Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Симакова, М. Н. Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Н. Симакова, А. С. Лаврентьева, Т. А. Мещерякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 610-612. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70070/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается значение дополнительного образования в жизни ребенка.

Ключевые слова: дополнительное образование, педагог дополнительного образования, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения.

В современном мире становление человека предопределяет его образование. С раннего детства ребенка начинают приобщать не только к дошкольному образованию, но и дополнительному.

С середины XIX — начале XX века в России начали образовываться учреждения дополнительного образования. Они представлялись в виде общественно-педагогических инициатив. С этого временили педагоги задумываются о роли дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения. Понятие «дополнительное образование» рассматривается как социально-педагогическое явление и одновременно, как средство профильного образования и социализации дошкольников и школьников, их социального самоопределения [2]. Понятие «дополнительный» («дополнительное») имеет два значения:

1) дополнительное — это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;

2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого.

Современное дополнительное образование предполагает четко выстроенный целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития путем реализации дополнительных образовательных программ: предпрофессиональных и общеразвивающих. Социальный заказ общества и государства предполагает изменения и обновления содержания дополнительного образования, которое будет нацелено на усиление воспитательного потенциала.

Дошкольные образовательные учреждения распахнули двери для дополнительного образования. Именно педагогам дополнительного образования в данных учреждениях стала отводиться важная роль. Они искусно помогают подрастающему поколению раскрыть свои способности в разных видах творческой деятельности. Можно сказать, что дополнительное образование способно привнести в жизнь каждого ребенка единую и важную для них основу в области желаний и возможностей воспитанника (и его родителей, законных представителей), общества и государства.

Дополнительное образование является основной базой для формирования досуговых предпочтений — хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни. Чаще всего дополнительное образование воспринимается как основа ранней профессиональной ориентации детей. Ребенок путем проб и ошибок начинает ориентироваться в той или иной деятельности приобретая опыт деятельности в определенном направлении.

Одним из важных направлений в работе педагога дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения является выстраивание межличностного общения воспитанников. Для каждого педагога важно создать атмосферу взаимопонимания в группе детей, помочь ребенку в преодолении поведенческих стереотипов. Педагог нацелен на оказание индивидуальной помощи неправленой на решение различных проблемных ситуаций. Например, саморегуляция ребенка при участии в выступлениях, соревнованиях, выставках; нежелание или неготовность ребенка разделять нормы и ценности группы детей; некомпетентность в межличностном взаимодействии [3].

Педагог дополнительного образования является специалистом работающим в сфере дополнительного образования. Он реализует дополнительные общеразвивающие программы художественной, естественнонаучной, технической, социально-педагогической направленностей [1]. Система взаимодействия педагога дополнительного образования и воспитанника в отличие от учителя и ученика отличается равноправием партнерских отношений. Педагога можно назвать помощником в построении совместной деятельности с ребенком. Педагог способен умело использовать в своей работе большой спектр различных педагогических методов и приемов. Он умело применяет различные педагогические технологии, приводящие к успешной социализации личности.

Выстраивание отношений взаимодействия с воспитанником происходит на основе взаимной поддержки, нацеленности на результат и согласованности действий при реализации поставленной цели. Вся педагогическая деятельность педагога направлена на организацию условий для возникновения и становления деятельности ребенка по развитию своего личностного образа. Педагоги дополнительного образования, применяя приемы педагогической поддержки, помогают развить в ребенке индивидуальность и самостоятельность.

Современные педагоги выстраивают для своих воспитанников образовательные маршруты, которые отражают интересы, потребности и возможности каждого ребенка. При этом формирование и развитие личности происходит на более высоком уровне. Творческий подход к деятельности каждого ребенка способствует более эффективному решению задач педагогического процесса.

Каждый ребенок в добровольном порядке посещает то или иное направление дополнительного образования. Сам ребенок самостоятельно решает, как долго он будет посещать детское объединение. Именно педагог дополнительного образования ориентирован на привлечение детей в свое объединение, что дает возможность для реализации образовательной программы и успешной социализации воспитанников. Потребность участия у детей в детских объединениях определяет их социализацию, построение определенных жизненных ситуаций и участие в них.

Совместная деятельность является ориентиром для содержания социального воспитания в объединении. Она ориентирует каждого воспитанника на осознании значимости и ценности такого совместного общения. Освоение социального опыта ребенком происходит за счет индивидуализации воспитательного процесса. Итогом получения дополнительного образования чаще выступает не профессиональная ориентация воспитанника, а социальный опыт общения, опыт самостоятельной свободной ориентации в различных сферах деятельности.

С 2018 г. в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 190» г. Воронежа введены платные дополнительные образовательные услуги по различным направлениям. В 2019–2020 учебном году по примеру МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 190» и другие дошкольные образовательные учреждения г. Воронежа открыли на своей базе платные дополнительные образовательные услуги. В этом учебном году в дошкольном образовательном учреждении работают платные услуги по направлениям:

1) художественное: дополнительная общеразвивающая программа по хореографическому искусству «Азбука танца», дополнительная общеразвивающая программа «Вокальная студия с элементами театрализации», дополнительная общеразвивающая программа по изобразительному искусству «Веселые краски»;

2) социально-педагогическое: дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе, дополнительная общеразвивающая программа «Веселый английский».

Платные дополнительные образовательные услуги посещает 226 воспитанника. Дополнительное образование детей отличается свободой выбора ребенком направления получения знаний. Обучаясь по дополнительным общеразвивающим программам, каждый ребенок удовлетворяет свои интересы, которые помогают ему в его самореализации и социализации. В учреждении беспрерывно создаются специальные условия для целенаправленного позитивного развития личности человека и приобретения ею духовно-ценностной ориентации.

Литература:

  1. Евладова Е. Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи / Е.Б Евладова. — Москва: Внешкольник, 2016. — 46 с.
  2. Коломина И. П. Структуры и механизмы творческой деятельности / И. П. Коломина. — Москва: Просвещение, 1998. — 112 с.
  3. Михайлова Н. Н. Актуальное состояние проблемы профессионального самоопределения в сфере образования / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — Москва: Народное образование, 1997. — 274 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, педагог, ребенок, программа, воронеж, Детский сад, деятельность педагога, дошкольное образовательное учреждение, подрастающее поколение, совместная деятельность.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению в условиях образовательного комплекса

В данной статье поднимается проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к школьному обучению, рассматриваются различные взгляды на проблему взаимодействия дошкольной организации и школы в подготовке дошко...

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Профессиональное сопровождение педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа

В статье предпринята попытка систематизировать современные представления о профессиональном сопровождении педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа. Рассмотрено понятие профессионального сопровождения....

Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...

Готовность педагогов системы дополнительного образования к процессу обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматривается проблема организации обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования вне специальной (коррекционной) школы. Описаны результаты исследования готовности педагогов дополнитель...

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Организационно-педагогические условия обучения дошкольников английскому языку в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические процессы, необходимые для эффективного обучения детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению в условиях образовательного комплекса

В данной статье поднимается проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к школьному обучению, рассматриваются различные взгляды на проблему взаимодействия дошкольной организации и школы в подготовке дошко...

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Профессиональное сопровождение педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа

В статье предпринята попытка систематизировать современные представления о профессиональном сопровождении педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа. Рассмотрено понятие профессионального сопровождения....

Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...

Готовность педагогов системы дополнительного образования к процессу обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматривается проблема организации обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования вне специальной (коррекционной) школы. Описаны результаты исследования готовности педагогов дополнитель...

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Организационно-педагогические условия обучения дошкольников английскому языку в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические процессы, необходимые для эффективного обучения детей дошкольного возраста.

Задать вопрос