Теме исследования экологических проблем уделяется всё больше внимания, что обусловлено тем, что экологическая обстановка и окружающая среда неразрывно связаны с жизнедеятельностью человека. Ст. 47 Конституции РФ предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Из этого следует, что значимость экологической обстановки закреплена на федеральном уровне, а проблемы должны решаться незамедлительно. Так, одной из проблем является утилизация твердых коммунальных отходов (далее –ТКО). Данный вопрос рассмотрим на примере Республики Башкортостан: постараемся выявить проблемы, возможные пути их решения, а также имеющиеся положительные тенденции
Для начала следует определить, что относится к твердым коммунальным отходам. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими и юридическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд [1]. То есть, данные отходы образуются каждый день, и в связи с этим становится необходимым поставить задачи, направленные на решение проблемы их утилизации.
По оценкам экспертов, в год мы накапливаем от 50 до 60 миллионов тонн такого мусора, а по данным субъектов РФ, на обработку за 6 месяцев 2023 года направлено 52,9 % ТКО, на утилизацию — 12,6 % [2]. Проблема утилизации отходов является глобальной, поскольку ограниченные природные ресурсы не выдерживают повышающиеся с каждым годом продукты жизнедеятельности человека. Проблема заключается в земельных участках, которые заняты свалками, что исключает такие участки из продуктивного землепользования, а также отравляет почву на долгое время.
В Российской Федерации разработан ряд программ, например, национальный проект «Экология», представленный в 2018 году, где одной из задач являлось эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 год несанкционированных свалок в границах городов. Данная программа была разработана до 2024 года и принесла свои положительные плоды в ряде регионов. В связи с этим полагаем обоснованным обратиться к практике успешных регионов, где государственные программы дали положительные результаты.
Так, в 2023 году в рейтинг самых успешных городов по обращению с твердыми коммунальными отходами вошли Московская, Тульская и Нижегородская области. При этом самых заметных позитивных сдвигов в рейтинге регионов по эффективности работы в сфере обращения с отходами удалось достичь Республике Башкортостан: регион поднялся на 9-е место, набрав 47 пунктов в таблице Зеленого рейтинга [3]. Республика Башкортостан активно набирает оборот в области утилизации отходов, но при этом остаются и открытыми некоторые вопросы, поэтому анализ практики этого региона поможет детально выявить проблемные аспекты и возможные пути решения.
Начиная с 2019 года в Башкортостане идёт активная ликвидация несанкционированных свалок. Уже ликвидированы 2 675 незаконных свалок, из них 824 — в 2022 году, также в планах стоит ликвидация ещё 852 свалок, и согласно указу Главы Республики Башкортостан, эта работа должна завершиться в 2024. Статистические данные показывают, что в Республике производится 20,29 % отходов от общего объема Приволжского Федерального округа, что делает ее третьим по объему образования отходов. Из общего количества образовавшихся твердых коммунальных отходов (ТКО) утилизируется лишь 57,23 % [4].
Республика Башкортостан активно ведёт деятельность, направленную на улучшение экологической обстановки, поэтому удалось перевыполнить план по нескольким показателям. Например, процент отходов, отправленных на утилизацию после раздельного сбора и обработки твердых коммунальных отходов, составил 6,3 % по сравнению с плановыми 5,8 % от общей массы образованных твердых коммунальных отходов.
Самая главная задача мусорной реформы — это снижение количества отходов, которые подлежат захоронению на мусорных полигонах, их максимальная переработка и последующее использование в качестве вторсырья. Поэтому в регионе активно развивается инфраструктура по обработке и классификации отходов. Однако для стабильно положительных результатов необходимо нормализовать ситуацию с раздельной сортировкой отходов. Несмотря на то, что Республика Башкортостан вошла в рейтинг регионов по прогрессу в утилизации ТКО, одной из сложнорешаемых проблем остаётся сортировка мусора. Данная проблема связана с восприятием населения новой реформы, где необходима была информационно-разъяснительная работа с населением. «Для достижения положительных результатов перед установкой раздельных контейнеров необходимо было полгода разговаривать с людьми, поставить, возможно, сначала контейнер одного цвета, потом другого», — отмечает сопредседатель регионального штаба Общественного народного фронта Мурад Шафиков [5].
