Анализ предварительных итогов реализации мусорной реформы в Забайкальском крае: проблемные аспекты и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 06.06.2022

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Лацинник, Н. В. Анализ предварительных итогов реализации мусорной реформы в Забайкальском крае: проблемные аспекты и перспективы / Н. В. Лацинник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 539-542. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92661/ (дата обращения: 17.12.2024).



The article examines the problem of municipal waste management in the Trans-Baikal Territory. The main results of the two-year implementation of the measures provided for by the territorial waste management scheme approved on November 5, 2019 in the Trans-Baikal Territory were determined. The study showed that there are a number of problems in the region, including those of a technical nature, which do not allow achieving the planned results of the regional project «Integrated System for the Management of Municipal Solid Waste». The article highlights promising areas for the implementation of the garbage reform on the territory of the Trans-Baikal Territory.

Keywords: solid municipal waste, collection, processing, utilization, processing.

Мусорная реформа представляет собой проведение комплекса мероприятий в рамках законодательной и исполнительной деятельности по созданию эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТБО). На законодательном уровне началом мусорной реформы послужил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ, согласно которому с 1 января 2019 г. вступили в силу положения, изменяющие порядок обращения с ТБО.

Однако в связи с неготовностью Забайкальского края, а также отсутствием разработанной и принятой территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), введение в действие реформы на территории края было отложено на один год.

Вместе с тем, Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 г. предполагает обеспечение экологически безопасного обращения с ТКО, а также обеспечение безопасности среды проживания и увеличения доли экологически безопасной утилизации отходов до 90 % за счёт системы сбора и хранения ТКО до 2030 года [1].

В настоящее время в Забайкальском крае действуют программы по решению приоритетных задач в сфере обращения с отходами производства и потребления. В частности, подпрограммой «Совершенствование охраны компонентов окружающей среды» к госпрограмме региона «Охрана окружающей среды» проблема обработки, утилизации и санкционированного захоронения отходов на территории края намечена как остро стоящая [2].

Данная подпрограмма предполагает решение вопросов, связанных с реабилитацией объектов экологического ущерба в связи с бывшей хозяйственной деятельностью, предотвращением дальнейшего накопления отходов и внедрением механизмов оздоровления микроклимата территорий.

В ноябре 2019 г. Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.11.2019 г. № 430 принята территориальная схема обращения с отходами в Забайкальском крае (далее — ТСОО) [3]. С этого момента в Забайкальском крае формально началась практическая стадия мусорной реформы.

Однако, уже в мае 2020 г. были выявлены первые пробелы в главном документе «мусорной реформы». Так, в соответствии с отчетом Счетной Палаты РФ от 29.05.2020 г. о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность Российской Федерации, в части ликвидации объектов накопленного вреда и формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» по результатам проведенного ППК «РЭО» анализа территориальных схем обращения с отходами субъектов РФ в Забайкальском крае в ходе тарифной кампании 2020 года органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов впервые были установлены предельные тарифы на захоронение ТКО для 5 юридических лиц, у двух из которых в эксплуатации находится 34 свалки в Забайкальском крае, деятельность которых не предусмотрена территориальной схемой Забайкальского края. Кроме того, указанные объекты не включены в государственный реестр объектов размещения отходов.

В течение следующих 2 лет при дальнейшей практической реализации положений ТСОО выяснились дополнительные критические ошибки в расчетной базе ТСОО, а также проблемы в части технической обеспеченности региона, а именно:

1) неверно определены объемы образования мусора;

2) неправильно сформированы маршруты техники по территории районов края и краевой столицы;

3) ошибки в определении нормы накопления отходов;

4) отсутствие достаточного числа техники для вывоза мусора;

5) несоответствие установленным требованиям наличествующего парка контейнеров для сбора мусора и мест их установки.

Указанные проблемы и их решение находится в компетенции разных органов власти. Так, за содержательную часть ТСОО отвечает Минприроды края, за расчет базовых показателей норм накопления отходов ответственно РСТ края, а благоустройством контейнерных площадок должны заниматься органы местного самоуправления.

