Организационно-педагогические условия обучения дошкольников английскому языку в системе дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 26.05.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кишукова, А. М. Организационно-педагогические условия обучения дошкольников английскому языку в системе дополнительного образования / А. М. Кишукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 214-215. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114685/ (дата обращения: 30.06.2024).



В данной статье рассматриваются организационно-педагогические процессы, необходимые для эффективного обучения детей дошкольного возраста.

Ключевые слова : дополнительное образование, английский язык, игровая деятельность, организационно-педагогическое условия обучения дошкольников, дошкольник.

На сегодняшний день процесс дополнительного образования детей рассматривается как важная составляющая образовательного пространства в целом. По-своему такое отношение к дополнительному образованию не является чем-то новым, поскольку в предшествующий общественно-политический период существования СССР такого рода образование считалось не менее значимым, чем основное школьное образование.

В последние годы специалисты в области методики преподавания различных внешкольных предметов наблюдают достаточно интенсивное изменение содержания дополнительного образования. В различных внешкольных учреждениях дополнительного образования прослеживается тенденция внедрения большого количества новых образовательных проектов и направлений. Также разрабатываются программы нового поколения, которые направлены на развитие инновационной деятельности и связанные с информационными технологиями и интернет-ресурсами [1].

В системе дополнительного образования многие исследователи выделяют ряд принципов обучения. Кратко назовем наиболее известные принципы, которые были охарактеризованы и систематизированы такими специалистами в области методики, как Н. В. Шестак и С. Ю. Астаниной. Ими были, например, представлены следующие принципы:

— совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и педагогом при подготовке и в процессе обучения;

— использования имеющегося положительного жизненного опыта, практических знаний, умений, навыков и др. как базу и источник формирования новых знаний;

— индивидуального психолого-педагогического подхода к обучению;

— принцип развития индивидуума в группе и др. [2].

Если говорить непосредственно о процессе организации обучения иностранному языку дошкольников в учреждении дополнительного образования, то важно отметить, что основной целью такой работы является формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. К дополнительным целям относятся также:

— работа над удовлетворением индивидуальных потребностей дошкольников, как в интеллектуальном и духовно-нравственном образовании, так и в физическом формировании культуры здорового и безопасного образа жизни;

— организация свободного времени;

— адаптация к жизни в обществе и будущую профессиональную ориентацию дошкольников;

— выявление и поддержка выдающихся способностей и талантов [3].

Рассматривая саму организацию обучения дошкольников иностранному языку (в частности, английскому языку), методисты предлагают опираться на ряд признаков, которые обычно характеризуют организацию обучения. К таковым относят:

— распределение полномочий;

— взаимодействие с внешними структурами;

— совершенствование материально-технической базы;

— управление ресурсами;

— разработка и реализация педагогических форм, методов и условий и др. [4].

Так же хочется обратить внимание на сами педагогические условия, играющие такую же немаловажную, как и организация занятия. Так, под педагогическими условиями понимается совокупность возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [5].

Всего в педагогических условиях можно выделить 3 основные группы:

— Информационные. Под информационными подразумевается содержание образовательного процесса.

— Технологические. Под технологическими подразумевается непосредственно отбор форм, методов, приемов и средств необходимых во время образовательного процесса, а также отбор способов организации всего учебного процесса.

— Личностные. Под личностными подразумевается учет индивидуальных и психологических способностей учащихся, а также личностные качества самого учителя (система ценностей, самооценка и т.д.)

Если первые два условия можно охарактеризовать как учебно-воспитательный процесс, то 3 условие — это условие для эффективного функционирования первых двух условий.

Говоря непосредственно об обучении английскому языку дошкольников в учреждении дополнительного образования, стоит еще раз обозначить, что для процесса организации данного обучения важен возрастной и индивидуальный учет особенностей каждого из индивидуумов. При этом в качестве основного метода обучения должна выступать игровая деятельность, которая позволит создавать такую ситуацию, где каждый дошкольник не сможет «просто отмолчаться».

Основная цель игровой деятельности — это усвоение ребенком общественного опыта, в процессе чего происходит формирование и совершенствование самоуправление его поведением. Кроме того, в процессе игры ребенок формирует свою личность, развивает мышление, волю, воображение, память и т. д.

Игра, выступая в качестве формы деятельности в условных ситуациях, в педагогике обычно подразделяется на такие виды игр, как: ролевые, развивающие, тренирующие, воспитывающие, деловые. Посредством игры, познавая окружающий мир, дошкольники легко вовлекаются в процесс усвоения важных языковых навыков.

Целью языковых игр выступает активизация работы дошкольников на занятиях, а также развитие их речевой инициативы [6].

Следует также обратить внимание на вопросы, касающиеся положительного результата организации обучения иностранному языку у дошкольников в учреждении дополнительного образования. Для получения такого результата должны выступать следующие критерии:

— удовлетворенность родителей качеством получаемой услуги для их детей;

— повышение умения дошкольников излагать свои мысли при помощи иностранного языка как средства живого общения с другими;

— развитие умений слушать и грамотно реагировать на поставленные вопросы;

— извлечение необходимой информации при прослушивании текстов или их прочтении и т.п. [7].

Предлагается также проводить показательные занятия, организовывать совместные мероприятия на иностранном языке, рекомендовать родителям собирать материалы об англоязычных странах, рекомендовать различные детские пособия или электронные материалы на английском языке, чтобы затем вместе делиться этой информацией с дошкольниками на каком-либо занятии и т.п. [8].

Итак, рассматривая вопросы, касающиеся организационно-педагогических условий обучения дошкольников языку в системе дополнительного образования, важно указать на необходимость индивидуального подхода к обучающимся. Важными составляющими, гарантирующими положительные результаты процесса обучения, также являются правильность и точность в регулировке распределение полномочий в обучении, разработка и реализация педагогических форм, методов, условий и т. д.

Литература:

  1. Копылова, Ю. В. Принципы обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 4. — С. 114.
  2. Шестак, Н. В., Астанина, С. Ю.Андрагогика и дополнительное профессиональное образование. — М.: Изд-во СГУ, 2008. — 201 с.
  3. Евладова, Е. Б., Логинова, Л. Г., Михайлова, Н. Н. Дополнительно образование детей. Учебник для студ. ВУЗов, пед. училищ и колледжей. — М.: Владос, 2004. — С. 71.
  4. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика. — М.: Харвест, 2007. — С. 89.
  5. Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований// Педагогика, 1995. — № 5. — С.44–49.
  6. Будакова, О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка [Текст]// Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 152–154.
  7. Гальскова, Н.Д., Никитенко, З. Н. Иностранный язык в дошкольном образовании: ценностные приоритеты // Иностранные языки в школе. М.: Методическая мозаика. — 2019. — № 3. — С. 2–9.
  8. Лобода, Т. В. История исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста // Современные исследования социальных проблем. — № 1(05). — 2011. — С. 78–83.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, иностранный язык, английский язык, игровая деятельность, дошкольник, дошкольный возраст, образовательный процесс, распределение полномочий.


Ключевые слова

английский язык, дополнительное образование, дошкольник, игровая деятельность, организационно-педагогическое условия обучения дошкольников

Похожие статьи

Задать вопрос