Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации
Автор: Сансызбаева Карлыгаш Зарлыковна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 7993 раза
Библиографическое описание:
Сансызбаева, К. З. Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации / К. З. Сансызбаева. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 63-71. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/3998/ (дата обращения: 16.12.2024).
На протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности люди сталкиваются с многочисленными трудными жизненными ситуациями. В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, открывающие или закрывающие путь для ее нормального психического развития и функционирования. Для каждой личности в соответствии с ее индивидуальностью характерен свой неповторимый, уникальный способ жизни, способ ее структурирования, организации. В жизни каждого человека могут возникнуть такие ситуации, когда человек не может реагировать на внешние воздействия привычным способом, ему нужно адекватно выходить из сложившейся трудной ситуации. Среди авторов, занимавшихся изучением трудных жизненных ситуаций, можно назвать Б. С. Братуся, Л. Ф. Бурлачука, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову, К. Муздыбаева, М. Тышкову и др. Изучению проблемы эмоциональных состояний посвящены многие современные исследования С. В. Ковалева, Д. Магнуссона, А. В. Филиппова и др.
Умение преодолевать жизненные трудности, выработка собственных стратегий поведения и отношения к различным проблемам не теряет своей актуальности и по сей день. В современной психологии многие исследователи ищут ответы на вопрос, каким образом, какими способами человек справляется с ситуациями, событиями в своей жизни, как он их разрешает. Ответы на этот вопрос представляют большой теоретический и практический интерес. Одним из частных аспектов указанной проблемы является изучение способов поведения человека в трудных ситуациях и влияние на него уровня тревожности. Решению проблем и вопросов, связанных с исследованием уровней тревожности, посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов.
Зарубежные исследователи (Х.Хекккаузен, З.Хелус) в своих работах подчеркивают связь тревожности с определенной сферой деятельности и общения, с типом ситуации.
В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами личности — с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности.
С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой деятельности.
В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована, как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.
Кроме того, тревожность может быть связана с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению человека; при повышении уровня тревожности, человек теряет возможность к актуализации собственной личности, так как повышенная тревожность мешает двигаться вперед, расти по социальной и профессиональной лестнице.
В нашем экспериментальном исследовании мы ставили цель — выявить уровень личностной тревожности респондентов и проследить ее влияние на социальную фрустрацию, иными словами проследить взаимосвязь между тревожностью и удовлетворенностью человеком какими — либо достижениями жизни. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы попытались выяснить возможную зависимость уровня тревожности от удовлетворенности жизнью. Мы предположили, что чем выше уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние, и наоборот, чем меньше уровень тревожности в силу умения управлять своим состоянием, тем выше результат удовлетворенности своим социальным положением, статусом. Иными словами, чем ближе общее состояние личности к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат удовлетворенности, тем ниже уровень социальной фрустрации. Человек с низким уровнем тревожности и социальной фрустрации не только больше удовлетворен своей жизнью, но и более позитивен, оптимистичен.
Основными методами, используемыми для изучения психических состояний, являются: непосредственное наблюдение, аппаратурные методы для регистрации вегетативных реакций, анкеты и личностные опросники, основанные на самооценке испытуемых.
Личностные опросники и анкеты удобны в практическом использовании, не требуют специальной аппаратуры и не занимают много времени для их заполнения. Этот метод, наиболее удобный для исследования, был и выбран нами для изучения психологической проблемы тревожности.
Испытуемыми выступили 25 сотрудников компании «Колавто» (г.Актобе), которые были опрошены методом анонимного анкетирования.
Применялась методика «Шкала самооценки и оценки тревожности Ч. Спилбергера». Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности. Мы предположили, что при средних показателях уровня тревожности, являющихся нормой для индивида, некоторыми из респондентов их обычная реакция будет восприниматься столь привычно, не проявляя себя, что опрашиваемые будут склонны определить ее как «отсутствие» всякой реакции.
В каждом пункте имеются 4 варианта ответа, из которых надо было выбрать один, характеризующий наиболее типичное состояние респондента.
Анализ результатов выявил: 45 % опрошенных обнаружили низкие показатели уровня тревожности, умеренный уровень обнаружен у 30 % респондентов и 25 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень тревожности. У респондентов уверенных в себе, выносливых, спокойных, не склонных к нервозности отмечается значительно более низкий уровень тревожности. Поэтому относительно низкий уровень тревожности можно считать одним из основных показателей удовлетворенностью жизнью. Общая оценка респондентов с выявленным высоким уровнем тревожности характеризуется напряженностью и беспокойством, сильной возбудимостью. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Повышенная тревожность, несоразмерная с вызвавшим ее явлением или ситуацией, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических системах организма. Причем эти сдвиги, возникающие под влиянием эмоционально напряженных ситуаций, бывают значительно более выраженными, чем при сильных физических перегрузках и нормализуются обычно медленнее.
Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая зависимость. Под воздействием внутренней тревоги человек зачастую совершает необдуманные поступки, так как все разумные мысли парализованы чувством страха и неуверенности в себе. Таким людям тяжело идти на контакт, они очень редко достигают успеха в чем-либо. Личности с нормальным уровнем тревожности легко владеют ситуацией, своими эмоциями и поведением. Таким людям легко идти по жизни. Они очень мобильны, общительны, целеустремленны.
Таким образом, можно видеть, что тревожность является склонностью индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом возникновения тревоги; она выступает как один из основных параметров индивидуальных различий.
Многие специалисты полагают, что в целом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. Она может повышаться в следующих случаях: а) при нервно — психических и соматических заболеваниях; б) у людей, переживающих последствия психической травмы; в) у людей с отклоняющимся поведением. Однако необходимо заметить, что в этом ряду не указан, на наш взгляд, социальный фактор. Поскольку результаты нашего исследования позволяют предположить, что причиной тревожности людей может быть неудовлетворенность своим социальным положением, статусом и т. д. Исследованию связи между двумя указанными переменными и посвящена наша работа.
Социальная фрустрация возникает, когда удовлетворение потребностей людей раз за разом наталкивается на какие-то препятствия. Возникает состояние разочарования, в котором человек ощущает, что лишен того, к чему стремился. Результат — агрессия, направленная против ставшего источником фрустрации, либо перенесенная на кого-то другого, даже на самого себя.
Социальная фрустрированность — вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Поясним сказанное. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе может быть достигнуто в той или иной сфере, и то, что человек конкретно сам смог достичь, — с другой стороны. Социум как бы «вырабатывает» шкалы, или ступени, роста и достижений, а индивид соответственно своим притязаниям и возможностям достигает того или иного уровня.
В исследовании применили методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (Модификация В. В. Бойко). Цель методики: определение степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизни и деятельности. Исследуемый читает вопрос из предлагаемого списка опросника и дает один наиболее подходящий ему ответ.
Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Под социальной фрустрированностью автор понимает: вид психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально значимых иерархиях.
Каждое общество в конкретный период своего существования в зависимости от своей ориентации, материально — экономического развития, уровня правовой и нравственной культуры предлагает своим членам определенные возможности социального роста и удовлетворения потребностей. Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности –неудовлетворенности. При этом он испытывает фрустрацию не столько от достигнутого, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего.
Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины среднего балла по каждому пункту. Чем больше его величина, тем выше уровень социальной фрустрированности.
Проведенный анализ ответов показал, что у респондентов очень низкий уровень фрустрированности взаимоотношениями на работе, с коллегами по работе, с субъектами своей профессиональной деятельности, своим положением в обществе, отношениями с супругом, с ребенком, с родителями, обстановкой в обществе, отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми. Пониженный уровень удовлетворенности своим образованием, содержанием работы в целом, условиями профессиональной деятельности, жилищно-бытовыми условиями, сферой услуг и бытового обслуживания, возможностями выбора места работы, своим образом жизни в целом. Неопределенный уровень фрустрированности проведением досуга, возможностями проводить отпуск. Умеренный уровень фрустрированности материальным положением, сферой медицинского обслуживания.
Применив методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, мы получили следующие данные: у 45 % испытуемых пониженный уровень социальной фрустрированности, у 14 % неопределенный уровень, у 15 % повышенный и у 36 % очень низкий уровень фрустрированности. Большая часть испытуемых относится к группе с оптимальной фрустрированностью, имеющих психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению значимых целей, удовлетворения потребностей.
Неудовлетворенность социальными достижениями жизни характеризуется неуклонным ростом, а также тенденцией к снижению стрессоустойчивости значительной части населения.
Установлено, что неудовлетворенность потребности приводит индивида к фрустрации — психическому состоянию дезорганизации, вызываемому объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей. В ситуации фрустрации люди ведут себя по-разному. Многие мобилизуют свои внутренние ресурсы, энергично ищут себе новую работу, выбирают и осваивают себе новую профессию или открывают собственное дело. Но так реагируют не все. Иногда реакцией людей является игнорирование интересов других или агрессия, направленная как на других, так и на самого себя. Иногда фрустрация заканчивается тем, что человек становится безразличным ко всему, утрачивает интерес и активность.
