Образование, складирование и утилизация отходов в настоящее время занимает особое место по своей важности в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации и мире в целом. На установление благоприятного состояния окружающей среды направлено огромное количество ресурсов как материальных, так и нематериальных. В рамках реализации данного направления действует достаточно широкая правовая база.
Так, правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ с изменениями и дополнениями. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Помимо этого, в ст. 16 Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2008 N 309-ФЗ определяет правовое регулирование обращения с отходами. Ещё важно отметить Базельскую конвенцию, которая была принята в 1989 г. В ней говорится о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и используется определение отходов, как вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства Также, приняты множество национальных программ, например национальный проект «Экология» реализуемый по 31 декабря 2024.
Ещё следует отметить, что законодатель формулировал определение «отходов». Согласно ГОСТу 30772–2001, понятие «отходы» трактуется как остатки продуктов или дополнительный продукт, который образуется в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью [1]. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другие, в том числе потребление продукции. Соответственно, в теории и на практике различают отходы производства и отходы потребления. Однако, несмотря на законодательное урегулирование данной отрасли, многие ученые подмечают пробелы в законодательстве.
Представляется важным поднять вопрос с развитием инфраструктуры по складированию и утилизации отходов развивается, поскольку во многих регионах возникает проблема, когда полигоны, которые предназначены для складирования твердых коммунальных отходов, не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым для полигонов.
Эти требования могут быть как фактические, например несоответствие требованиям по строительству полигона, а именно нарушение п. 6.2. СП 320.1325800.2017 Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация, которое может выразиться в отклонении высоты полигона, уровню откосов. Это нарушения уже более частные, которые возникают при строительстве полигона.
Ещё существуют проблемы, которые возникают с уже действующими полигонами. Примером такого несоответствия действующему законодательству может служить полигон твердых бытовых отходов, расположенный в Ростовской области, Багаевском районе, 3740 м по направлению на Ю-В от ориентира ст. Багаевская. В данном случае, если мы обратимся к публичной кадастровой карте, можем увидеть, что разрешенное использование земельного участка под полигоном предназначено для размещения сооружений по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, что относится по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) к классификатору 41.20.20.729, по указанному коду, могут быть включены следующие объекты: здания и сооружения, используемые для складирования и производства, и деятельности промышленных предприятий по сборке, фабрики, заводы и мастерские и иные. Как можно увидеть, в данном случае здесь не подразумевается строительство и размещения полигона для хранения твердых коммунальных отходов. Хотя данный полигон фигурирует в государственном реестре объектов размещения отходов, составляемом Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, и именно здесь он указан как полигон для хранения твердых коммунальных отходов.
В связи с этим возникает вполне логичный вопрос! Почему произошло данное расхождение? Ведь, размещение полигона твердых коммунальных отходов по ОКПД 2 значится пол кодом № 42.99.19.120 введенный изменением 19/2017 ОКПД 2, утвержденный приказом Росстандарта от 03.05.2017 № 347-ст. Таким образом, можно увидеть существенное несоответствие виду разрешенного использования полигон для хранения твердых коммунальных отходов, что является недопустимым, но остается вопрос, кто же допустил данные нарушения, или же кадастровая карта отображает неверные данные, вопрос остается открытым.
Возвращаясь к проблеме законодательного регулирования считается необходимым рассмотреть проблему реализации полномочий органов местного самоуправления, которые урегулированы в Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (речь идет об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что согласно ст. 7 Закона относится к вопросам местного значения). Закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований должен определяться органами местного самоуправления и соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Следует отметить, что у органов местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами недостаточно, с одной стороны. Тому подтверждение — исключение с 2008 года муниципального экологического контроля. Это значительно снижает эффективность реализации органами местного самоуправления полномочий в рассматриваемой сфере отношений. С другой стороны, у органов местного самоуправления недостаточно финансовых ресурсов к реализации полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Результатом вышеизложенного является привлечение к административной ответственности, как правило, глав муниципальных образований за непринятие администрацией муниципального образования полных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов [2].
Исходя из рассмотренных выше положений следует, что необходимо вернуть органам местного самоуправления полномочия по осуществлению муниципального экологического контроля, обеспечить на начальном этапе финансирование из федерального бюджета на реализацию вышеописанных целей. Со временем, заняться развитием крупных предприятии, которые будут работать с отходами, чтобы в перспективе это дало больше рабочих мест, улучшение экологической ситуации во многих городах России, получения дохода в бюджет, которые будут распределены на дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры и нормативно-правовой базы в данной области.
Литература:
- Ферару Г. С. Проблемы, тенденции и способы регулирования деятельности по обращению с отходами // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2011. № 7 (102). С. 24-33.
- Антонова, Т. Л. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в России: состояние и перспективы / Т. Л. Антонова // Молодой ученый. 2019. № 32 (270). С. 45-49.