Информационно-просветительская деятельность как фактор мотивации учебного и учительского труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 07.07.2023

Статья просмотрена: 473 раза

Библиографическое описание:

Скрипкина, Н. В. Информационно-просветительская деятельность как фактор мотивации учебного и учительского труда / Н. В. Скрипкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104805/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассматривается информационно-просветительская деятельность как один из факторов мотивации учебного и учительского труда. Представлены материалы социологического исследования о влиянии просветительской деятельности на поддержание мотивации педагогов и обучающихся к педагогической и учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, информационно-просветительская деятельность, просветительская деятельность, мотивация учебного и учительского труда.

Информационно-просветительская деятельность реализует междисциплинарную функцию, так как интегрирует в себе знания отдельных отраслей науки об обществе и человеке. Эта деятельность обладает высокой ценностью, поскольку позволяет транслировать качественную и значимую информацию широкой аудитории.

В последнее время, с развитием интернета, который обеспечивает неограниченный доступ к любым ресурсам, сам процесс информирования становится все более «размытым», не обладает целенаправленным действием. В этих условиях первое место по значимости занимают такие умения человека, как самостоятельная оценка информации, её интерпретация, творческое осмысление и создание на этой базе новых задач для дальнейшего развития.

У детей еще не сформированы эти умения в своей совокупности. В большинстве своем они воспринимают информацию нерефлексивно. Между тем, поток информации, высокая скорость её распространения, множество каналов её трансляции и разное качество требуют наличие навыков критического мышления [3, с. 129].

Сформировать такое мышление у детей не получается быстро. А в некоторых случаях, касательно детей с особыми образовательными потребностями, не всегда возможно. Поэтому нужен посредник, наставник, который поможет детям правильно ориентироваться в потоке информации. Цель такого наставника — дать достоверную информацию на доступном детям языке, предложить варианты освоения информации, способствовать расширению мировоззрения, актуализировать знания о мире, себе, природе, культуре, труде и его ценностях.

Информационно-просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ, направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Федеральный Закон «Об образовании в РФ»).

Духанина Л. Н., Максименко А. А. считают, что на современном этапе от просветительства человек ждёт помощи в обретении личной траектории и мотивационных драйверов, а не масштабной презентации научной картины мира, способствующей расширению кругозора [1, с. 227]

Информационно-просветительская деятельность способствует развитию и поддержанию мотивации к обучению.

И хотя до сих пор нет однозначного понимания мотивации, популярным ее определением является следующее: мотивация — это совокупность внутренних и внешних сил, побуждающих человека к познанию, ощущению и действию [2, с. 61].

Новые и актуализация уже полученных знаний, повышают мотивацию, т. к. деятельность человека обретает смысл.

Эффективность информационно-просветительской работы зависит от системы ее планирования, а также ориентированности на образовательные и личностные потребности потребителя услуг. Помимо этого, в информационно-просветительской работе есть большой потенциал и ресурс воспитательной работы.

Потенциал и ресурс воспитательной работы заложен в самой просветительской деятельности. Эта деятельность, связанная с передачей знаний и опыта культуры, исходит от субъекта. Она направлена на хранение, распространение культурных ценностей и приобщение к этим ценностям разных слоев населения [3, с. 135].

Вовлеченность информационно-просветительской деятельности в сферу образования привлекает внимание, в первую очередь, участников образовательных отношений, а также широких слоев населения к проблеме мотивации учебного и учительского труда, т. к. предлагает адекватное решение на вопрос «как поддерживать устойчивую мотивацию?»

Поскольку просветительская деятельность направлена на интеграцию общества, она может выступать как фактор формирующий и поддерживающий мотивацию, в том числе на основе преемственности. Помимо этого, информационно-просветительская деятельность объединяет усилия педагогов и обучающихся, как отдельной образовательной организации, так и широкого круга школ, в решении определенной задачи, позволяет найти эффективные социокультурные практики в повышении мотивации. На наш взгляд, информационно-просветительская деятельность является движущей силой мотивации учебного и учительского труда и определяет её характер.

В широком социокультурном контексте просветительская деятельность включает в себя элементы образовательной деятельности, воспитания и информационную составляющую [3, с. 138].

С этих позиций, просветительская деятельность обогащает человека духовно и нравственно, позволяет найти ресурсы для формирования и поддержания мотивации к труду. Такая деятельность предлагает направления для самореализации, личностного и творческого самовыражения человека. А все это вместе стабилизирует трудовую деятельность человека, способствует формированию его мировоззренческих представлений о мире.

Мы провели социологическое исследование, чтобы выявить движущий характер информационно-просветительской деятельности в сохранении устойчивой мотивации учебного и учительского труда. В опросе приняли участие обучающиеся и педагоги образовательной организации г. Челябинска. В исследовании участвовали 332 учащихся и 142 педагогических работника.

В рамках исследования в 2022–2023 учебном году службой психолого-педагогического сопровождения образовательной организации проводилась информационно-просветительская работа через систему мероприятий различных по направленности и содержанию.

