В статье рассматриваются отличительные особенности, специфика и условия формирования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: деловое общение, дополнительное образование, учреждение дополнительного образования.
В современных социально-экономических условиях в сфере дополнительного образования всё большее значение приобретает имидж учреждения, складывающийся из взаимовлияния различных факторов — важнейшим из которых является культура делового общения персонала.
На сегодняшний день в политической и бизнес-сфере существуют общепринятые международные правила делового взаимодействия. В сфере дополнительного образования, в настоящий момент, нет унифицированной системы правил корпоративного «поведения», в каждом отдельном учебном заведении, зачастую, стихийно складывается своя культура делового общения.
Актуальность исследования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования обусловлена необходимостью подготовки специалистов с высоким нравственным и культурным уровнем, способных эффективно решать поставленные задачи и поддерживать престиж учреждения в современных непростых условиях рыночной экономики.
Под деловым общением мы понимаем многомерный процесс коммуникации в профессионально-предметной сфере для осуществления значимых целей.
Культура делового общения в сфере дополнительного образования на сегодняшний день не получила достаточного освещения в научной литературе. А. Г. Исмагиловой, О. Ю. Кузнецовой, В. М. Фалей и др. достаточно подробно изучена культура делового общения в учреждениях дошкольного образования.
Большая часть научных работ имеет узко-педагогическую направленность. Таковы работы В. С. Грехнева, А. А. Леонтьева, М. В. Фалей, В. А. Кан-Калик, И. В. Колосовой, М. В. Телегина и других, посвящённые специфике педагогического общения.
Наиболее близко к современному пониманию культуры делового педагогического общения, на наш взгляд, подходит М. В. Фалей. В учебное пособие данного автора включен раздел «Стили педагогического общения и управления», в котором сделан акцент на перспективность индивидуального коммуникативного стиля и изложена методика его создания [4, c.40].
Но сфера делового общения не ограничивается коммуникацией между педагогом и учеником — профессиональная коммуникация осуществляется также на уровнях «преподаватель-родитель», «преподаватель-преподаватель», «преподаватель-иные сотрудники учреждения», а также между иными сотрудниками учреждения.
И. Н. Кузнецов выделяет ряд коммуникативных умений и навыков, владение которыми необходимо для любого профессионала, работающего в учреждении [2, с.8]:
− умение формулировать цели и задачи общения;
− умение организовать общение и управлять им;
− умение ставить вопросы и конкретно отвечать на них;
− владение навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;
− умение вести разговор, деловое совещание и т. п.;
− способность анализировать конфликты и разрешать их;
− умение доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать,
− умение достигать соглашений и решений, вести беседу, дискуссию, диалог, спор, переговоры.
В. А. Кузнецовым и О. Ю. Кузнецовой были проведены исследования культуры делового общения в учреждении дошкольного образования, на основании которых было выявлено, что формирование и развитие культуры делового общения в учреждении требует создания специальных условий для этого [1].
О. Ю. Кузнецовой перечислены следующие условия формирования делового общения [3, с.140]:
коммуникативно-деятельностные условия (наличие коммуникативных способностей для достижения целей профессиональной деятельности)
индивидуально-психологические условия (высокая культура делового общения)
ценностно-смысловые (мотивация к эффективной профессиональной деятельности).
Вышеизложенное в значительной степени может быть применимо и к учреждениям дополнительного образования. Но, тем не менее, в данной образовательной сфере имеется своя специфика, которую необходимо учесть.
Понятие «дополнительного образования» на законодательном уровне было закреплено в законе РФ «Об образовании» от 1992 года. В соответствии с ныне действующим законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, дополнительным образованием называется вид образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [5].
Исходя из этого, перед дополнительным образованием стоят особые задачи, что непосредственно накладывает влияние и на особенности культуры делового общения персонала соответствующих учреждений.
Также учреждения дополнительного образования, к сожалению, находятся в более сложных финансовых условиях, чем иные государственные образовательные учреждения. На сегодняшний день, в том числе и бюджетные учреждения дополнительного образования получают значительную часть доходов, оказывая платные образовательные услуги. Вливаясь в систему рыночной экономики, учреждения автоматически принимают её условия, одним из которых является владение культурой делового общения для персонала.
Таким образом, формирование и развитие культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования является насущной необходимостью, продиктованной веянием времени. Проблемы культуры делового общения сотрудников данных учреждений на настоящий момент требуют подробного изучения и экспериментального исследования.
Литература:
- Кузнецов В. А., Кузнецова О. Ю. Деловое общение в педагогическом коллективе [Текст] В. А. Кузнецов, О. Ю. Кузнецова // Перспективы науки и образования, 2014. — № 3(9). — С.56–62.
- Кузнецов И. Н. Деловое общение [Текст]: Учебное пособие / И. Н. Кузнецов. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 378 с.
- Кузнецова О. Ю. Условия развития делового общения в дошкольном образовательном учреждении [Текст] О. Ю. Кузнецова // Перспективы науки и образования, 2013. — № 2. — С.139–141.
- Фалей М. В. Педагогическое общение [Текст]: Учебное пособие / М. В. Фалей. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2014. — 116 с.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Эл. рес.] // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.11.2019)