Учреждения дополнительного образования как социально-культурный институт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 17.04.2021

Статья просмотрена: 5598 раз

Библиографическое описание:

Верхотурова, Е. В. Учреждения дополнительного образования как социально-культурный институт / Е. В. Верхотурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 321-325. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80143/ (дата обращения: 16.12.2024).



Исследована сущность системы дополнительного образования, включающая учреждения дополнительного образования, как компонент социально-культурных институтов. Определена роль, функции и направления деятельности учреждений дополнительного образования.

Ключевые слова: социально-культурный институт, дополнительное образование, просветительская деятельность.

Современная социокультурная среда в России и в мире, характеризуется девальвацией культурных ценностей и института семьи, духовным кризисом, интолерантностью и многими другими негативными социальными эффектами. Сегодня это понимает не только общество, но и государство. Политики повсюду подчеркивают насущную необходимость развития «человеческих ресурсов» и, в частности, содействия творчеству, приспособляемости и улучшению коммуникативных способностей. Поэтому приоритетной задачей социокультурной политики нашей страны сегодня является «обеспечение условий для культурного просвещения и гуманитарного развития российского общества, воспитания высоконравственного, духовно-насыщенного и патриотичного поколения» [1], что отражено в «национальной доктрине образования РФ до 2025 г» [1].

В решении задач образования и просвещения, посредством которых происходит популяризация культурных ценностей, развитие духовно-нравственных, патриотических и эстетических качеств личности, особое значение имеет система социально-культурных институтов. В. В. Туев отмечает, что «процесс приобщения человека к культуре и последующего его активного включения в нее управляется обществом и социальными институтами» [2].

В структуре сущности социально-культурных институтов (СКИ) с точки зрения их функционально-целевой направленности необходимо выделять два уровня: нормативный и учрежденческий [3, с. 11].

Нормативный уровень, ключевым понятием которого является «норма», определяет СКИ как исторически сложившуюся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности [3, с. 11]. Примерами нормативных социально-культурных институтов являются: институт семьи, язык, религия, просвещение, фольклор, наука, литература, искусство и так далее, то есть все то, что определяет исторически сложившийся национальный код и самобытность, совокупность норм поведения и обычаев.

Учрежденческий уровень к СКИ относит «многочисленную сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли» [3, с. 12]. К этой категории относятся: «учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли» [3, с. 12].

Все виды СКИ как по отдельности, так и в совокупности являются субъектами образования, просвещения и воспитания личности. Учрежденческие СКИ осуществляют свою деятельность согласно и в соответствии с нормативными СКИ и одновременно расширяют их сферу, производя новые их компоненты. Социально-культурные институты формируют смысловую определенность, значимость и структурность любой деятельности личности, различных социальных групп и объединений, а также общества в целом.

В структуре социально-культурных институтов важное значение имеет система дополнительного образования (ДО). В процессе дополнительного образования развиваются культура, морально-нравственные основы человека, его интеллект, воображение, происходит освоение норм жизни и многие другие аспекты личности. Достоинствами дополнительного образования являются: добровольность обучения, свобода выбора образовательной программы и места ее освоения, возможность построения индивидуальной образовательной траектории.

Дополнительное образование детей относится к институционализированному неформальному образованию и подразделяется на «дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование» [4]. Основной целью предоставления и получения дополнительного образования детей является социализация подрастающего поколения, а дополнительного образования взрослых — удовлетворение культурных потребностей, определение и реализация жизненных целей и ценностей, а также организация досуга. Это позволяет каждому индивидууму обучаться и просвещаться на протяжении всей жизни, придерживаясь «концепции непрерывного образования».

Федеральный закон об образовании РФ определяет, что «Дополни-тельное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и без-опасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [4].

В ходе реализации целей и задач своего существования учреждения ДО осуществляют различные функции. Функции включает в себя взаимодействующие компоненты, такие как способы, приемы, методы и другие, способствующие достижению определенной цели и получение конечного полезного результата.

Учреждения ДО реализуют свои функции посредством социально-культурной деятельности, включающей культурно-досуговую и просветительскую деятельность.

Согласно Закону «Об образовании», организации ДО осуществляют образовательную деятельность в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами (ДОП) и дополнительными предпрофессиональными программами (ДПП). ДОП реализуются как для детей, так и для взрослых. ДПП в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей.

ДО детей с точки зрения педагогики обладает множеством достоинств, которыми не обладают или практически не обладает школьное образование (рис. 1). Оно усиливает его вариативную составляющую, способствует профессиональному самоопределению, закреплению знаний, полученных в школе.

Дополнительное образование эта часть системы образования, которая позволяет восполнить потребности формирующейся личности, подростка, молодых и зрелых людей, так как обладает свойством вариативности и многогранности. В тех условиях, которые создаются в учреждении ДО у ребёнка формируются навыки самопознания, самосознания, самостоятельности в действиях и поступках, устойчивости потребности в познании и творчестве. Взрослый удовлетворяет свои творческие и культурные потребности, развивает интересы, организует досуг, получает возможность максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Здесь форма, темп и объем знаний зависят от индивидуальных способностей и потребностей.

