In this article, we will discuss General features of the pedagogical potential of musical and cultural environment of the educational organization. To determine the pedagogical conditions of optimization of functions of cultural leisure and educational facilities of the village as structural components of a single socio-cultural space of personal development.
Keywords: the potential pedagogical, musical and cultural environment, educational institution.
Социально-культурная деятельность выступает средством социализации ребенка, то есть приобщением к общественному целому, становления, как члена общества. В данном контексте социально-культурная деятельность предстаёт как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процессы и социальное поведение человека, и по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей [1].
Подрастающее поколение воспитывается в социуме под воздействием объективных и субъективных факторов, в том числе и под влиянием социокультурных институтов. В последнее время в связи с реформой школы и демократизацией учреждений культуры и внешкольных учреждений расширяется сфера продуктивной творческой деятельности, творческое начало проникает во все направления социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность представляет собой педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой. Социально-культурная деятельность как педагогическая подсистема, выражая суть и методику педагогического воздействия, выступает как связь субъекта и объекта. В рамках этой системы социально-культурная деятельность рассматривается как педагогически направленная, формирующая и развивающая личность.
Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано всё — и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов, выстраиваемый по законам педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и способностей субъектов [2].
Педагогически организованное социально-культурное взаимодействие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятельности. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
Педагогический потенциал музыкально-культурной деятельности содержит в себе арсенал средств, методов и форм, а также социокультурных технологий, которые используются активно в учреждениях дополнительного образования, в частности в детских музыкальных школах.
Так, к примеру, в музыкальной школе большую роль для воспитания и музыкального образования играет концертно-просветительская деятельность. Она является одним из основных видов профессиональной деятельности преподавателей и учащихся школы. Она стимулирует интерес у учащихся к занятиям, оказывает благотворное влияние на развитие их музыкально-эстетических вкусов.
Концертно-просветительская работа выполняет и социальные функции, которые наиболее актуальны. Активная работа в этом направлении повышает престиж школы, служит средством формирования её положительного имиджа.
Верными помощниками в воспитании учащихся являются такие формы социально-культурной работы, как: концерты с обсуждением исполнения самими учащимися; конкурсы, творческие вечера, фестивали, праздники, коллективные посещения концертов, музеев, музыкальных лекториев и. т.д.
Ребёнок в музыкальной школе не столько учится, сколько присваивает общечеловеческие ценности и идентифицирует себя с определённой культурой на основе познания музыки.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.
Существует великое множество форм социально-культурных мероприятий в работе учреждений дополнительного образования детей.
Это в том числе и различные виды музыкальных развлечений — праздники, утренники, игры, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, и.т.д.
В работе образовательных учреждений можно организовывать не только конкурсы и фестивали, огромной любовью у обучающихся пользуются музыкальные праздники. Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы. Это — центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительное искусство, художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества.
Праздник — это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным.
Организация праздников имеет большую подготовительную часть: оформление декораций, атрибутов и костюмов, разучивание музыкальных и театральных номеров и пр [3].
При организации таких праздников дети чувствуют большую ответственность и важность своей роли. А так как праздник — это синтез искусств, то в нем могут участвовать любой желающий ребенок.
Культурная среда образовательного учреждения — совокупность материально-технических, знаково-символических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых в пространстве учреждения дополнительного образования.
Особенность технологии воспитания духовной культуры состоит в том, что субъекты и объекты объединяются, взаимозаменяются в процессе социально-культурной деятельности, которую отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива как отдельного человека, так и различных социальных групп. Она обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, социальных, профессиональных и прочих интересов взрослых и детей.
Таким образом, педагогический потенциал социально-культурной деятельности и возможности его использования в деятельности образовательного учреждения заключается в целенаправленном воздействии на личность ребенка, так как именно через неё в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которым руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Литература:
- Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. — М.: МГУКИ, 2011.
- Пиличяускас А. А. Познание музыки как педагогическая проблема / А. А. Пиличяускас // Музыка в школе. — 2013. — № 1.
- Смирнов Б. Ф. Детская музыкальная школа как учебное заведение и культурно — просветительное учреждение // Культура. Творчество. Человек. Часть III: Культурология КДД. — Самара. — 2011.
- Степанова З. А. Воспитание творчеством / Степанова З. А. // Дополнительное образование № 12. 2015.
- Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие. — М.МГУКИ, 2013.
- Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия//Ученые записки. Вып. 23.МГУКИ — М., 2011.