Законность в сфере окружающей среды
Авторы: Вологина Жанна Юрьевна, Валиуллин Рустам Римович
Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право
Опубликовано в
международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Пермь, март 2012)
Статья просмотрена: 923 раза
Библиографическое описание:
Вологина, Ж. Ю. Законность в сфере окружающей среды / Ж. Ю. Вологина, Р. Р. Валиуллин. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1796/ (дата обращения: 17.12.2024).
Годы экономических преобразований, открытость общества потребовали новых подходов к проблемам экологии. Жизнь ясно показала, что вопросы экологической безопасности очень многоплановы, и решать их надо комплексно с привлечением всего потенциала государства и общества. Природные ресурсы составляют основу экономики республики Башкортостан. Природа щедро одарила наш край красотами и богатыми ресурсами.
В Республике Башкортостан вопросы бережного отношения к природе, уникальной по красоте и многообразию, всегда являлись актуальными. Парламент Башкортостана постоянно уделяет внимание формированию и последовательной реализации единой государственной политики в области экологической безопасности
Совершенствование нормативной правовой базы в области экологического законодательства - важный элемент обеспечения охраны окружающей среды.
В Башкортостане разработана Республиканская целевая программа «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в РБ», рассчитанная на 2011 – 2020 годы. Главная задача программы – реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами и увеличение их использования в качестве вторичного сырья. В рамках программы предусматривается строительство мусороперерабатывающих заводов в крупных городах Башкортостана. В регионе появится порядка 200 мусороперегрузочных и около 15 мусоросортировочных станций. Кроме того, будет продолжено строительство полигонов ТБО.
Качество окружающей среды является одним из главнейших факторов для всего цивилизованного мира. Экологические проблемы непосредственно затрагивают и Республику Башкортостан. Несмотря на спад промышленного производства, уровень загрязнения окружающей природной среды в РБ сохраняется высоким, что в свою очередь, оказывает негативное влияние на здоровье населения, на возможность эффективно использования природных ресурсов.
В связи с напряженной экологической обстановкой в республике важна роль эффективного обеспечения органов государственной власти, отраслей экономики, различных организаций и населения информацией о фактическом и ожидаемом уровне загрязнения окружающей природной среды. Для Башкирии самыми опасными являются химические загрязнения. Добыча нефти сопровождается загрязнением грунтовых вод засоленными водами. Источником сельскохозяйственных загрязнений являются скотооткормочные комплексы и фермы, в которых не налажен процесс переработки навоза, а также минеральные удобрения, пестициды. Основные загрязнители атмосферы – оксиды серы, азота и углерода. Значительную роль играют также углеводороды, тяжелые металлы, особую опасность представляют диоксиды. Уменьшение выбросов наблюдается при модернизации технологии и переводе экологически опасных предприятий на безотходные и малоотходные технологии. Для уменьшения влияния промышленных загрязнений атмосферы вокруг предприятий создаются зеленые защитные зоны [1].
На территории республики расположены уникальные природные объекты, и
их сохранение имеет огромное значение не только для нашей республики,
но и для всей России. Сегодня под охраной находится 28 заказников, 3
заповедника, один национальный парк, 4 природных парка, 183 памятника
природы. Приоритетная задача Минэкологии РБ — сохранение
биоразнообразия уникальной природы Башкортостана. Создание
комплексного биорезервата под эгидой ЮНЕСКО позволит сохранить
уникальный природный комплекс республики и развивать формы
неистощительного природопользования. В состав биорезервата
«Башкирский Урал» планируется включить пять особо
охраняемых природных территорий федерального и республиканского
значения – Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»,
Национальный парк «Башкирия», Природный парк
«Мурадымовское ущелье», Природный зоологический заказник
«Алтын Солок» и Зоологический заказник «Икский».
В этих особо охраняемых природных территориях выявлено богатейшее
биоразнообразие.