Критическим результатом вышеуказанных ошибок можно считать неправильно определенный тариф, который действует вплоть до 30 июня 2022 г., когда он будет пересмотрен в большую сторону. Соответственно, по состоянию на март 2022 г. ситуация такова, что региональный оператор в лице ООО «Олерон+», выбранный по результатам конкурсного отбора, оказался в предбанкротном состоянии с растущей кредиторской задолженностью (свыше 596 млн. руб.) и дебиторской задолженностью (порядка 627 млн. руб.), последняя из которых невозможна к немедленному погашению по причинам длящихся судебных процессов по взысканию с граждан и юридических лиц задолженности по уплате взносов за вывоз ТКО, а также из-за невозможности и нежелания потребителей данной услуги ее оплачивать (в том числе по субъективной оценке потребителей о качестве предоставляемых услуг региональным оператором). Так, собираемость денежных средств с потребителей в 2021 г. составила 83 % (АППГ — 58 %), причем весомая доля взымалась принудительно в судебном порядке.

Одним из направлений решения данной проблемы может стать пересмотр ТСОО. По данным Минприроды края уже заключен контракт, который подлежит исполнению в течение 60 дней с момента подписания (начало февраля 2022 г.), на корректировку ТСОО в части логистических схем сбора и транспортировки ТКО, схемы потоков отходов, объемов отходов на одного человека. Однако, по состоянию на апрель 2022 г. скорректированная ТСОО пока не принята. К тому же, ее утверждение требует проведения дополнительных проверок и получения экспертных заключений, и не приведет к желаемому результату без разрешения практических проблем в части материально-технического обеспечения ее реализации в регионе.

На сегодняшний день, можно констатировать, что фактически практическая стадия реализации «мусорной реформы» в Забайкальском крае началась только с конца 2021 — начала 2022 гг., когда были проведены следующие мероприятия:

  1. Подготовлен Министерством природных ресурсов Забайкальского края перечень адресов пунктов приема вторичного сырья, который опубликован на официальном сайте ведомства. В пункты приема подлежат сдаче макулатура, ПЭТ-пластик, батарейки, аккумуляторы, пленки, канистры и металлолом.
  2. Получены субсидии (ноябрь 2021 г.) из федерального бюджета на закупку 2500 контейнеров для раздельного сбора отходов в размере 41 млн руб. В декабре 2021 г. закуплено 1500 контейнеров синего цвета (для сбора бумаги) и 1380 контейнеров оранжевого цвета (для сбора пластика), что превысило запланированные показатели. Контейнеры планируется установить (часть уже можно увидеть на улицах города Чита) на площадках сбора ТКО многоквартирных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры.
  3. Принято постановление Правительства Забайкальского края от 10.03.2022 г. № 80 «Об утверждении Порядка предоставления в 2022 году субсидии из бюджета Забайкальского края региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на возмещение части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».
  4. Введен в эксплуатацию мусоросортировочный завод в г. Чите (Сухая Падь, 11), собственником которого является с мая 2020 г. ООО «Автолидер», выкупивший его у АО «ЗабайкалСпецТранс» (последний так и не смог его запустить на протяжении 5 лет с 2017 г.). Проектная мощность завода составляет 100000 т в год, до конца 2022 г. планируется сортировка порядка 70000 т мусора, из них около 7000 т вторсырья будет передано на переработку в другие регионы.

На сегодняшний день экологическая ситуация в Забайкальском крае в рамках комплексной системы обращения с ТКО является неудовлетворительной, что продемонстрировано следующими данными.

В 2020 г. в рамках конкурсного отбора заключены два контракта с ООО «Трансвэй» на общую сумму 19,8 млн. руб., предметом которых является реализация мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов — сбор и вывоз ТКО с несанкционированных свалок на территории городского округа «Город Чита».

