Методические рекомендации по организации работы театральной студии в образовательном учреждении СПО | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пирюткина, Ю. В. Методические рекомендации по организации работы театральной студии в образовательном учреждении СПО / Ю. В. Пирюткина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9261/ (дата обращения: 17.08.2024).



В статье рассматривается механизм организации театральной студии в образовательном учреждении системы среднего профессионального образования. Подчеркивается, что наличие театральной студии в колледже влияет не только на развитие личности её участников, но и создаёт особую культурную атмосферу в учебном заведении.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, театральная студия, студенческий театр, неформальное образование.

Как помогают занятия в театральной студии развитию способностей студентов, которые не планируют связывать дальнейшую жизнь со сценой?

Театральное искусство обладает специфическими свойствами, которые делают его уникальным. Прежде всего, это синтетическая природа театра. Спектакли включают в себя литературу, музыку, изобразительное искусство, хореографию. Студенты, которые занимаются в театральной студии, учатся воспринимать произведение искусства как сложный интеллектуальный объект. Это требует напряжённой мыслительной деятельности. В начале занятий под руководством педагога они учатся понимать эти объекты. Далее, выполняя задания (упражнения), учатся применять знания о произведении искусства. Таким образом, участники театральной студии поэтапно овладевают навыком творческой деятельности — от наблюдения до создания творческого продукта (элемента декораций, костюмов, действий в мизансцене, актёрского этюда и даже сценария). Формирование у студентов умения применять этот навык в других сферах является задачей педагога.

Другая важнейшая особенность театра — коллективность творческого процесса. И речь идёт не только о работе коллектива актёров на сцене. Спектакль — это совместный труд драматурга, режиссёра, актёра, звукооператора, осветителя, художника, хореографа, костюмера. От их слаженной работы во многом зависит успех дела. Поэтому участие в подготовке спектакля для студентов — это важный опыт сотрудничества.

Сиюминутность — ещё одна важная черта театрального искусства: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведения. Действие нередко развивается одномоментно в разных частях сцены, поэтому все участники театральной студии осознают ответственность за успех спектакля. Умение нести личную ответственность в деле, в котором оценивается коллективный результат, — одно из важных умений человека в любой сфере деятельности.

В Хабаровском колледже отраслевых технологий и сферы обслуживания в 2019 году был создан студенческий театр «Чёрным по белому», в котором и сегодня продолжают заниматься студенты. На основе опыта работы руководителя этого театра были написаны «Методические рекомендации по организации работы театральной студии в образовательном учреждении СПО».

«Методические рекомендации» предназначены для преподавателей гуманитарного цикла дисциплин, ведущих кружковую деятельность (или планирующих её вести), а также для педагогов дополнительного образования. Главная цель инновационного педагогического продукта — мотивировать творческих педагогов организовать в своем учебном заведении театральную студию (кружок) или сделать работу творческого коллектива, если он уже существует, эффективнее.

В «Методических рекомендациях» даются основы работы студенческого коллектива в колледже, разъясняются разные аспекты театральной деятельности со студентами СПО, что поможет руководителю сосредоточится на процессе творчества, избежав организационных трудностей, сделать работу в этом направлении успешной с самого начала.

Автор данной работы проанализировал методические рекомендации по организации театрального кружка (студии) в детских и молодёжных творческих центрах. К примеру, рассматривались «Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров» (авторский коллектив ФГБУК «ВЦХТ» Львова Л. С., Криницкая Г. М., Крылов А. В., Лавренова Т. С., Дунаева Т. В.), 2022 г. [5]. Однако продуктов, аналогичных представленному, не существует. Причиной отсутствия методических рекомендаций по организации театральной студии в СПО можно считать редкость студенческих театров в этой сфере образования. В представляемой работе описана логика действий педагога, осуществляющего руководство студенческим театром в колледже или техникуме.

Прежде всего, для руководителя театрального коллектива необходимо определиться с принципами своей работы. Автор «Методических рекомендаций» предлагает внедрить инновационные принципы, которые лежат в основе отечественной педагогики сотрудничества и ТРИЗ-педагогики: принцип сотрудничества, сотворчества, деятельности, личностного подхода, свободного выбора преемственности, открытости и принцип высокой планки [2, 4].