Рис. 1. Положительные характеристики системы ДО в России

Содержание дополнительного образования не нормируется, его наполнение вариативно и может ограничиваться только интересами ребёнка, его выбором и потребностями общества.

Учреждения дополнительного образования реализует свою деятельность в различных формах, различными методами и приемами с учетом имеющейся ресурсной базой. При этом форму деятельности можно рассматривать с точки зрения способа организации деятельности (индивидуальные, групповые, массовые) и как способ организации материала (лекция, беседа, праздник, карнавал и т. п.). Метод, в общем случае, это «путь к достижению цели, способ управления деятельностью через воздействие на сознание, чувства, поведение» [5]. Личностную конкретизацию метода определяет прием. Совокупность необходимых компонентов для производства культурного продукта или услуг составляет ресурсная база, включающая нормативные, кадровые, финансовые, материальные, социально-демографические, информационные ресурсы и т. д.

Учреждениями ДО применяются, присущие всем социально-культурным институтам, методы социально-педагогической деятельности (рис. 2), выбор которых зависит от конкретных целей.

Рис. 2. Методы социально-педагогической деятельности

По содержанию деятельность учреждений ДО можно разделить на следующие типы: практико-преобразующую; ценностно-ориентированную; познавательную и творческую (рис. 3).

Рис. 3. Типы КПД в системе ДО в зависимости от содержания

Как было отмечено выше содержание дополнительного образования не нормируется, то есть оно обладает преимуществом вариативности, многопрофильности. При этом на содержание и направления деятельности учреждения ДО оказывают влияние социокультурная ситуация и происходящие процессы в обществе, а также политика государства в этой сфере. Тем не менее, можно выделить основные направления культурно-просветительской деятельности современного ДО, представленные на схеме (Рис. 4).

Рис. 4. Основные направления культурно-просветительской деятельности современных учреждений ДО

Таким образом, система дополнительного образования — это социально-культурный институт, осуществляющий социально-культурную, культурно-досуговую и просветительскую деятельность, функции, формы и средства которой определяются исходя из социально-педагогических целей, социального запроса, социально-культурной политики государства, а также ресурсов конкретного учреждения. Широкий набор средств, методов и программ учреждений ДО позволяет удовлетворить потребности каждого члена общества, способствуя повышению культурного потенциала нации.

Литература:

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751.
  2. Туев Об атрибуте «социально-культурный» / Туев, В. В. — Текст: непосредственный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2003. — № 4. — С. 70–78.
  3. Колосова Социально-культурные институты: сущность и типология / Колосова, Ю. О. — Текст: непосредственный // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 28. — С. 11–16.
  4. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
  5. Иванова, И. Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности / И. Ю. Иванова. — Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. — 199 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, институт, просветительская деятельность, институт семьи, культурно-просветительская деятельность, Россия, социально-культурная сфера, социально-культурный институт, социально-педагогическая деятельность.


Ключевые слова

дополнительное образование, просветительская деятельность, социально-культурный институт

Похожие статьи

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования

Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая п...

Педагогический потенциал музыкально-культурной среды образовательной организации

В настоящей статье рассматриваются общие особенности педагогический потенциал музыкально-культурной среды образовательной организации. Определить условия оптимизации педагогических функций культурно-досуговых и образовательных учреждений как структур...

Особенности культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматриваются отличительные особенности, специфика и условия формирования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования.

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Информационно-просветительская деятельность как фактор мотивации учебного и учительского труда

В статье рассматривается информационно-просветительская деятельность как один из факторов мотивации учебного и учительского труда. Представлены материалы социологического исследования о влиянии просветительской деятельности на поддержание мотивации п...

Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы

В статье рассмотрена проектная деятельность социокультурных учреждений. Представлены положительные эффекты создания и реализации проектов для различных групп населения. Обоснована значимость проектной деятельности учреждений как способа формирования ...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Похожие статьи

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования

Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая п...

Педагогический потенциал музыкально-культурной среды образовательной организации

В настоящей статье рассматриваются общие особенности педагогический потенциал музыкально-культурной среды образовательной организации. Определить условия оптимизации педагогических функций культурно-досуговых и образовательных учреждений как структур...

Особенности культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматриваются отличительные особенности, специфика и условия формирования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования.

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Информационно-просветительская деятельность как фактор мотивации учебного и учительского труда

В статье рассматривается информационно-просветительская деятельность как один из факторов мотивации учебного и учительского труда. Представлены материалы социологического исследования о влиянии просветительской деятельности на поддержание мотивации п...

Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы

В статье рассмотрена проектная деятельность социокультурных учреждений. Представлены положительные эффекты создания и реализации проектов для различных групп населения. Обоснована значимость проектной деятельности учреждений как способа формирования ...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Задать вопрос