В 2021 г. Минфин Забайкальского края выделил 17,6 млн. руб. на разработку проектно-сметной документации по ликвидации трех несанкционированных свалок ТКО и последующей рекультивацией земельных участков в г. Борзе и г. Нерчинске. В конце 2021 г. проект по рекультивации несанкционированной свалки № 1 в г. Борзе прошел экспертизу и признан отвечающим требованиям. Данная свалка планируется к ликвидации путем вывоза ТКО на специализированный полигон захоронения ТКО в г. Краснокаменске. В феврале 2022 г. Минприроды края заключило контракт на рекультивацию указанной свалки с ООО «Автолидер» на сумму 604,2 млн. руб. По состоянию на апрель 2022 г. мероприятия по рекультивации свалок еще не начались, однако их окончание запланировано до конца 2024 г.

В марте 2022 г. Минприроды Забайкальского края объявило конкурс на разработку проектно-сметной документации по рекультивации несанкционированной свалки в г. Хилке.

Вместе с тем, согласно данным Росприроднадзора в Забайкальском крае по состоянию на 31.12.2021 г. выявлено 813 несанкционированных свалок с годовым приростом по сравнению с 2020 г. в размере 143 свалок. В регионе источников образования коммунальных отходов, распределенных неравномерно по местам образования, насчитывается порядка 141,2 тыс. ед., которые ежегодно образуют коммунальных отходов в объеме свыше 3,5 млн. куб. м. При условии незначительного снижения численности населения, организаций (учреждений), являющихся основными источниками образования ТКО, в 2021 г. наблюдается рост ввода в эксплуатацию жилых помещений, в том числе индивидуальными застройщиками на земельных участках с неразвитой инфраструктурой системы обращения с ТКО. Что в целом требует привлечения дополнительных материальных ресурсов, в том числе для приобретения техники и оборудования контейнерных площадок, при условии среднего уровня охвата населения централизованной системой сбора и вывоза коммунальных отходов чуть более 45 % по краю. Отсутствие в Забайкальском крае эффективно функционирующей организованной системы регулярного сбора ТКО способствует дальнейшему росту несанкционированных свалок.

Двухлетний опыт реализации «мусорной реформы» показал проблемы, связанные с вывозом отходов из отдаленных сельских поселений по территории края, неготовность жителей частного сектора платить за вывоз мусора, а также неотработанную систему логистики, сбора и временного размещения отходов со стороны регионального оператора.

Таким образом, можно заключить, что проблема несанкционированных свалок при обозначенном приросте фактически не имеет возможности быть разрешенной в среднесрочном периоде.

Перспективным направлением решения сложившейся ситуации является налаживание системы сбора ТКО и логистических схем по их транспортированию в места переработки (утилизации, обезвреживания, размещения), всего за 2021 г. было транспортировано более 2,3 млн. куб. м ТКО. Здесь речь, в первую очередь, касается оборудования мест сбора ТКО, то есть контейнерных площадок, на которых в том числе должны быть размещены контейнеры для раздельного сбора ТКО, уже поступившие в Забайкальский край. По словам заместителя председателя Законодательного Собрания Забайкальского края по состоянию на апрель 2022 г. лишь 15 % площадок для сбора мусора в Чите соответствуют установленным требованиям, в районах края данный показатель еще ниже, что подтверждается и самим региональным оператором ООО «Олерон+», по информации которого из чуть более 7000 контейнерных площадок по краю чуть более 6000 не соответствуют требованиям. Следствием чего становится невозможность эффективного сбора ТКО, что в целом снижает показатели деятельности регионального оператора, порождает формирование новых несанкционированных свалок и ухудшение экологической ситуации в крае.

Кроме того, на сегодняшний день ТСОО предусмотрено строительство новых мощностей для размещения ТКО на территории Забайкальского края. Завершение формирования инфраструктуры размещения ТКО планируется к 2023 году в составе 7 объектов размещения в Читинском районе, г. Петровск-Забайкальском, пгт. Оловянная Оловяннинского района, Шилкинском районе, пгт. Новая Чара Каларского района, городе Краснокаменске и Краснокаменском районе, Чернышевском районе.