Реализация принципов начинается с определения главной цели работы с участниками театральной студии. Для автора такой целью стало формирование у студентов личностных, метапредметных, предметных (дисциплина «Литература») результатов, общих компетенций, заявленных в ФГОС СПО. Автор, который более двадцати лет является действующим преподавателем колледжа, учитывает особенности работы со студентами СПО, опирается на ФГОС как основу формирования необходимых результатов и компетенций будущих специалистов, то есть рассматривает дополнительные творческие занятия в театральной студии как продолжение обучения в колледже, считая их «неформальным образованием».

Цель определяет задачи деятельности руководителя при работе со студентами. Цели и задачи, которые предполагают достижение определённых результатов, определяют содержание занятий, методы и приёмы работы с участниками театральной студии, репертуар студенческого театра, материально-техническую базу.

Для определения содержания занятий театральной студии использовался опыт работы с начинающими актёрами театральных режиссёров и педагогов М. Е. Александровой [1], Л. М. Шахматова, В. К. Львовой [7], а также результаты наблюдения за работой студенческих театров: театра «Метафора» Биробиджанского колледжа культуры и искусства, театральной студии «На чердаке» Тихоокеанского государственного университета, Народного молодёжного театра «Начало» в Хабаровске.

В «Методических рекомендациях» нет возможности дать технологию работы студенческого театра, поскольку любая творческая работа индивидуализирована. Однако описание опыта успешной деятельности конкретного творческого объединения может мотивировать педагогов СПО создать свой театральный коллектив, сделав его работу эффективной с самого начала. В приложениях к продукту опубликована программа работы студенческого театра ХККОТСО «Чёрным по белому», примеры сценариев, фотоистория театра, в самой работе даны ссылки на видео спектаклей, литературно-музыкальных композиций. Безусловно, у любого театра должна быть концепция, отличительные признаки, которые формулируются в процессе сотворчества педагога и воспитанников. В данном инновационном продукте приведены примеры создания стиля театра, его основной идеи, показаны способ оформления спектаклей и создания костюмов. Всё это позволяет руководителям представить реальную картину работы конкретной театральной студии, определиться с собственным направлением деятельности.

Для успешной реализации инновационного продукта необходимы систематическая работа, посещение театров и репетиций профессиональных актёров, приглашение театральных деятелей на занятия для проведения мастер-классов.

Следует признать, что наличие театральной студии в колледже влияет не только на развитие личности её участников, но и создаёт особую культурную атмосферу в учебном заведении. Занятия в театральной студии и просмотр спектаклей с участием своих сверстников делает жизнь студентов колледжа интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Показов спектаклей с нетерпением ждут и первокурсники, и студенты старших курсов. На всех литературно-музыкальных композициях и спектаклях присутствуют родители. Сложилась хорошая традиция посещать театры Хабаровска студенческими и родительскими группами. Автор «Методических рекомендаций» надеется, что количество студенческих театров в колледжах и техникумах будет увеличиваться.

Литература:

  1. Александрова, М. Е. Актёрское мастерство. Первые уроки: учебное пособие / М. Е. Александрова. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. — 96 с.
  2. Гин, А. Приёмы педагогической техники / Гин А. А. — Москва: Вита-Пресс, 2022. — 112 с.
  3. Косинец, Е. И. Грани мастерства (театральная педагогика в современной школе) — URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925.pdf
  4. Соловейчик, С. Л. Непрописные истины воспитания. Избранные статьи / С. Л. Соловейчик. — Москва: АСТ, 2017. — 224 с.
  5. Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров / Львова Л. С., Криницкая Г. М., Крылов А. В., Лавренова Т. С., Дунаева Т. В. — URL: https://patriotsport.moscow/wp-content/uploads/2022/11/metodicheskie-rekomendatsii-shkolnye-teatry.pdf;
  6. Пирюткина Ю. В. Методические рекомендации по организации работы театральной студии в образовательном учреждении СПО». — URL: http://hkotso.ru/prepodavatelyu/metodicheskiy-dizayn-hkotso
  7. Шахматов, Л. М. Сценические этюды: учебное пособие / Л. М. Шахматов, В. К. Львова. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2019. — 320 с.
Задать вопрос