Данные, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют, что неудовлетворенность потребности по-разному влияет на людей.
Так, у группы респондентов — менеджеров фирмы по сравнению с продавцами и обслуживающим персоналом, более низкий уровень тревожности, соответственно удовлетворенность выше. Вероятно, данный факт можно объяснить тем, что в компании у менеджеров более высокий социальный статус (наличие высшего или среднего специального образования, более высокая зарплата, возможность карьерного роста и т. д.). Мотивы у группы достаточно специфичны. В настоящем они живут признанием окружающих, имеют способы удовлетворения этой потребности, так как она подкрепляется активной деятельностью.
Продавцы, охранники и технички, несмотря на то, что их профессия необходима, общественно полезна, имеют более низкий социальный статус. Это связано с низкой заработной платой, непрестижностью профессии. Низкий уровень фрустрированности среди продавцов, охранников и техничек свидетельствует не об удовлетворенности, а скорее о том, что респонденты дают социально желательные ответы, предпочитают довольствоваться тем, что имеют на данный момент, скрывают свою неудовлетворенность.
Возможно, испытуемые считают, что их положение лучше, чем у других людей, которые не имеют постоянной работы или выполняют тяжелую низкооплачиваемую работу или вовсе являются безработными.
Получение стабильного положения, материального благополучия и профессиональная деятельность связываются в сознании респондентов со стремлением занять достойное положение в обществе, побуждает к переменам в жизни в будущем. Так, некоторые респонденты при личной беседе с автором признались, что хотят получить высшее образование и найти более престижную работу, занять соответствующе положение в обществе (другие испытуемые из этой же группы уже учатся заочно в различных вузах). Однако для этих людей важны не только социальные достижения, но и общение с людьми является базовой потребностью и ассоциативно связано с признанием окружающих.
У менеджеров базовой потребностью является потребность в самореализации, карьерном росте, направленность на профессиональную деятельность. Будущее и прошлое связаны: ожидается, что все будет, как и раньше. Прошлое и будущее определяется такими ценностями и видами деятельности, как семья и работа, стабильное положение и определенные перемены в жизни, достижение успеха и высокого положения в обществе, выполнение профессионального долга. Материальное благополучие расценивается, как один из элементов повышения социального статуса.
У группы продавцов достижение успеха, семья, обязанности представляют для них ценность, но фрустрированы, так как не всегда удовлетворяются в настоящем. Будущее не связано ни с настоящим, ни с прошлым и в представлениях данной категории людей наполнено только общением с людьми и признанием окружающих. Настоящее не является привлекательным, и не связано ни с какими видами деятельности. Под влиянием настоящей ситуации дополнительные потребности не актуализируются.
В заключении, необходимо отметить, что во всех группах наблюдалось отсутствие интересов и увлечений, свидетельствующее о фрустрации базовых потребностей. Если даже сфера увлечений была представлена в сознании испытуемых в настоящем, то она не ассоциировалась ни с одним из видов деятельности, способных привести к ее удовлетворению. Чаще наблюдалась ситуация, когда увлечения и интересы, будучи связаны в сознании с какими-либо способами деятельности, были представлены не в сфере субъективного настоящего, а только в прошлом или будущем.
Литература:
1. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. — М.: МГУ, 1987.
2. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал.1982.т.13. № 5.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М., 1984.
4. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с.104–113.
5. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе (Под ред. проф. Н. Н. Обозова). — Л.: ЛГУ, 1984.
6. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1989.
7. Карен Хорни. Тревожность. Собр. Сочинений в 3 том. М., 1997.т.2. стр.174–180.
8. Наенко Н. И. Природа психической напряженности. М.,1976.
9. Никишина В. Б., Т. Д. Василенко. Психодиагностика в системе социальной работы. М., 2004.
10. Ольшанникова А. Е. К психологической диагностике эмоциональности.//Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. — М.,1988, с.246–262.
11. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология //Межвузовский сборник. — Л.: ЛГУ, 1991.
12. Тарабрина Н. В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях //Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М. 1983. — С. 121–125.
13. Творогова Н. Д. Страх и тревожность. //Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. — М.: ВУНМЦ, 1998, с.271–275.
14. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда //Психологический словарь (Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова) — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
15. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Прогресс, 1986