Так, с обучающимися были проведены тематические занятия «Я и закон», в которых приняли участие 332 обучающихся. В просветительских мероприятиях в рамках Недели психологии в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации в октябре 2022 года приняли участие 166 учащихся, а в апреле 2023 года — 154 человека.

В распространении просветительской информации по Региональному проекту «Почта Доверия» было охвачено 120 обучающихся. Так же в рамках информационно-просветительской деятельности с учащимися мы проводили деловые игры «Мой профессиональный выбор» и «Моя школа самая лучшая», в которых приняли участие 207 учащихся.

По результатам проведенной работы обучающиеся и их родители отметили высокую значимость просветительских мероприятий в распространении знаний о человеке; 64 % отметили влияние на личностный рост и учебную мотивацию обучающихся; 38 % — на развитие коммуникативной компетентности.

С педагогическими работниками в рамках информационно-просветительской работы были проведены беседы о нежелательном поведении учащихся, адаптации детей к образовательному процессу (7 человек), консультации о развитии личностных и коммуникативных компетенций обучающихся — 8 педагогов. В рамках просветительских мероприятий проведены семинары-практикумы на темы: «Конфликты: стратегии решения» — 23 чел.; «Новогодние часы» Арт-терапия, работа с метафорическими ассоциативными картами (далее — МАК) — 56 чел.; «Энергия жизни». Тестирование, работа с МАК — 48 чел.

По итогам работы 88 % педагогов отметили большой вклад таких мероприятий в позитивный настрой в коллективе, 76 % — в развитие коммуникативных компетенций, саморефлексию и 82 % — вклад в повышение мотивации к педагогической деятельности.

Исследование показало, что использование разнообразных приемов информационно-просветительской деятельности значительно повышает как интерес к самой этой деятельности, так и к отдельным её компонентам. Помимо этого, она предоставляет конкурентную информацию для создания нового интеллектуального продукта, формирования определенного процесса, качественной характеристики труда.

Проведенная работа показала её достаточную востребованность у всех участников образовательных отношений. Нужно отметить, что в этой работе приняли участие также родители (законные представители) обучающихся — 43 чел. Но в рамках нашей работы, мы подробно не рассматриваем данную категорию образовательных отношений, хотя обязательно её учитываем в реализации информационно-просветительской деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что информационно-просветительская деятельность является одним их факторов формирования и поддержания мотивации учебного и учительского труда. Применение просветительских практик расширяет образовательное пространство учащихся и педагогов, мотивирует педагога стать сопровождающим наставником, который ориентирует и направляет поисковую деятельность учащихся в информационном потоке, способствует развитию их мотивации к учебному труду.

Литература:

  1. Духанина, Л.Н., Максименко, А.А., Просветительские запросы россиян / Л. Н., Духанина, А. А. Максименко. — [Текст] // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. — 2019. — № 2. с. 226–240.
  2. Лифшиц Е. А. Истоки трудовой мотивации /Электронное научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление». Том 5 (2009), ст. 4. — с. 60–68. www.rypravlenie.ru
  3. Симбирцева, Н.А., Челышева, И.В., Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции / Н. А. Симбирцева, И. В. Челышева. — [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. — 2020. — № 4–5/2020. — с. 127–140.
Основные термины (генерируются автоматически): информационно-просветительская деятельность, учительский труд, просветительская деятельность, информационно-просветительская работа, мотивация, обучающийся, поддержание мотивации, воспитательная работа, образовательная организация, устойчивая мотивация.


Ключевые слова

мотивация, просветительская деятельность, информационно-просветительская деятельность, мотивация учебного и учительского труда

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Педагогические технологии в культурно-просветительской деятельности по безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрены возможности использования педагогических технологий в культурно-просветительской деятельности. Определены основные понятия и подходы.

Комфортная профессиональная среда как фактор мотивации педагога к инновационной деятельности

Статья посвящена вопросу влияния комфортной профессиональной среды на совершенствование личности педагога и его инновационную активность.

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

Факторы развития учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных организаций

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся ...

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений

В статье представлены современные методы и способы мотивации персонала образовательного учреждения. Рассмотрены понятия «мотивация» и «стимулирование». В табличной форме представлена совокупность методов и форм мотивации педагогического персонала в з...

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Педагогические технологии в культурно-просветительской деятельности по безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрены возможности использования педагогических технологий в культурно-просветительской деятельности. Определены основные понятия и подходы.

Комфортная профессиональная среда как фактор мотивации педагога к инновационной деятельности

Статья посвящена вопросу влияния комфортной профессиональной среды на совершенствование личности педагога и его инновационную активность.

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

Факторы развития учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных организаций

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся ...

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений

В статье представлены современные методы и способы мотивации персонала образовательного учреждения. Рассмотрены понятия «мотивация» и «стимулирование». В табличной форме представлена совокупность методов и форм мотивации педагогического персонала в з...

Задать вопрос