Территория «Башкирского Урала»
состоит из трех зон – основной, буферной и переходной. В
основную зону войдут заповедник «Шульган-Таш», заповедная
и особо охраняемая зоны Национального парка «Башкирия»,
зона заповедного режима Природного парка Мурадымовское ущелье».
Функцией зоны является сохранение биологического разнообразия. Режим
данной территории – строго и частично заповедный. Зоны
познавательного туризма Национального парка «Башкирия»,
заказного режима «Мурадымовское ущелье», а также
территория предполагаемого расширения «Шульган-Таш»
составят буферную зону. Её режим устанавливается в соответствии с
Положениями национального и природного парков. Функция буферной зоны
– сдерживание процессов и явлений, негативно влияющих на
основную зону. В буферной зоне разрешено проведение
научно-исследовательских работ, сенокошение и регламентированное
посещение в туристических целях. Переходная зона (или зона
сотрудничества) необходима для обеспечения неистощительного
природопользования и содействия в социально-экономическом развитии
региона. В переходную зону войдут рекреационная, хозяйственная, зона
обслуживания посетителей Национального парка «Башкирия»,
охранная зона северо-запада Национального парка «Башкирия»,
зона рекреационного использования Природного парка «Мурадымовское
ущелье», заказник «Алтын Солок», участки заказника
«Икский» и часть Кугарчинского лесничества. На
сегодняшний день в мире насчитывается 564 биосферных резерватов, в
том числе в России уже создано 39 [2].
Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» следит за экологическим состоянием страны с 2007 года, а с 2008 года активно расставляет субъекты по степени их загрязнения в таблицы. Тогда Башкирия была под 51 номером и демонстрировала вполне благоприятную экологическую картину. По признанию организаторов рейтинга, ни один из регионов России не может быть отнесен к категории «благополучных». Но наша экология сквернее даже среднероссийской - на 5%. Сводный экологический рейтинг Башкирии – всего 44%.Его составили показатели эко-, социо- и техносфер. Так, исследования окружающей среды Башкирии показали, что чистота башкирской атмосферы соответствует 36%, водных ресурсов – 25%, земельных ресурсов – 33%, а биоресурсов – 35%.. При этом организация учитывала уровень загрязнения сфер и наличие в республике опыта сохранения, увеличения и рационального использования биоресурсов, карт опасных зон и новых природоохранных территорий, региональных экологических инициатив, проектов, программ. Также на статистику повлияли данные о деятельности по предупреждению стихийных бедствий, качеству ликвидации последствий, активности природоохранных ведомств и браконьеров. Что касается состояния и развития промышленности с учетом требований экологической безопасности, то у Башкирии здесь более благостная картина. 50% продукции и услуг признано экологическими, на 100% экологически ориентированы наука и технологии. Сбор, транспортировка, хранение и переработка промышленных отходов выполняется только на 40%, а промышленная среда вредна на 31%. Основанием для этих выводов стала информация о деятельности предприятий по минимизации или ликвидации экологического ущерба, реконструкции или строительстве очистных сооружений, внедрении на предприятиях РБ экологического менеджмента по стандартам серии ISO 14000, а также ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий. Немаловажным оказались инновационность, открытость, ответственность и культура производства, выпуск конкурентоспособных и энергосберегающих товаров.
Соответствие нашей среды обитания нормам оценено на 32%, а вот информационно-психологический климат лучше почти в два раза - 61%. Образование и культура ориентированы на пропаганду экологии на 55%. Гражданское общество ответственно в своем поведении на 84% а закон и власть - на 62%. Для региона важным оказалось исполнение законодательства в природоохранной сфере, активность общественных организаций и инициативных групп граждан, наличие региональных программ по экологии. Отдельно была отмечена деятельность по улучшению качества среды обитания: обустройство отдельных территорий, реорганизация ЖКХ, новое строительство, внедрение стандартов энергосбережения, обращения с бытовыми отходами. В итоге, в природоохране и промышленности Башкирия преуспела только на 35% из 100, а в социальной сфере - на 53% [3].
