фразой «части территорий районов». Данное уточнение является необходимым по причине возникновения разногласий в графической части и текстовом определении «исторический центр» с дальнейшим несоблюдением требований режима деятельности в границах данной территории. Стоит отметить, что в Законе Санкт-Петербурга от 25.07.2005 N 411–68 [4] отсутствует перечень исторически слоившихся районов города. В проекте Федерального закона N 1084149–6, который был отклонен Государственной думой ФС РФ, определение исторического центра является наиболее емким и полным — «часть территории Санкт-Петербурга, расположенная в границах зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга и включенная в Список всемирного наследия ЮНЕСКО с учетом решений, принятых на 37-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО» [5].

Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 № 887 утверждены правила подготовки документации по планировке территории в отношении территорий исторических поселений федерального значения, вследствие чего возникают особенности при разработке документации по планировке территории в Санкт-Петербурге с учетом статуса исторического поселения и многочисленных исторических объектов и именно на данном этапе необходим тщательный контроль за создаваемым обликом новых территорий и объектов капитального строительства со стороны уполномоченных органов государственной власти и ЮНЕСКО.

В качестве заключительных положений можно выделить следующее. В настоящее время отсутствует утверждённые нормативно-правовые акты, регулирующие мониторинг состояния ИЗУ в процессе создания и в процессе эксплуатации. Даже специальный федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ не дает исчерпывающего перечня необходимых мероприятий и экспертиз, позволяющих осенить влияние созданного ИЗУ на экологию и архитектурный облик.

ФЗ № 246 в настоящее время не регулирует вопросы экологии, мониторинга и изменения архитектурного облика города, следовательно, существующее законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Таким образом, по результатам рассмотренных фактов: экологического и архитектурного возникает вопрос о необходимости и целесообразности ИЗУ, в том числе о формировании совокупности критериев, необходимых для получения разрешения на создание ИЗУ. Необходимо проведение серьезного и тщательного математического и 3-D моделирования влияния увеличения площади суши на возможность возникновения наводнений.

Кроме того, необходимо дополнить существующее законодательство перечнем экспертиз и согласований необходимых для оценки экологического и архитектурного влияния и положениями об официальном обнародовании этих данных с целью получения объективного мнения к моменту публичных слушаний и обсуждений по вопросу утверждения документации по планировке территории ИЗУ, внесению изменений в ПЗЗ и Генеральный план, и с целью получения достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: с последними изменениями на 2019 г.‒ Москва: Эксмо, 2018. — 32 с.
  2. ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.meteo.nw.ru/articles/index.php?id=329 (дата обращения 10.11.2019).
  3. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ: [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: Система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req/
  4. =doc&base=LAW&n=304221&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7520187641979899#05058921344820351 (дата обращения 10.11.2019).
  5. О территориальном устройстве Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 25.07.2005 N 411–68 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: Система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=201704&rnd=664D32A6134964ECC500DC0D9BE556F9&from=92960–8#09986097025032723 (дата обращения 10.11.2019).
  6. О некоторых вопросах сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Проект Федерального закона N 1084149–6 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: Система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=146626#01503431640197146 (дата обращения 10.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Санкт-Петербург, исторический центр, исторический центр Санкт-Петербурга, историческое поселение, культурное наследие, территория, планировка территории, федеральное значение, архитектурный облик, Финский залив.

Ключевые слова

Экология, искусственный земельный участок, архитектурный облик, исторический центр Санкт-Петербурга

Похожие статьи

Благоустройство территории заброшенных зданий Санкт-Петербурга

Эта статья включает актуальные данные, необходимые для понимания текущего состояния территории заброшенных зданий в городе Санкт-Петербурге. Мы предложили свои варианты решения проблемы благоустройства такого типа, где также провели общую статистику,...

Экологические проблемы ООПТ «Лосиный остров» и перспективы их решения

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами экологического характера в функционировании ООПТ «Лосиный остров» и перспективами их решения.

Роль набережных и тенденции их проектирования в современном мире

Статья посвящена проблеме формирования среды набережных. Авторами статьи рассмотрены подходы к благоустройству территорий набережных, выявлены принципы и закономерности формирования архитектурной составляющей набережных и их взаимодействие с окружающ...

