Ключевые слова: социальная тревожность, застенчивость, жизнестойкость, принятие риска, вовлеченность, контроль
Изучением социальной тревожности занимаются многие отечественные и зарубежные авторы (Астапов В. М., Краснова В. В., Павлова Т. С., Холмогорова А. Б., Clark, D. M., Wells, A. A, Hofmann, S.G и др.)
Социальная тревожность — это состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми. Социальная тревожность тесно связана с такими понятиями, как застенчивость и социальная фобия [1].
A. Beck и D. Clarkвыделили три основные составляющие социальной тревоги:
- Страх отрицательной оценки со стороны окружающих людей, боязнь прослыть глупым, слабым, нелепым;
- Повышенная концентрация на себе, своих ощущениях, поведении, постоянная оценка и контроль всех своих действий, который, наоборот, привлекает к себе внимание окружающих. Например, когда девушка краснеет и пытается в этот момент прикрыть лицо, это еще больше привлекает внимание к ее красноте.
- Стратегия избегания — избегание социальных ситуаций, которое приносит облегчение в данный момент, но в долгосрочной перспективе человек не может убедиться в том, что большинство ситуаций на самом деле безопасны [3].
Также люди с социальной тревожностью предъявляют к себе чрезмерно завышенные требования в социальных ситуациях. По их мнению, они должны быть всегда безупречны, идеально выглядеть, быть уверенными в себе и остроумны. Невозможность соответствовать таким высоким требованиям еще больше снижает их уверенность, в том, что они справятся с социальной ситуацией и вызывает повышенную тревогу.
Ожидание социальной ситуации A. Beck и D. Clark обозначили как этап предвосхищения. Когда человек знает о предстоящей социальной ситуации, у него есть время обдумать различные негативные варианты событий. Опираясь на предыдущий неудачный опыт, он катастрофизирует предстоящий, ожидая провал. Вследствие чего тревога возрастает еще до того, как ситуация наступила [3].
Жизнестойкость — это система убеждений о себе, о мире и отношениях себя с миром. Эта система включает в себя следующие компоненты: вовлеченность, контроль и принятие риска. Высокий уровень этих компонентов и жизнестойкости в целом способствует совладанию со стрессами и восприятия их как менее значимых [2].
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [4]. Человек с развитой вовлеченностью получает удовольствие от совершаемой деятельности. Наоборот, отсутствие вовлеченности создает впечатление «пустой» жизни, не имеющей глубокого смысла — «если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность». [4].
Контроль дает человеку уверенность в том, что от него и его действий зависит результат происходящего, пусть и не гарантированный. Противоположная сторона контроля — ощущение слабости и неспособности на что-либо повлиять. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска — принятие человеком того, что в деятельности также как и успехи возможны неудачи. При этом понимание того, что неудачи тоже являются полезным опытом, из которого можно извлечь знания и строить дальнейший план действий, а стремление к комфортному и спокойному существованию без риска обедняет яркость и качество жизни личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование [2].
Социальная тревога и застенчивость свойственна многим людям, при этом у большинства не развивается социального тревожного расстройства. Большинство людей выбрали «отвагу быть», которая позволяет им действовать вопреки своей тревоге. Именно жизнестойкость помогает человеку справляться с тревогой, связанной с неопределенностью. Важно изучить какие элементы жизнестойкости помогают справляться с социальной тревожностью, чтобы делать упор на развитие у детей и взрослых этих качеств.
Компоненты жизнестойкости развиваются в контексте детско-родительских отношений в детском и подростковом возрасте, но и во взрослом возрасте благодаря тренингу жизнестойкости их возможно развить. Конкретнее, для развития вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития контроля необходима поддержка инициативы ребенка в решении более все более сложных задач для его возраста. Для развития компонента принятия риска важно разнообразие впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Для сохранения здоровья, работоспособности и стрессоустойчивости важно развивать все три компонента жизнестойкости подчеркивает Мадди [4]. Важно не только развитие каждого отдельного компонента жизнестойкости, но и их сочетание и согласованность между собой, которые дают общую меру жизнестойкости.
Жизнестойкие убеждения позволяют взглянуть на предстоящие трудности с большей уверенностью в том, что с ними человек справится благодаря готовности активно действовать, возможности влиять на ситуацию и принимать риски ситуация не кажется настолько опасной. Развитие данных качеств должно помочь юношам справляться с социальной тревожностью преодолевая страх негативной оценки, рисковать несмотря на желание избежать пугающие социальные ситуации, вовлекаться в контекст ситуации, а не в собственные ощущения, тревогу, завышенные требования к себе [2].
Предпринято нами исследование посвящено выяснению связи между жизнестойкостью и социальной тревожностью, выявлению компонентов жизнестойкости, которые помогают юношам и девушкам справляться с социальной тревожностью и ее преодолевать.
Объектом исследования является социальная тревожность у юношей и девушек. Предметом — связь социальной тревожности и жизнестойкости у юношей и девушек.
Выдвинута гипотеза осуществовании отрицательной связи социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте.
Для изучения уровня социальной тревожности используется «Шкала социального избегания и дистресса» (SADS) и «Шкала страха негативной оценки» (Fear of Negative Evaluation, FNE) валидизированные Клименковой Е. Н., Холмогоровой А. Б. Для определения уровня жизнестойкости у юношей используется Тест жизнестойкости Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И.
Актуальность
Социальная тревожность является серьезной проблемой для людей подверженных ей. Она может помешать человеку налаживать социальные связи, строить карьеру, повышает риск наркомании и алкоголизма. Особенно остро проблема социальной тревожности выступает у подростков и молодежи.
Также, в настоящее время, в связи с широким распространением использования социальных сетей и тенденции к вытеснению живого общения, повышается риск распространения социальной тревожности, что делает эту тему актуальной для исследования.
Перечисленные факторы обусловливают необходимость изучения феномена социальной тревожности, а также определения компонентов жизнестойкости, способствующих ее снижению.
Практическая значимость
Данное исследование может быть использовано для разработки профилактических рекомендаций, разработки тренингов по повышению уровня жизнестойкости у юношей и девушек и, как следствие, для коррекции у них социальной тревожности.
Полученные данные могут быть востребованы для работы психологической службы в учебных заведениях для коррекции социальной тревожности, проведения просветительской работы и профилактических мероприятий на тему социальной тревожности и жизнестойкости.
Литература:
1. Краснова В. В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: автореф. дис. канд. психол. наук. Москва. 2013. 25 с.
2. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006–63 с.
3. Clark, D. A., & Beck, A. T. Cognitive Therapy of Anxiety Disorders: Science and practice. Guilford Press. 2010.
4. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health / H. S. Friedman (Ed.). San Diego (CA): Academic Press, 1998 b. P. 323–335.