Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, мусорная реформа, региональный оператор, полигон, сортировка отходов.
Сегодня в России вторичная переработка отходов приоритетным направлением государственной политики. По данным Минприроды РФ ежегодно образуется около 7 % от общего объема всех видов отходов, требующих особых условий промышленной переработки.
В России существует мусорная реформа, которая требует корректировке и регулирования организации всей системы, а именно в подходе работы со свалками и полигонами.
Многие из нас еще помним советские времена, когда в стране существовал единый последовательный способ сбора и вывоза отходов. Однако в современном мире сбор мусора существенно изменился, а переработки устарели. В советское время существовала предварительная сортировка мусора. Макулатура, одежда и металлолом собирались школьниками и населением, затем вторично использовались.
В 90-е годы от этой системы отказались. Сильно изменился состав мусора. Например, появился пластик и полипропилен, что сильно повлияло на образование масштабной мусорной проблемы. Во всех регионах страны стали появляться стихийные свалки, полигоны для захоронения ТБО начали переполняться. Отходы на полигонах начали сжигать для уменьшения объема, мусор находясь на полигонах не имеет возможность перегнить естественным способом, нагреваясь на солнце в летние периоды происходит большое выделение множественных газов, вредных для населения и окружающего мира. Все живое обитающих и проживающих в близи со свалками, полигонами задыхались. Тонные количества образовавшихся отходов ежегодно невозможно было утилизировать. Все это подвигло задуматься о замене мусорной реформы в стране. Уже в 2021 году мы можем заметить серьезные изменения в качестве организации сбора, вывоза и размещения мусора ТКО на полигонах, закрытие несанкционированных свалок.
Целью мусорной реформы является закрытие несанкционированных свалок, переход на раздельный сбор отходов, их сортировку и переработку для того, чтобы можно их использовать повторно. Поэтому действие таких систем, как сбор мусора и вывоз его в лес, захламление болот, закапывание в грунт и отсыпание берегов рек должны прекратить свое существование, уступив место новым технологиям.
Зарубежный опыт нам показывает, что внедрение раздельного сбора мусора возможно. Внедрение различных мотивационных действий позволило заставить и принять требование по сортировке отходов, таких как крупные штрафы за не правильное соблюдение требований по обращению с мусором, поощрения за соблюдение законодательства, внедрение обмена вторсырья на продукцию.
Наказывать рублем начали уже и в России, правда, пока только производителей и импортеров товаров.
В свою очередь 25 февраля, на заседании Общественного совета ведомства, выступил директор департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды Роман Земцов: «Мы провели анализ стоимости рекультивации разных видов полигонов на территории страны, она зависит от его расположения и объема. Исходя из средних значений, размер тарифной надбавки должен составить порядка 32 руб. в год на человека». [1] О каком поощрении тогда может идти речь, если в данном случае не учитывают, кто сортировал мусор, а кто выбрасывал несортированный.
В развитых странах удается вторично перерабатывать до 80 % сырья. В результате он используется как материал для производства, и как топливо.
Раздельный сбор мусора позволяет отсортировать отходы по категориям материалов. Отдельно складируется бумага, дерево, металл, пластик, батарейки, аккумуляторы.
Задачи, решаемые благодаря раздельному сбору отходов:
– снижение потребления природных ресурсов за счет использования вторичных материалов;
– сокращение объема складируемого мусора на полигонах ТКО и несанкционированных свалках;
– улучшение состояния окружающей среды;
– снижение затрат на повторную переработку.
На сегодняшний день в России известно, что более 4 млн. гектаров заняты официальными полигонами для захоронения отходов, и еще около 35 тысяч несанкционированных свалок, которые наносят вред экологии окружающей среды. Муниципальным и региональным властям зачастую не под силу контролировать этот процесс. Очень много нерешенных проблем в сортировке мусора: нет системного подхода, нет дисциплинарности населения, большие нерентабельные затраты в транспортировании отходов отдаленных регионов России.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами становятся организация по выбору, утверждению региональной исполнительной властью субъекта РФ.
В моем представлении у таких организаций как региональный оператор, есть три альтернативы в решении налаживания процедур своей деятельности.
- Раздельный сбор «Чистое и Грязное».
Раздельный сбор мусора производится на чистый и загрязненный, это позволит увеличить количество контейнеров на площадке и количество транспорта в два раза. Чистый мусор поставляется на сортировочный комплекс, это может быть простая конвейерная лента с персоналом. Отсортированный мусор является вторичным сырьем для дальнейшего производства. Грязный мусор вывозится на полигон для захоронения.
Результатом данного вывоза более 50 % вывозится на захоронение без сортировки, что может незначительно продлить срок действия полигона, но не его рекультивацию.
- Раздельный сбор по виду отхода.
Для распределения мусора по категориям требуется много разных контейнеров. Население должно выполнять строгие правила раздельного сбора. Мусор не должен смешиваться, должен быть чистым, контейнерные площадки необходимо организовать и обезопасить от вандализма. Вывоз мусора осуществляется лицензированными компаниями, с которыми заключаются отдельные договора. В вывозе отходов должно участвовать больше транспорта, чтобы не смешивать отсортированные отходы при транспортировании.
- Сбор мусора на площадке для дальнейшей сортировки.
Мусор выводится с контейнерных площадок без сортировки на площадку отдельную от полигона, на которой сортировочным комплексом с наилучшими доступными технологиями, происходит сортировка мусора.
Результатом данного преимущества является то, что 10 % после сортировки фракции от мусора, которая будет вывозиться на полигон для захоронения, 40 % это топливо. Сортировочные комплексы с наилучшими доступными технологиями дают возможность рекультивировать несанкционированные свалки, действующие переполненные полигоны.
У региональных операторов заработок напрямую зависит от объема собираемого и вывозимого мусора ТКО. При сортировке отходов объемы значительно уменьшаются. Поэтому мусорная реформа в области сортировки совершенно не выгодна.
Литература:
- Людмила Подобедова, Минприроды предложило рекультивировать полигоны за счет населения https://www.rbc.ru/business/25/02/2021/6037c62a9a794717609a1f43 / Подобедова Людмила. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/business/25/02/2021/6037c62a9a794717609a1f43 (дата обращения: 24.05.2021).