Проблематика развития территорий вдоль проспекта Салавата Юлаева в Уфе

Территории, расположенные вдоль проспекта Салавата Юлаева в городе Уфа — крайне неоднозначны с точки зрения функционального наполнения и с позиций качества городской среды. Эти территории характеризуются планировочной разрозненностью, хаотичной застр...

Экологические процессы и географическое пространство

В статье рассматриваются особенности социально—экономического развития, степень сложности экологических ситуаций, а также географическое пространство с определенным природным потенциалом. Анализируются экологические проблемы и специфика их проявления...

Определение задач градостроительного развития северных территорий города Пушкина

В статье автор исследует вопрос определения задач градостроительного развития северных территорий города Пушкина на основе рассмотрения предпосылок к развитию территорий, анализа особенностей их исторического развития, рассмотрения современного испол...

Организация использования и охрана земель пригородных зон

В данной статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы правовой охраны и защиты земель. Предложен комплексный подход к использованию земель в целях устойчивого экологически безопасного развития пригородной территории.

Традиции и новаторство в формировании среды дворовых пространств

В статье рассмотрены общие проблемы благоустройства дворовых пространств в России. На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта, существующих методов и современных примеров по благоустройству и реконструкции дворов были выявлены основные те...

К вопросу учета экологической составляющей при определении индекса качества городской среды

В статье рассмотрена нормативно-правовая база Российской Федерации по оценке качества городской среды, а также подходы к определению уровня благополучия городской среды в мировой практике. Выявлены основные аспекты учета экологической составляющей в ...

Современное состояние городской среды: основные понятия, проблемы и особенности управления

В статье раскрывается термин «городская среда» и современные индикаторы оценки ее состояния. Анализируется зарубежный и отечественный опыт в сфере развития благоустройства городских территорий, выявляются основные проблемы, предложен вариант изменени...

Похожие статьи

Благоустройство территории заброшенных зданий Санкт-Петербурга

Эта статья включает актуальные данные, необходимые для понимания текущего состояния территории заброшенных зданий в городе Санкт-Петербурге. Мы предложили свои варианты решения проблемы благоустройства такого типа, где также провели общую статистику,...

Экологические проблемы ООПТ «Лосиный остров» и перспективы их решения

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами экологического характера в функционировании ООПТ «Лосиный остров» и перспективами их решения.

Роль набережных и тенденции их проектирования в современном мире

Статья посвящена проблеме формирования среды набережных. Авторами статьи рассмотрены подходы к благоустройству территорий набережных, выявлены принципы и закономерности формирования архитектурной составляющей набережных и их взаимодействие с окружающ...

Проблематика развития территорий вдоль проспекта Салавата Юлаева в Уфе

Территории, расположенные вдоль проспекта Салавата Юлаева в городе Уфа — крайне неоднозначны с точки зрения функционального наполнения и с позиций качества городской среды. Эти территории характеризуются планировочной разрозненностью, хаотичной застр...

Экологические процессы и географическое пространство

В статье рассматриваются особенности социально—экономического развития, степень сложности экологических ситуаций, а также географическое пространство с определенным природным потенциалом. Анализируются экологические проблемы и специфика их проявления...

Определение задач градостроительного развития северных территорий города Пушкина

В статье автор исследует вопрос определения задач градостроительного развития северных территорий города Пушкина на основе рассмотрения предпосылок к развитию территорий, анализа особенностей их исторического развития, рассмотрения современного испол...

Организация использования и охрана земель пригородных зон

В данной статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы правовой охраны и защиты земель. Предложен комплексный подход к использованию земель в целях устойчивого экологически безопасного развития пригородной территории.

Традиции и новаторство в формировании среды дворовых пространств

В статье рассмотрены общие проблемы благоустройства дворовых пространств в России. На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта, существующих методов и современных примеров по благоустройству и реконструкции дворов были выявлены основные те...

К вопросу учета экологической составляющей при определении индекса качества городской среды

В статье рассмотрена нормативно-правовая база Российской Федерации по оценке качества городской среды, а также подходы к определению уровня благополучия городской среды в мировой практике. Выявлены основные аспекты учета экологической составляющей в ...

Современное состояние городской среды: основные понятия, проблемы и особенности управления

В статье раскрывается термин «городская среда» и современные индикаторы оценки ее состояния. Анализируется зарубежный и отечественный опыт в сфере развития благоустройства городских территорий, выявляются основные проблемы, предложен вариант изменени...