Это объясняется объективными причинами: перенасыщенностью республики горнодобывающими, химическими, нефтехимическими и машиностроительными предприятиями, интенсивной эксплуатацией земель сельскохозяйственного назначения, уничтожением хвойных, дубовых и липовых лесов, массовым строительством водохранилищ, почти полным игнорированием вопросов экологической безопасности при застройке населенных пунктов. Есть причины и субъективные - отсутствие эффективной экологической политики и распространение настроений «временщины» в отношении к природе со стороны лиц, принимающих решения. Руководству республики нужно поставить задачу обеспечения благоприятной окружающей среды на один уровень с развитием экономики. А населению - вспомнить об инстинкте самосохранения [4].
В Башкортостане утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Соответствующее Постановление Правительства Республики Башкортостан № 436 подписано 29 ноября 2011 года [5].
Согласно документу, работы по регулированию выбросов осуществляются на основе предупреждений о возможном повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха в связи с ожидаемым опасным ростом концентраций примесей в периоды неблагоприятных метеорологических условий. В зависимости от ожидаемого уровня прогнозирования загрязнения атмосферного воздуха составляются предупреждения трёх степеней, которым должны соответствовать три режима работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вредные выбросы.
Специалисты Роспотребнадзора РБ определяли качество питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Исследование проводилось в октябре 2011 года в рамках социально-гигиенического мониторинга объектов среды обитания, продуктов питания и продовольственного сырья. Всего было исследовано 75 проб питьевой воды во всех административных территориях республики. Повышенное содержание солей жесткости выявило Управление Роспотребнадзора РБ в питьевой воде городов Дюртюли, Янаул, Октябрьский, Давлеканово, а также в Альшеевском, Аскинском, Аургазинском, Благоварском, Калтасинском, Кармаскалинском, Стерлибашевском, Стерлитамакском, Чишминском, Шаранском районах. Превышение ПДК составило от 1,1 до 2,1. В Уфимском районе выявлено превышение ПДК по железу (6,8 ПДК) [6].
Около 1,5 млн рублей должно будет заплатить МУП «Уфавоканал» за загрязнение реки Уфа. В феврале 2011 года предприятием была остановлена работа одной из канализационных насосных станций, что привело к сбросу неочищенных сточных вод в реку Уфа и, как следствие, ее загрязнению. Арбитражный суд Башкортостана удовлетворил требования Управления Росприроднадзора по РБ о взыскании с МУП «Уфаводоканал» суммы ущерба, причиненного водному объекту в размере более 1367000 рублей, в настоящее время Управлением предпринимаются меры по взысканию суммы ущерба.
Кроме того, Арбитражный суд республики удовлетворил требование Росприроднадзора по РБ о взыскании в бюджет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере свыше 118 тысяч рублей в отношении ОАО «Российские железные дороги». В январе 2011 года по вине «РЖД» на станции Тюльма Белорецкого района произошла железнодорожная авария с участием грузового поезда. В результате ЧП загорелись цистерны с бензином, что вызвало значительные выбросы в атмосферу загрязняющих веществ [7].
В летний период учащаются случаи незаконной добычи
общераспространенных полезных ископаемых. На территории Башкортостана
инспекторы Министерства природопользования и экологии РБ выявили
четыре случая безлицензионной добычи ОПИ. Общий объем добычи составил
более 4 350 кубометров. Зарегистрирована добыча глины, строительного
грунта, песка и песчано-гравийной смеси.
Так, на территории
Иглинского района инспекторы министерства совместно с представителями
правоохранительных органов установили безлицензионную добычу
песчано-гравийной смеси, общий объем которой составил 4 200
кубометров. Незаконная добыча строительного грунта объемом 150
кубометров зарегистрирована вблизи села Алга Давлекановского района.