В целях оптимизации логистических потоков, направленной на снижение расходов на транспортирование 1 плеча, территориальной схемой предлагается строительство площадок временного накопления, вывоз с которых осуществляется крупнотоннажным транспортом, потребность в котором составит 231 транспортная единица. Ввод в эксплуатацию площадок временного накопления ТКО планируется к 2023 году в составе 31-го объекта.

Масштабность и сложность задачи совершенствования системы обращения с отходами, наличие в ней значительного межотраслевого, и межмуниципального аспектов, необходимость комплексного подхода и организации взаимодействия органов власти всех уровней, хозяйствующих субъектов и населения, обуславливает её решение системно-целевыми методами с использованием значительных финансовых вложений как бюджетных, так и внебюджетных источников.

В целях разрешения выявленных проблем в реализации «мусорной реформы» в Забайкальском крае нами предлагаются следующие мероприятия, а именно:

– создание условий для привлечения инвесторов в край для создания инфраструктуры обращения с ТКО через субсидирование, налоговое льготирование и др.;

– скорректировать в соответствии с выявленными ошибками и принять ТСОО в кратчайшие сроки;

– принять меры по сокращению дебиторской задолженности ООО «Олерон+» путем привлечения службы судебных приставов, а также иных органов исполнительной власти и муниципального управления в целях организации непосредственной работы с каждым потребителем услуг в рамках их полномочий;

– привлечь государство в качестве участника деятельности регионального оператора на основе государственно-частного партнерства или вхождения региональных органов власти в состав учредителей ООО «Олерон+»;

– разработать ООО «Олерон+» совместно с Министерством природных ресурсов Забайкальского края свободный доступ населения и организаций на полигоны ТКО для самостоятельного вывоза мусора путем создания талонной системы свободного вывоза мусора на полигоны раз в квартал.

В заключении следует отметить, что для решения сложившейся неблагоприятной экологической ситуации в Забайкальском крае, в том числе по причине неэффективного проведения мусорной реформы, органам власти необходимо выстроить рациональную систему взаимодействия друг с другом, подрядчиками и населением. При этом работа непосредственно с населением имеет первостепенное значение, так как без осознанного выбора каждого жителя края предпринимать ежедневные усилия для создания и сохранения чистоты вокруг себя невозможно решить проблему «чистоты края» только руками органов власти и директивными методами воздействия (например, штрафами). Экологическая культура должна внедряться постепенно, начиная с уровня дошкольных образовательных учреждений, используя при этом игровые формы, а также через просветительскую работу с населением в рамках продвижения бренда чистоты (социальная реклама, брошюры и баннеры в местах массового скопления людей с информацией о проводимых «акциях чистоты», местах установки контейнеров для раздельного сбора ТКО, системе талонов на свободный доступ на полигоны и др.). Формирование массового сознания правильности соблюдения экологической культуры является решающим фактором в построении эффективной системы обращения с ТКО.

Литература:

  1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года [Текст]: Постановление Правительства Забайкальского края от 26 дек. 2013 г. № 586 // «Азия-Экспресс». — 2013. — № 52/1, (31 дек.). — Ст. 105.
  2. Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» [Текст]: Постановление Правительства Забайкальского края от 10 апр. 2014 г. № 188 // «Азия-Экспресс». — 2014. — № 17/1, (01 мая). — Ст. 79.
  3. Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Забайкальского края: Постановление Правительства Забайкальского края от 05 нояб. 2019 г. № 430 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7500201911130004, (дата обращения: 20.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Забайкальский край, региональный оператор, мусорная реформа, минприрода края, отход, свалка, территория края, временное накопление, несанкционированная свалка, проектно-сметная документация.


Похожие статьи

Тарифное регулирование в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье проведен анализ состояния сферы обращения с отходами, рассмотрены актуальные проблемы, связанные с реформирование системы тарифного регулирования на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, и возможные варианты их решения.

Повышение эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье проанализированы актуальные вопросы повышения эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках исследования были решены следующие задачи: проведен анализ существующих видов отходов, методы в обращении с ними, разработаны р...

Ключевые вопросы реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье автор проводит анализ судебной практики и фактической реализации реформы «на земле».