Также серьезная проблема — это недобросовестная деятельность региональных операторов, которые не сортируют мусор при вывозе, поскольку для этого необходимо содержать дополнительный автопарк, а это, как правило, дополнительные затраты или повышение тарифа. Пренебрежительная деятельность регоператоров уже нанесла значительный ущерб. В качестве иллюстрации последствий этого негативного примера можно привести Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 7 июля 2023 года № РГ-193 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территориях отдельных муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан». Данная мера была вызвана в связи с прекращением сбора и вывоза отходов из муниципалитетов регоператором ООО «Дюртюлимелиоводстрой», что создало угрозу для жизни и здоровья человека, а также возможность возникновения и распространения заболеваний. За данное нарушение регоператорам предусмотрен ряд наказаний, одно из которых это лишение лицензии на осуществление деятельности. Основания для изъятия лицензии установлены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Из всего вышесказанного следует, что регоператоры существенно осложняют продвижение реформы.
Главная проблема заключается в том, что на территории Республики Башкортостан действует множество конкурирующих компаний, осуществляющих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. И, как следствие, значительный объем ТКО перетекает в иные виды отходов, не подвергаясь сортировке и переработке. Это связано с тем, что хозяйственные субъекты самостоятельно относят образующиеся у них отходы к тем или иным видам, что впоследствии является причиной массовых несанкционированных свалок. Для решения данной проблемы можно взять положительный пример Республики Беларусь, где имеется государственный оператор вторичных материальных ресурсов, в функции которого входит и широкая информационная работа среди населения. В Республике Башкортостан существует несколько предприятий, которые занимаются переработкой сортированного мусора, поэтому внедрение операторов вторичного сырья в значительной степени помогло бы упростить задачу по построению экономики замкнутого цикла [6]. Также необходимо сократить число регоператоров путём лишения их лицензии за нарушения законодательства о правилах обращения с отходами.
В целом, следует отметить положительные результаты Республики Башкортостан: идёт активная ликвидация несанкционированных свалок, постройка новых перерабатывающих предприятий и внедрение политики о сортировке мусора. Решить проблему утилизации ТКО может максимальное выделение из отходов полезных фракций — вторсырья, пригодного для переработки. Минэкологии совместно с учеными Башкирского аграрного университета разработали концепцию раздельного сбора отходов, которую представили на Экологическом форуме в Уфе. Данная концепция должна помочь изменить культуру обращения с мусором.
К 2030 году Республика должна достичь полной сортировки всех образующихся отходов. Эта глобальная цель была установлена в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [7], и для ее достижения планируется заключение концессионных соглашений о создании трех перспективных объектов в области обращения с отходами в Уфимской агломерации, а также в Дюртюлинском и Краснокамском районах. Цель к 2030 году — это не только 100 % уровень сортировки ТКО, но и в 2 раза снизить объём ТКО, который направляется на полигоны. Достижение таких показателей невозможно без построения экономики замкнутого цикла.
Таким образом, Республика Башкортостан приносит положительные результаты в решение проблемы по утилизации отходов ТКО. Задача каждого региона заключается в том, чтобы приблизиться к 100 % показателям и выйти на экономику замкнутого цикла, которая в свою очередь снизит неблагоприятное воздействие на окружающую среду, продлит срок службы продуктов, сократит добычу природных ресурсов и образование отходов. Для этого необходимо перенимать практику более успешных регионов, так как сохранение экологической безопасности является национальной задачей.
Литература:
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления» // Российская газета. 30 июня 1998 г. № 122.
- Уровень обработки и утилизации ТКО в России по итогам первого полугодия 2023 года… // [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/ press_releases/2023/07/14/ uroven-obrabotki-i-utilizatsii-tko-v-rossii-po-itogam-pervogo-polugodiya-2023-goda-sostavil-529-i-126 (дата обращения: 18.03.2024).
- РЭО назвал 20 лучших регионов в сфере обращения с отходами в 2023 году // [Электронный ресурс] URL: https://reo.ru/tpost/o6f51s5z11-reo-nazval-20-luchshih-regionov-v-sfere (дата обращения: 18.03.2024).
- В 2024 году не останется незаконных свалок: как в Башкирии реализуют нацпроект «Экология» // [Электронный ресурс] URL: https://www.bashkortostan.ru/ presscenter/news/527863/ (дата обращения: 18.03.2024).
- АиФ — Уфа // [Электронный ресурс] URL: https://ufa.aif.ru/ (дата обращения: 18.03.2024).
- Эксперт из Уфы о мусорной реформе // [Электронный ресурс] URL: https://dzen.ru/a/ZIBVZ_kVrkXyA54N (дата обращения: 18.03.2024)
- Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета 22 июля 2020 г. № 159