В статье рассмотрена нормативно-правовая база Российской Федерации по оценке качества городской среды, а также подходы к определению уровня благополучия городской среды в мировой практике. Выявлены основные аспекты учета экологической составляющей в индексации качества городской среды, определены проблемы и предложены пути решения.
Ключевые слова: качество городской среды, экологические индикаторы, озеленение, рейтинг городов.
Принятие Конституции Российской Федерации предопределило развитие правового регулирования отношений по охране окружающей среды в том числе в населенных пунктах, выдвинув основополагающие правовые нормы, закрепленные в ст. 42 о том, что политика Российской Федерации направлена на создание на благоприятной окружающей среды. Одной из основных задач перед органами власти стоит повышение качества жизни в каждом городе, поэтому оценка качества жизни в городах актуальна [1].
Различные факторы обусловливают различную специфическую нагрузку на окружающую среду и состояние здоровья населения в каждом отдельном городе. В действующем законодательстве отсутствуют конкретные правовые нормы, устанавливающие зависимость направлений экологического и социально-экономического развития городов от проблем состояния окружающей среды в них, обусловленных как природными, так и антропогенными факторами. Неопределенность не позволяет определять требующие эффективного решения проблемы [2].
Согласно Методике формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года № 510-р, индекс города представляет собой цифровое значение (в баллах) состояния городской среды, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению индикаторов, характеризующих уровень комфорта проживания в соответствующем городе [8].
На сегодняшний день разработаны различные модели оценки качества жизни, в которых представлены методики перевода критериев «качества» в цифровое значение (интегральные, объективные, субъективные) [8]. Используемые в мире многочисленные индексы для оценки качества городской среды и устойчивости развития городов имеют много сходных черт. В частности, в ООН разработан индекс городского процветания (City Prosperity Index — CPI) [8].
В странах Евросоюза были внедрены такие методики индикации качества городской среды, как «Европейская премия за зеленый капитал», European Green City Index, «Европейский индекс зеленых городов», «Справочная основа для устойчивых городов», «Городская экосистема Европы», «Рамки изменений и показатели устойчивости городов», «Индикаторы для устойчивых городов» и др. В Китае с 2011 г. используется «Индекс устойчивости городов Китая». Учеными Австралии, Бразилии, Малайзии и ряда других стран предложены подходы, учитывающие региональную специфику. Разные системы индикации отличаются прежде всего степенью дифференциации показателей, но в целом ориентируются на ключевые группы свойств — экологические, социальные и экономические [8].
Из анализа методик выявлены два варианта комплексной оценки уровня экологического благополучия городской среды: определение балльного показателя экологического благополучия и расчет индекса устойчивого развития города (таблица 1) [8].
Таблица 1
Общепринятые методики расчета комплексной оценки уровня экологического благополучия городской среды
Комплексная оценка уровня экологического благополучия городской среды |
Методика расчета |
Определение балльного показателя |
Выделяют 7 ступеней экологического состояния городской среды, каждая из которых характеризуется определенной суммой баллов. Отдельные зоны города характеризует балльный показатель, установленный в соответствии со степенями экологического состояния среды. Уровень экологического благополучия городской среды в целом оценивается в сумме баллов всех зон города с учетом весовых коэффициентов, установленных экспертной оценкой |
Расчет индекса устойчивого развития |
Проводится с учетом фактического и нормативного показателей и их весовых коэффициентов. В качестве показателей рекомендуется рассматривать степень загрязнений атмосферного воздуха (воды, почвы, растительности), среднюю продолжительность жизни, уровень среднедушевого дохода населения, отношение расходов на социальные программы к ВВП |
Повышение качества жизни и качества городской среды Российской Федерации предопределено Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31 октября 2017 г. № 1494/пр «Об утверждении Методики определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации»; Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»; Приказ Минстроя от 06.04.2017 № 691 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ Формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018–2022 годы» [8].
Под руководством Минприроды России с 2017 г. ежегодно составляется экологический рейтинг городов, охватывающий все субъекты РФ.
В противовес экологическому рейтингу городов в период 2017–2020 гг. Минстрой России определил в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» инициативу, отражающую уровень качества городской среды, которая, в отличие от экологического рейтинга городов, получила нормативное правовое оформление.
Согласно п. 5 Методики формирования индекса качества городской среды, благоприятная городская среда — это состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет более 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города. Индекс города рассчитывается путем сложения баллов по всем 36 индикаторам, оцениваемым по шкале от нуля до десяти. Таким образом, индекс города измеряется по шкале от нуля до 360 баллов. «Городская среда считается неблагоприятной в случае, если индекс города располагается в диапазоне от нуля до ста восьмидесяти баллов, благоприятной — от 181 до 360 баллов» [8].