В черте города Нефтекамска в ста метрах от дороги Нефтекамск-Янаул
добыта глина, объем которой составил три кубических метра. В
Краснокамском районе северо-восточнее деревни Саклово велась
безлицензионная добыча песка. По подсчетам специалистов, его объем
составил четыре кубических метра.
В настоящее время материалы об
административных правонарушениях находятся на рассмотрении в
Минэкологии региона [8].
В конце марта 2011 года прокуратурой г. Стерлитамак с привлечением специалистов Стерлитамакского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на предприятиях и организациях города. В ходе проверки установлено, что ИП Бикмаевым Р.Р., ИП Мартыновым Д.В., ИП Барсуковым Д.Л., ИП Ромашовым Ю.Н., ИП Забировым Ш.М., ИП Мухаметзяновой С.Х. грубо нарушаются нормы природоохранного законодательства. По результатам проверки прокуратурой города в отношении индивидуальных предпринимателей вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, ч.1 ст.8.21 КоАП РФ - выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, ст. 8.41 КоАП РФ – невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Постановления находятся на стадии рассмотрения. индивидуальным предпринимателям внесены представления об устранении нарушений экологического законодательства. Представления рассмотрены, нарушения законодательства устранены, ответственные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности [9].
Важно понимать, что все экологические правонарушения вторичны, то есть они возникли в результате хозяйственной деятельности, а также отсутствия элементарной культуры поведения людей на природе. Наша главная проблема – многочисленные противоречия в лесном, земельном и природоохранном законодательстве. Несогласованность действий с другими отраслевыми ведомствами нередко приводит к большим проблемам, которые нужно разрешать цивилизованным способом [10]. В республике в пределах своей компетенции приняты все необходимые законы для реализации региональной экологической политики. Однако исполнение законов оставляет желать лучшего. Проблема правоприменения в том, что для реализации большинства законов требуются принятие подзаконных актов, большие финансовые затраты из бюджета республики. Недостаточная эффективность реализации норм действующих нормативных правовых актов в ряде случаев является следствием недостаточно четких требований к загрязнителям окружающей среды. Решение экологических проблем республики зависит от координации работы и обмена информацией между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти республики.
Литература:
1.Республика Башкортостан. Загрязнение среды (экология) [электронный ресурс]-Режим доступа- http://www.uralgeo.net/polut_ba.htm
2.В Башкортостане создадут биосферный резерват [электронный ресурс]-Режим доступа- http: // ohotnikrb.do.am/publ/administracija/ v_bashkortostane_sozdadut_biosfernyj
_rezervat/1-1-0-196
3. В экологическом рейтинге 2011 года Башкирия оказалась на 72 месте из 83. [электронный ресурс]-Режим доступа- http://www.agidel.ru/?param1=22221&tab=4
4. Союз экологов Республики Башкортостан А.Веселов [электронный ресурс]-Режим доступа- http://www.bashinform.ru/news/413097/
5. Постановление Правительства Республики Башкортостан №436 от 29.11.2011 г."О Порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Башкортостан" [электронный ресурс]-Режим доступа- http://gov-rb.ru/doc.php?doc=73849
6.Роспотребнпдзор выявил соли жесткости в питьевой воде [электронный ресурс]-Режим доступа- http://www.bashinform.ru/news/413097/
7. «Уфаводоканал» оштрафован. Экологический портал Республики Башкортостан [электронный ресурс]-Режим доступа- http://ecorb.ru›622Уфа
8. Незаконная добыча природных ископаемых. Экологический портал Республики Башкортостан [электронный ресурс]-Режим доступа- http://ecorb.ru›622Уфа
9.Стерлитамакские предприниматели нарушают экологической законодательство [электронный ресурс]-Режим доступа- http://sterlegrad.ru/str/crime/8800-sterlitamakskie-predprinimateli-narushali-ekologicheskie-normy.html
10.Экологическое состояние республики[электронный ресурс]-Режим доступа- http://rb7.ru/node/8295659