Теоретические аспекты функционирования и механизмов регулирования рынка твердых бытовых отходов

В статье рассматриваются вопросы актуальности оценки эффективности проектов строительства объектов ТБО, дается определение рынка ТБО, рассматриваются механизмы его регулирования, взаимодействие участников рынка ТБО, приведены примеры проектов строите...

Проблемы накопления и утилизации твёрдых бытовых отходов в Москве и Московской области

Данная статья посвящена оценки реального сферы обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) в Москве и Московской области. Так же описываются варианты решения существующих проблем, путём расширения использования систем рециклинга и сортировки ТБУ в п...

Тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: проблемы и перспективы

В статье представлен анализ законодательных реформ, проводимых в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Установлено, что сложившиеся современные условия развития российского общества характеризуются нарастанием объемов твердых бытовых отх...

Актуальные проблемы сбора, сортировки и утилизации бытовых отходов в России

В статье рассмотрены актуальные проблемы сферы утилизации бытовых отходов в России. Уделено внимание законодательным поправкам в данной сфере, вступившим в силу с 2019 года.

Проблемы системы ЖКХ Российской Федерации на примере утилизации твердых коммунальных отходов

В статье проводится анализ процесса реформирования системы утилизации твердых бытовых отходов на территории Российской Федерации. Рассматриваются плюсы и минусы проводимой «мусорной реформы». Выдвигаются рекомендации для её успешной реализации.

Анализ системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Республике Беларусь

В статье автор исследует особенности национальной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Республике Беларусь.

Анализ финансово-экономических проблем санитарной очистки на примере муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым

Основным направлением представленного исследования является выявление и решение финансово-экономический трудностей санитарной очистки в муниципальном образовании городской округ Красноперекопск Республики Крым. Учитывая тот факт, что данный вид деяте...

Похожие статьи

Тарифное регулирование в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье проведен анализ состояния сферы обращения с отходами, рассмотрены актуальные проблемы, связанные с реформирование системы тарифного регулирования на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, и возможные варианты их решения.

Повышение эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье проанализированы актуальные вопросы повышения эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках исследования были решены следующие задачи: проведен анализ существующих видов отходов, методы в обращении с ними, разработаны р...

Ключевые вопросы реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье автор проводит анализ судебной практики и фактической реализации реформы «на земле».

Теоретические аспекты функционирования и механизмов регулирования рынка твердых бытовых отходов

В статье рассматриваются вопросы актуальности оценки эффективности проектов строительства объектов ТБО, дается определение рынка ТБО, рассматриваются механизмы его регулирования, взаимодействие участников рынка ТБО, приведены примеры проектов строите...

Проблемы накопления и утилизации твёрдых бытовых отходов в Москве и Московской области

Данная статья посвящена оценки реального сферы обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) в Москве и Московской области. Так же описываются варианты решения существующих проблем, путём расширения использования систем рециклинга и сортировки ТБУ в п...

Тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: проблемы и перспективы

В статье представлен анализ законодательных реформ, проводимых в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Установлено, что сложившиеся современные условия развития российского общества характеризуются нарастанием объемов твердых бытовых отх...

Актуальные проблемы сбора, сортировки и утилизации бытовых отходов в России

В статье рассмотрены актуальные проблемы сферы утилизации бытовых отходов в России. Уделено внимание законодательным поправкам в данной сфере, вступившим в силу с 2019 года.

Проблемы системы ЖКХ Российской Федерации на примере утилизации твердых коммунальных отходов

В статье проводится анализ процесса реформирования системы утилизации твердых бытовых отходов на территории Российской Федерации. Рассматриваются плюсы и минусы проводимой «мусорной реформы». Выдвигаются рекомендации для её успешной реализации.

Анализ системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Республике Беларусь

В статье автор исследует особенности национальной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Республике Беларусь.

Анализ финансово-экономических проблем санитарной очистки на примере муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым

Основным направлением представленного исследования является выявление и решение финансово-экономический трудностей санитарной очистки в муниципальном образовании городской округ Красноперекопск Республики Крым. Учитывая тот факт, что данный вид деяте...

Задать вопрос