Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования

Научный руководитель
26. Культурология
03.12.2019
629
Поделиться
Библиографическое описание
Савенко, С. В. Особенности культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования / С. В. Савенко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15498/.


В статье рассматриваются отличительные особенности, специфика и условия формирования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: деловое общение, дополнительное образование, учреждение дополнительного образования.

В современных социально-экономических условиях в сфере дополнительного образования всё большее значение приобретает имидж учреждения, складывающийся из взаимовлияния различных факторов — важнейшим из которых является культура делового общения персонала.

На сегодняшний день в политической и бизнес-сфере существуют общепринятые международные правила делового взаимодействия. В сфере дополнительного образования, в настоящий момент, нет унифицированной системы правил корпоративного «поведения», в каждом отдельном учебном заведении, зачастую, стихийно складывается своя культура делового общения.

Актуальность исследования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования обусловлена необходимостью подготовки специалистов с высоким нравственным и культурным уровнем, способных эффективно решать поставленные задачи и поддерживать престиж учреждения в современных непростых условиях рыночной экономики.

Под деловым общением мы понимаем многомерный процесс коммуникации в профессионально-предметной сфере для осуществления значимых целей.

Культура делового общения в сфере дополнительного образования на сегодняшний день не получила достаточного освещения в научной литературе. А. Г. Исмагиловой, О. Ю. Кузнецовой, В. М. Фалей и др. достаточно подробно изучена культура делового общения в учреждениях дошкольного образования.

Большая часть научных работ имеет узко-педагогическую направленность. Таковы работы В. С. Грехнева, А. А. Леонтьева, М. В. Фалей, В. А. Кан-Калик, И. В. Колосовой, М. В. Телегина и других, посвящённые специфике педагогического общения.

Наиболее близко к современному пониманию культуры делового педагогического общения, на наш взгляд, подходит М. В. Фалей. В учебное пособие данного автора включен раздел «Стили педагогического общения и управления», в котором сделан акцент на перспективность индивидуального коммуникативного стиля и изложена методика его создания [4, c.40].

Но сфера делового общения не ограничивается коммуникацией между педагогом и учеником — профессиональная коммуникация осуществляется также на уровнях «преподаватель-родитель», «преподаватель-преподаватель», «преподаватель-иные сотрудники учреждения», а также между иными сотрудниками учреждения.

И. Н. Кузнецов выделяет ряд коммуникативных умений и навыков, владение которыми необходимо для любого профессионала, работающего в учреждении [2, с.8]:

− умение формулировать цели и задачи общения;

− умение организовать общение и управлять им;

− умение ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

− владение навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

− умение вести разговор, деловое совещание и т. п.;

− способность анализировать конфликты и разрешать их;

− умение доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать,

умение достигать соглашений и решений, вести беседу, дискуссию, диалог, спор, переговоры.

В. А. Кузнецовым и О. Ю. Кузнецовой были проведены исследования культуры делового общения в учреждении дошкольного образования, на основании которых было выявлено, что формирование и развитие культуры делового общения в учреждении требует создания специальных условий для этого [1].

О. Ю. Кузнецовой перечислены следующие условия формирования делового общения [3, с.140]:

 коммуникативно-деятельностные условия (наличие коммуникативных способностей для достижения целей профессиональной деятельности)

 индивидуально-психологические условия (высокая культура делового общения)

 ценностно-смысловые (мотивация к эффективной профессиональной деятельности).

Вышеизложенное в значительной степени может быть применимо и к учреждениям дополнительного образования. Но, тем не менее, в данной образовательной сфере имеется своя специфика, которую необходимо учесть.

Понятие «дополнительного образования» на законодательном уровне было закреплено в законе РФ «Об образовании» от 1992 года. В соответствии с ныне действующим законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, дополнительным образованием называется вид образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [5].

Исходя из этого, перед дополнительным образованием стоят особые задачи, что непосредственно накладывает влияние и на особенности культуры делового общения персонала соответствующих учреждений.

Также учреждения дополнительного образования, к сожалению, находятся в более сложных финансовых условиях, чем иные государственные образовательные учреждения. На сегодняшний день, в том числе и бюджетные учреждения дополнительного образования получают значительную часть доходов, оказывая платные образовательные услуги. Вливаясь в систему рыночной экономики, учреждения автоматически принимают её условия, одним из которых является владение культурой делового общения для персонала.

Таким образом, формирование и развитие культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования является насущной необходимостью, продиктованной веянием времени. Проблемы культуры делового общения сотрудников данных учреждений на настоящий момент требуют подробного изучения и экспериментального исследования.

Литература:

  1. Кузнецов В. А., Кузнецова О. Ю. Деловое общение в педагогическом коллективе [Текст] В. А. Кузнецов, О. Ю. Кузнецова // Перспективы науки и образования, 2014. — № 3(9). — С.56–62.
  2. Кузнецов И. Н. Деловое общение [Текст]: Учебное пособие / И. Н. Кузнецов. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 378 с.
  3. Кузнецова О. Ю. Условия развития делового общения в дошкольном образовательном учреждении [Текст] О. Ю. Кузнецова // Перспективы науки и образования, 2013. — № 2. — С.139–141.
  4. Фалей М. В. Педагогическое общение [Текст]: Учебное пособие / М. В. Фалей. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2014. — 116 с.
  5. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Эл. рес.] // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.11.2019)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
деловое общение
дополнительное образование
учреждение дополнительного образования

Молодой учёный