По итогам 2021 года индекс качества городской среды города Уфа составил 204 бала, ввиду чего среда города считается благоприятной. Наименьшим показателем стала «социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства» (27 баллов), наибольшим — «озелененные пространства» (42 балла).
Однако из Приложения № 1 к методике в перечне индикаторов для расчета индекса качества городской среды в качестве экологических представлены лишь такие показатели как: доля озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений, уровень озеленения и состояние зеленых насаждений [8].
Например, расчет индикатора «Доля озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений» проводится в соответствии с п. 13 Методики. Согласно статистическим данным «Горзеленхоза», общая площадь зеленых насаждений (Sv) города Уфа составляет 48302 гектара. Исходя из перечня озелененных территорий общего пользования (садов, парков, лесопарков, скверов), расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочная их площадь (So) составляет 2833,4 га. Тогда по формуле расчета доля озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений:
|
Доля озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений по городу Уфа составляет всего 5,9 %, что соответствует 1 баллу.
Из вышесказанного следует, что по Методике оценивается качество без учета тех факторов состояния природной среды, которые во многом определяют жизнь и здоровье человека в городе. Поэтому для комплексной оценки качества городской среды необходимо расширение количества показателей индексов, отражающих состояние природных ресурсов и совокупное загрязнения окружающей среды в городах [2].
Еще одним путем решения проблемы является придание экологическому рейтинга городов юридической силы с целью последующей корректировки экологических и социально-экономических программ развития и оценки эффективности осуществления мер в области охраны окружающей среды.
В таком случае в категории индексации следует включать такие экологические показатели как [2]:
— состояние атмосферного воздуха;
— обращение с отходами производства и потребления;
— состояние земель и почв, использование территорий городов;
— состояние городских лесов и зеленых насаждений, организация особо охраняемых, рекреационных и иных «зеленых» территорий;
— состояние водных объектов, водоснабжения в городе;
— организация и состояние городской транспортной системы;
— шумовое воздействие;
— энерго- и теплопотребление;
— экологическое просвещение, информирование и вовлечение общественности в решение экологических проблем города;
— управление в области охраны окружающей среды в городах и т. д.
Таким образом, существует ряд критических аспектов при применении рейтингов в сравнительных целях, например, надежность первичных данных, прозрачность системы задания весов индикаторов [8]. Кроме того, в действующем законодательстве отсутствуют конкретные правовые нормы, устанавливающие зависимость направлений экологического и социально-экономического развития городов от проблем состояния окружающей среды. Существующая неопределенность не позволяет выявлять те проблемы состояния окружающей среды в городах, которые действительно требуют эффективного решения.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант.
- Курамшина, Н. Г. Оценка состояния воздушной среды в жилой и транспортно-магистральной зонах города Уфы (советский район) / Н. Г. Курамшина, Э. С. Аминева, С. М. Измайлов // Научный электронный журнал Меридиан. — 2020. — № 12(46). — С. 210–212. — EDN HMDARI.
- Лисина, Н. Л. Экологический рейтинг городов и правовая охрана окружающей среды в них / Н. Л. Лисина // Аграрное и земельное право. — 2021. — № 12(204). — С. 30–32. — DOI 10.47643/1815–1329_2021_12_30. — EDN VDJQNP.
- Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2019 № 510-р (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды» // СПС Консультант.
- Энгельгардт Анна Эдуардовна, Липовка Алексей Юрьевич, Федченко Ирина Геннадьевна Международный опыт индексирования качества городской среды // Урбанистика. 2018. № 4, с. 77–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-indeksirovaniya-kachestva-gorodskoy-sredy (дата обращения: 25.11.2022).
- Суворов, Д. М. Проблемы урбоэкологии при построении индекса качества городской среды и его использовании для оценки устойчивого развития городов / Д. М. Суворов, Л. А. Суворова, Т. В. Байбакова // Экология и промышленность России. — 2019. — Т. 23. — № 5. — С. 67–71. — DOI 10.18412/1816–0395–2019–5-67–71. — EDN GKYZQH.
- Подходы к оценке качества городской среды / Е. А. Белякова, Р. Н. Москвин, В. С. Юрова, Е. С. Утюгова // Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование. — 2019. — № 2(9). — С. 3–9. — EDN ERWINQ.
- Королева, Е. Н. Некоторые подходы к расчету индекса качества городской среды / Е. Н. Королева, В. В. Мищенко // Экономика. Профессия. Бизнес. — 2020. — № 4. — С. 61–66. — DOI 10.14258/epb2019101. — EDN ZYPPVV.